«Ползучее» завоевание японцами Китая началось с 1931 года. Им даже хватило самоуверенности создать на чужих территориях собственное марионеточное государство Маньжоу-Го.
7 июля 1937 года рота японских солдат напала на китайцев уже в пригороде Пекина. Для китайцев это стало началом большой войны. В первое время военные действия разворачивались для Китая плачевно. Не прошло и нескольких боёв, как были потеряны все танки, орудия артиллерии и авиация.
Прибытие советского подкрепления
Советский Союз совершенно не устраивало укрепление агрессивного противника ещё ближе к своим границам. Поэтому руководство СССР приняло решение поддержать китайцев. Начались поставки в страну военной техники, затем был подписан соответствующий договор. За два года Китаю были выданы многомиллионные долларовые займы.
Чтобы исправить положение в воздухе, в Китайскую республику направили группу советских бомбардировщиков СБ-2. Возглавил её капитан Фёдор Полынин, уже имевший опыт общения с китайцами. Официально мы не могли показать своё участие в военных действиях, поэтому на советских самолётах рисовали гоминьдановские (белые на синем) звёзды с двенадцатью лучами. Командира лётчиков местные стали звать Фынь По.
Благодаря советскому подкреплению ситуация в небе над Китаем изменилась коренным образом. Миф о японской непобедимости был начисто развеян. Самураи потеряли столько самолётов, что были вынуждены начать новые закупки военной техники в Европе.
Цель – недоступная Формоза
Чтобы оставлять технику недоступной для китайской авиации, японцы «присмотрели» в качестве главной базы своих ВВС остров Формозу. Они считали его полностью безопасным.
Когда китайское руководство сообщило, что на Формозу прибыл крупный караван с авиатехникой, наши лётчики получили приказ к действию.
Поздно вечером 22 февраля 1938 года Полынин объявил лётной группе секретную задачу: на следующий день с рассветом вылететь в сторону японской авиационной базы Формоза (Тайвань) и нанести массированный бомбовый удар. Это была сложнейшая задача.
От Ханькоу до Тайваня больше 900 километров, что для наших бомбардировщиков составляло предел дальности. На подобные цели сухопутная авиация обычно шла вдоль берега, чтобы в случае поломки можно было приземлиться. Здесь же нужно было лететь над проливом, соблюдая высоту в 4-5 км, чтобы экономить топливо. Воздух на такой высоте уже был разреженным, что создавало проблемы с дыханием. Кислородных масок у лётчиков не было, но об этом тогда никто не думал.
Успех операции и возвращение
Перед вылетом нашим лётчикам пришлось пережить несколько неприятных минут. На рассвете сигнал тревоги оповестил, что к советскому аэродрому летели японцы. Самолёты, полностью заправленные горючим, с полным боекомплектом были идеальной мишенью. Но, к счастью, японцы повернули в другую сторону.
Наши лётчики отправились на задание. Было решено отметить праздник Красной Армии удачным проведением операции.
В это время на Формозе разбирали очередной караван с новой авиационной техникой. Часть машин стояло в контейнерах. Другие уже были собраны и подготовлены к полётам. Завезли солидные запасы горючего. Шла неспешная работа по выгрузке и сборке новых самолётов. Японцы были полностью уверены в безопасности базы, поэтому об охране не шло и речи. Даже у зенитных батарей не было ни одного человека.
Наши самолёты начали бомбёжку. Среди японцев поднялась паника. Рвались готовые самолёты и цистерны с горючим, не распакованные контейнеры и все строения аэродрома. Не успела выстрелить ни одна пушка, в воздух не поднялся ни один самолёт. Был уничтожен запас топлива на 3 года.
Семь часов понадобилось на всю операцию. Обратно в Ханькоу вернулись все.
Реакция китайцев, японцев и русских
Узнав об успехе операции, китайцы устроили праздник. Советским военным они организовали торжественный приём, где преподнесли огромный торт с надписью «В честь РККА. Летчикам-добровольцам».
В Японии царила паника. Военное руководство решило, что у противников появилась палубная авиация. Это заставляло пересматривать все дальнейшие планы. Поразила японцев и беззаботность собственных военных на Формозе. В результате расследования начальника базы ВВС отправили под суд, комендант аэродрома совершил самоуничтожение по обычаям самураев, а губернатора острова сместили с поста. Отныне японские военные лётчики начали действовать с большой осторожностью, не забывая, что в любой момент можно получить «ответ китайцев».
От советского руководства лётчики получили награды. Лично Полынин из капитанов был сразу произведён в полковники. Когда все вернулись в Советский Союз, ему присвоили звание Героя Советского Союза.
В память об этом и других героических действиях советских лётчиков в широко известном ныне городе Ухань китайцы поставили обелиск. В Ханькоу сохранили музей авиации, экспонаты которого посвящены атаке на Формозу. В китайских учебниках истории посчитали правильным разместить портрет советского генерала Фынь По и его товарищей.
В СССР история о героической операции советской авиации была опубликована в газетах только в 60-70-е годы, чтобы напомнить Мао Дзэдуну о том, кому обязан Китай своей независимостью. Подробности граждане страны узнали только во времена новой России.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал