Не забудьте подписаться на мой канал.
Уважаемые родители, специалисты и читатели, для Вас я подготовила цикл статей о развитии детей (двигательном, речевом и познавательном). Эта информация поможет Вам оценить развитие Вашего ребенка и, в случае значительного отставания в формировании каких-либо функций и деятельности, вовремя обратиться за консультацией к специалисту.
Раннее детство – период важных перемен в жизни ребенка. Он начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться и взаимодействовать с предметами, формируется основная потребность ребенка – это познание окружающего мира, которое осуществляется через взаимодействие с предметами. Поэтому ведущей деятельностью данного возрастного периода является предметно-манипулятивная. Ребенку необходимо научиться базовым действиям с предметами (кушать ложкой, пить из кружки, причесываться расческой), и более сложным соотносящим действиям – определение пространственных взаимоотношений между разными предметами (собрать пирамидку или матрёшку, соотнести фигурку с подходящим по форме и размеру отверстием и т.д.).
На основе ведущей деятельности начинает формироваться игровая и продуктивные виды деятельности (рисование). Игра возникает в процессе манипулирования с предметами. Сначала ребенок использует их так, как научил и показал ему взрослый. Затем он учится переносить действия с одного предмета на другой (замещение). Если в 3 года у ребенка не сформировалась способность к замещению, то необходимо обратить на это внимание и оказать ему педагогическую помощь.
Далее ребенок начинает использовать предметы-заместители, т.е. воспроизводит увиденное на своих игрушках (например, колечко от пирамидки – это руль, деталь от конструктора – таблетка). Сначала он многократно повторяет общие схемы действия с предметами, затем начинает отображать свои наблюдения повседневной жизни. К концу 2 года ребенок начинает усваивать и понимать свою роль (например, девочка кормит куклу как мама. Девочка, в данной ситуации, – мама). Это закладывает основу для формирования сюжетно-ролевой игры.
Значимым видом деятельности, возникающим на основе предметной, является рисование. В раннем детстве оно проходит несколько этапов: от каракулей до непосредственно изобразительной деятельности (изображение по замыслу). Здесь важна помощь со стороны взрослого, чтобы стимулировать переход от хаотичного черкания к целенаправленному действию карандашом в воспроизведении изображения.
Познавательное развитие. Так как, раннее детство – это период познания окружающего мира, то у ребенка совершенствуются и развиваются восприятие, мышление, внимание, двигательные навыки. В процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, материалом и т.п. У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов. Важно отметить, что к трем годам у ребенка определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.
Речевое развитие. Возраст от 1 года до 3 лет является сензитивным периодом для усвоения речи, т.е. она развивается особенно интенсивно. В этот период совершенствуется понимание речи взрослых, и активно обогащается собственная речь ребенка. Так активный словарь детей в возрасте 1 года составляет всего 20-30 слов, а уже к концу 3 года – более 400 слов. Ребенок учится правильному произношению звуков родного языка, усваивает грамматический строй речи. Начинает формироваться связная (фразовая) речь. Речь становиться важнейшим средством по передачи общественного опыта и имеет большое значение для психического развития ребенка в целом, а потребность в общении у него формируется на основе тесного сотрудничества с взрослым по поводу действия с окружающими предметами.
Напоминаю, что каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности и может развиваться, чуть опережая или отставая от норм. Но, если у него наблюдается значительное отставание в развитии (ребенок в 1-3 года не ходит, не говорит, руки не развиты, а их движения не согласованы и т.д.), необходимо обратиться к специалисту. При своевременном начатом лечении можно вовремя предотвратить и избавиться от серьезных проблем.
В следующей статье мы рассмотрим нормы развития ребенка в дошкольном возрасте (3-5 лет).
Другие мои статьи:
Развитие ребенка от рождения до года
Специалист не оправдал ожидания? Или как адекватно оценить возможности своего ребенка.
Как родителям исправить речь ребенка?
"А давайте просто поговорим!" Грустная реальность.