Найти тему
ЭлектроЭнергетика

Энергосбыт – паразит на потребителях?

Оглавление

Многие потребители считают энергосбытовые компании бесполезным звеном между энергосистемой и потребителями. Мол, это «паразит на теле потребителя», просто так получающий свою сбытовую надбавку.

На первый взгляд нужность энергосбыта действительно неочевидна. Взять, к примеру, обычный розничный магазин. Они так же покупают товары оптовыми партиями, чтобы потом перепродать с розничной наценкой. Но им нужно содержать торговую площадь, покупать торговое оборудование, выстраивать закупки и логистику.

Энергосбыты, подобно магазину, покупают электроэнергию на оптовом рынке, у гарантирующего поставщика или непосредственно у электростанции. Покупают электроэнергию они чаще всего ровно в той же точке электрической сети, в которой и продают.

У энергосбыта нет на балансе своего электрооборудования. Так в чём же их работа? За что они берут свою сбытовую надбавку?

Первая функция - непосредственно расчётная

Энергосбыт считает сколько электроэнергии и по каким ценам вы потребили. Тут часто возникает много разных нюансов: у каждого потребителя свои условия подключения, разрешённая мощность и особенности работы.

Да, есть много типовых потребителей, но учесть нужно интересы каждого.

В этой части работа энергосбыта сродни бухгалтерской. Бухгалтер очень похожим образом проводит транзакции, формирует "закрывающие" и платёжные документы, правильно "сажает" их в отчётность перед налоговой. При этом бухгалтеру так же нужно учитывать кучу нюансов, чтобы соблюсти интересы всех контрагентов.

Заметьте, ни один бухгалтер не получает процентов с транзакции.

Вторая функция энергосбыта - обеспечение по мощности

Мало запросить на оптовом рынке нужный объём электроэнергии, который собираются купить твои потребители.

Каждый потребитель нагружает свои электроустановки в своём графике. И в любой момент хочет ту мощность, которая ему нужна непосредственно в данный момент времени. К этому должны быть готовы не только электрические сети, которые передают электроэнергию до потребителя, но и генераторы, которые эту электроэнергию вырабатывают.

Энергосбыт в данном случае собирает заявки всех своих потребителей, анализирует графики их нагрузок и на основе этих данных запрашивает прогнозный график покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке.

Сможет ли потребитель сделать это самостоятельно? К такой работе готовы только очень крупные потребители, способные содержать службу главного энергетика.

Главная функция энергосбыта

Не стоит забывать, что оптовый рынок электроэнергии – это какой-никакой, но всё-таки рынок.

Более умелые и расторопные участники ОРЭМ покупают дешевле. Всё, как на обычном рынке. Тот, кто встал пораньше и пришёл первым (да ещё и с желанием купить объём побольше), имеет все шансы выбрать кусок поинтереснее.

Средневзвешенная цена электроэнергии зависит от квалификации персонала энергосбыта, умения планировать объёмы потребления в регионе. От потребителя и его умения планировать собственные объёмы на предстоящий год также зависит конечная стоимость электроэнергии и стоимость услуг по передаче.

Выбирая более умелую энергосбытовую компанию и чётче планируя собственные объёмы потребления, можно снизить конечную стоимость электроэнергии.

Подавляющее большинство потребителей на розничном рынке, неважно физлица или юрлица, не хотят ничего решать. Они просто хотят, чтобы у них было бесперебойное электроснабжение с нормальным качеством.

Что им энергосбыт и обеспечивает. А взамен просит оплатить его сбытовую надбавку. Ведь всякий труд должен оплачиваться, пусть он на первый взгляд и не виден.