Найти в Дзене
Всё идёт по плану!

О чистоте погон... и совести.

"Чистые погоны- чистая совесть". Данный постулат, как оказалось, в нашей части /да и не только в ней/ имел очень много сторонников и последователей.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

По разному можно относиться к званию ефрейтора, можно его не любить, а можно даже его и ненавидеть, но, если тебе его присваивают, то как от него отвертеться?!

Я и сам был ефрейтором, вернее, я и есть ефрейтор, поскольку- пока ещё в запасе. Почти все часовые - операторы и часовые КПП - у нас были ефрейтора. Ефрейторами были два каптёра, банщик, два водителя из пяти и один повар. Плюс и, приблизительно, каждый десятый солдат в роте.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Лычек ефрейторских не носил почти никто! Были отдельные индивидуумы, но их было мало.

Другое дело - инструктора СРС. Те сплошняком - если не младший сержант, то - ефрейтор. Они и приезжали то с учебного полка уже с соплёй. Ну а если кто-то из них, вдруг решал "стать" рядовым, то начальник питомника, прапорщик Алтухов, вмиг! возвращал их в звание, соответствующее записи в военном билете.

Меня же, прослужившего в этом звании год и два месяца - ни один офицер, ни даже старшина-- ни разу не спросили, а почему я не в ефрейторских погонах?

Но был у нас обратный случай. Один бойкий паренёк из одной из среднеазиатских республик / назовём его - Али/,был очень активен. Он всегда всех подгонял- наводили ли порядок, бежали ли марш- бросок, чистили ли картошку - неважно. Справедливости ради - и сам работы не избегал- вместе со всеми драил полы, бегал, чистил.
А куда бы он делся, это был последний призыв. Т. е.он своих и"гонял".
В какой то момент в роте не хватало сержантов. Командирами отделений были рядовые. И вот этого парня, углядев такую его активность, ротный назначил комотд.
Вообще, отделенные - это было в нашей роте абсолютно номинальное явление. Они никем, никогда и ни в каких случаях не командовали. Взвод вообще почти никогда невозможно было увидеть в полном составе - кто уехал во встречный, кто - то спит после ночного патруля, кто - то после чистки картошки. Кто то в нарядах. Кто то в усилении. Кто то в командировках. А в такой ситуации поди разбери - кто там из какого отделения, кто над кем командир . Бойцы и сами зачастую не знали, в каком они отделении.
Просто положен был по штату - по штату он и был,не более.
Но этот новоиспечённый командир оказался не только активным, но ещё и дотошным. Он нашёл книгу учёта личного состава роты и всё выяснил. И начал командовать.
Мы вообще не знали про"45 секунд времени - подъем/отбой",мы как то после КМБ об этом быстро забывали. В необходимых случаях мы и без понуканий поднимались по тревоге, но такие инициативы, если кому из сержантов и приходили в голову, то очень быстро остужались. Иногда и самим л/с. Чаще - старшиной.
А вот Али начал это активно практиковать. После поступления команды "Рота, отбой!",он не давал разойтись своему отделению. Он выскакивал вперёд, кричал про сорок пять секунд и наблюдал за процессом. Те из подчинённых волей случая ему солдат, кто был старше призывом - просто не обращали на Али ни малейшего внимания. Но его однопризывники, четыре человека, скакали там, иногда по несколько раз. Часов Али не имел. Спичек было мало. Поэтому он секунды отсчитывал вслух, громко. Но у него были явные проблемы с арифметикой, он сбивался со счёта.. Вообщем, было на что посмотреть....
Ему до армии, там, откуда его призвали, рассказали, что в армии - так надо и всё!
Ребят, этих четверых, было откровенно жалко, но мы не вмешивались, ждали, что они сами разберутся со своим "фельдфебелем". Зато вмешался однажды сам ротный. Ему там, в канцелярии, надоело слушать крики про "45 секунд" и он вышел. Отбив несчастную четвёрку самому Али он сказал, сказал явно прикалываясь:
- Да, Али, ты лучший солдат в моей роте!
Для Али этого оказалось достаточно! У него сложилась в голове формула "ефрейтор = лучший солдат". Он пошёл в магазин, купил галун и присобачил лычку. Так и ходил "ефрейтором" . В кухонный наряд, в суточный, а на боевую службу таких "ефрейторов"
не брали, побаивались...
И, главное, никто не мог его переубедить. Ни сослвживцы, ни взводный, ни старшина. Так и ходил с соплёй.
Мы над ним потешались, конечно. Однако, закончилось это всё не очень весело. В один из дней Али сделал себе здоровенную пилотку из газеты, в которых принято представлять маляров, и ходил в ней по роте. На вопрос дежурного - Что это у тебя на голове?
ответил :- Шапка.
- Ша-а-апка-озадаченно протянул сержант, здоровенный детина, с сочувствием осматривая с высоты своего двухметрового роста маленького щуплого Али в газете.
К вечеру того увезли в полк и впоследствии - комиссовали.
Фото из интернета.
Фото из интернета.

Так обстояли дела с ефрейторами. По крайней мере - визуально у большинства погоны оставались чистыми.

*******

Несколько по другому было с сержантами. Не носить сержантские лычки - невозможно. Сержант - это вам не ефрейтор какой - нибудь. Это уже сам по себе хоть и младший, но - командир. Тут и спросить могли по полной !

Фото из интернета.
Фото из интернета.
Ваня Зеленников был младшим сержантом. Проходил в этом звании год. Потом поехал в полк на какие-то курсы для сержантов и вернулся уже с тремя лычками.
Фото из интернета.
Фото из интернета.
Ещё месяца через четыре он опять поехал, уже на какую-то конференцию и вернулся оттуда старшим.
Фото из интернета.
Фото из интернета.
А ещё через какое-то, совсем не продолжительное, время его опять отправили в полк. Нетрудно догадаться, что назад приехал он уже с погонами старшины.
Фото из интернета.
Фото из интернета.
Он был единственным старшиной в батальоне.
Вот так, решили сделать кого то одного образцовым сержантом, и - сделали! За совсем короткий отрезок времени.
Но Ванька и вправду был хорошим сержантом и нормальным парнем! Тут, что называется, по заслугам- и честь!
Так Иван и поехал на дембель с красивыми погонами. / Он был на полгода старше /.
Мы ещё прикалывались, что, если бы Ванёк ещё раз сподобился съездить в полк, то вернулся бы оттуда уже прапорщиком, без всякой школы.

-8

Но почему то многие сержанты, особенно русские, считали для себя невозможным возвращаться домой в этом звании.

- Что ж я, сержантом, что ли, домой поеду?! - прямо так и говорили.

И пёс знает, откуда это пошло и когда и с чего это началось?!

Но, чтобы сержанта разжаловали надо было всерьёз "залететь", "упороть серьёзный косяк" по службе.

Единственным реальным способом так накосячить было - напиться. А сделать это было затруднительно без содействия бесконвойных осУжденных с охраняемой ротой ИТК. Они, бесы, были единственным "источником водки". Ну негде её было больше взять. Ближайшие магазины принадлежали Министерству Внутренних Дел и находились на территориях колоний - поселений. Вполне понятно, что водку в них не продавали.

В посёлок соваться было делом безнадёжным- там каждый встречный либо свой офицер, либо зоновский.

А сверчки - контролёры, вчерашние солдаты, элементарно боялись идти навстречу просьбам солдат сегодняшних купить им водки. Комбат был мужчина суровый. Так что - себе дороже могло для них выйти. Спасибо, хоть не закладывали о таких просьбах.

Вот и оставались - бесы, имевшие возможность привезти спиртное из города, который был километрах в 50,если не в 100.А это ещё и "незаконные связи" - железный вариант для разжалования!

Итак, когда сержанту, по идеологическим соображениям не желавшему таковым оставаться, начинал светить дембель, проворачивалась "Операции Ы" по добыче водки, конечным результатом которой являлось разжалование обладателя сержантских погон.

Вот лишь несколько примеров :

Старший сержант Габричевский-разжалован.

Младший сержант Шахов- разжалован.

Младший сержант Шаров- разжалован .

Сержант Потапчук - тоже. Как и мл. сержант Андреев.

И ещё несколько.

И что интересно - это всё были хорошие сержанты. К ним не было претензий ни у нас,солдат, их подчинённых, ни у командиров.

Но вот такая была тенденция. Можно сказать - традиция. Труднообъяснимая.

И способ был у всех один.

Мы, возможно, не до конца их понимали. Но- старались понять. Ну, или, по крайней мере, не осуждать. Мало ли, какие там мысли у людей, какие мотивы...

А вот младший сержант Патрикевич выбрал другой путь . Он, и ещё двое рядовых, обворовали батальонный магазин. Взяли сигарет, каких то пряников. Вообщем - мелочовку. То что их не смогут вычислить - на это даже в пьяном угаре нельзя было надеяться. Их и вычислили.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Вот этого мы так и не поняли.

Раздувать не стали. Своей губы у нас и в помине не было. Для дисциплинарного воздействия использовалась "холодная комната " на КПП батальона. Туда и поместили эту тройку джентльменов удачи. Подержали там пару недель да и выпустили. Мы уже вовсю парадку наглажиаали на первую партию. А им комбат клятвенно обещал, что отправит их домой после вечерней поверки 31 декабря. / Так и сделал! /.

И вот Патрикевич, уже с рядовыми погонами, нам объяснял, что просто у него аллергия на водку и потому он избрал такой способ " соскачить" с сержантского звания...

********

Приезжал ко мне Серёга Патрикевич в гости в Москву после армии. Раз десять приезжал. Так вот - не было у него никакой аллергии.

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!

ВСЕМ ДОБРА и УДАЧИ!!