В 34 года он уже руководил отраслью. Год спустя началась Великая Отечественная, и ему пришлось решать непростые задачи обеспечения армии топливом, без которого победа над врагом была бы немыслима. Из 38 народных комиссаров СССР, возглавлявших отраслевые наркоматы в военное время, только семь были удостоены высшей советской трудовой награды — звания Героя Социалистического Труда. Среди них — нарком нефтяной промышленности Иван Корнеевич Седин (1906–1972).
Школа жизни
Иван Седин родился 25 (12) мая 1906 года в станице Кужорской Кубанской области в казачьей семье. В детстве слышал от отца рассказы о том, как тот неоднократно посещал нефтяные промыслы Кубани. В сентябре 1913 года Иван начал обучение в первом классе станичной школы. Через год началась Первая мировая, и его отец в составе Майкопского казачьего полка был направлен в действующую армию на Кавказский фронт. Зимой 1917 года в семью пришло печальное известие о гибели приказного Корнея Гуреевича Седина в одном из сражений с турецкими войсками. Оставшись в семье за старшего, Иван вынужден был прервать учебу в школе и начал работать на поденщине на табачных и бахчевых плантациях местных купцов.
После двух революций и Гражданской войны весной 1920 года на территории Кубани установилась советская власть. Вскоре Иван Седин вступил в ряды комсомола. Как боец частей особого назначения участвовал в ликвидации бандитских формирований. В 1924 году был направлен комсомолом в Майкопский педагогический техникум. Во время учебы его избрали секретарем комсомольской ячейки, а затем и членом бюро окружкома ВЛКСМ. По распределению с 1928 года он работал заведующим школы в станице Гиагинская.
В конце августа 1931 года Иван Седин по направлению Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) прибыл в Москву и был зачислен на первый курс Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской. Однако через год, в связи с готовящимся переездом учебного заведения в Ленинград, агропедагогическое отделение, где он учился, было расформировано. Ему предложили перевестись в Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева. С первых дней учебы студент Седин уделял особое внимание занятиям на своей профилирующей кафедре химической технологии пластических масс, которую возглавлял профессор Григорий Петров (1866–1957), получивший еще в 1913-м первую отечественную пластмассу. Занимался он и общественной деятельностью, был избран секретарем институтского бюро ВЛКСМ. В апреле 1937-го после получения диплома 1-й степени с квалификацией «инженер-технолог» по специальности «технология пластмасс» Иван Седин приступил к работе на Московском химико-пищевом заводе им. Д. И. Менделеева.
В конце зимы 1938 года последовал его перевод на должность заместителя начальника цеха завода № 39 им. В. Р. Менжинского. Этот московский завод входил в структуру наркомата авиационной промышленности, и здесь производился выпуск бомбардировщиков ДБ-3, Пе-3 и истребителей И-15, И-16. Но стать авиастроителем инженеру Седину не пришлось, так как всего через месяц работы на этом предприятии в его судьбе произошел неожиданный поворот.
По партийной линии
Период 1937–1938 годов вошел в историю Советского Союза как время Большого террора. Массовые репрессии в стране достигли своей высшей фазы. Сигнал к их началу дал февральско-мартовский пленум ЦК партии, на котором 3 марта 1937 года И. В. Сталин выступил с докладом о «ликвидации троцкистских и иных двурушников», в котором дал обоснование репрессивной политики против партийной и хозяйственной номенклатуры. В стране начались массовые аресты практически во всех структурах государственного управления. А спрос на молодых специалистов с высшим образованием для замещения освобождающихся руководящих постов резко возрос.
Так началась непродолжительная партийная карьера Ивана Седина. В марте 1938 года его пригласили на беседу в Отдел кадров ЦК ВКП(б), где сделали предложение о переходе на должность 2-го секретаря Тамбовского обкома ВКП(б), отвечающего за вопросы промышленности. Конечно, о каких-либо возражениях со стороны коммуниста Седина не могло идти речи. В июне того же года он уже возглавляет Тамбовскую областную партийную организацию. А через месяц решением ЦК ВКП(б) Седина переводят в Ивановскую область. Здесь сподвижники наркома НКВД Ежова сумели «разоблачить» разветвленный антисоветский «запасной правотроцкистский блок», который составили все высшие партийные и хозяйственные руководители области. Всех их арестовали и после скоротечного судебного заседания расстреляли. Новое областное руководство было сформировано в пожарном порядке из представителей других регионов.
В марте 1939-го в числе 2035 делегатов Седин принял участие в работе XVIII съезда ВКП(б), где И. В. Сталиным было громогласно объявлено о завершении построения «в основном» социалистического общества в СССР и принята амбициозная программа «Догнать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения». На заключительном заседании съезда 21 марта 1939-го первый секретарь Ивановского обкома партии Седин был избран членом Центрального комитета ВКП(б), заняв тем самым место в первой сотне советской партийно-политической элиты. Вскоре он также был награжден орденом Ленина.
Бросили на нефть
12 октября 1939 года в биографии Седина начался новый этап: он был назначен первым заместителем народного комиссара нефтяной промышленности СССР. Как общесоюзное ведомство Наркомнефть появилась в результате решения Совнаркома СССР разделить наркомат топливной промышленности на два: нефтяной и угольной.
Глава наркомата Лазарь Каганович (1893–1991), один из ближайших сподвижников Сталина, в кругах советской номенклатуры получил прозвище «железный Лазарь» благодаря установлению в подчиненных ему ведомствах военной дисциплины. Семь месяцев работы в качестве заместителя Кагановича стали серьезной проверкой на прочность для тридцатитрехлетнего Ивана Седина. Из-за большой загруженности наркома на других должностях ему пришлось без раскачки брать на себя решение важнейших вопросов.
Вместе с Кагановичем 28 ноября 1939 года Седин впервые был на приеме у Сталина в его кремлевском кабинете, где рассматривался вопрос организации поставок горюче-смазочных материалов для Красной армии в преддверии начала ее боевых действий против Финляндии. Следующая встреча с главой государства состоялась 20 января 1940 года: обсуждались объемы нефтяных поставок в нацистскую Германию в рамках готовящегося к подписанию так называемого хозяйственного соглашения с Третьим рейхом.
3 июля 1940 года Указом Верховного Совета СССР Иван Седин был назначен на пост народного комиссара нефтяной промышленности СССР. Вечером того же дня в Кремле он встретился со Сталиным, от которого получил конкретные указания о необходимости подъема производительности в отрасли за счет внедрения передовой техники, ускорения строительства нефтяных объектов, развития отраслевого машиностроения, а также существенного повышения качества нефтепродуктов и их сбыта.
Одним из первоочередных дел стала реализация постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О развитии добычи нефти в Грозном», принятого 9 июля 1940 года. Оно было вызвано сложной ситуацией, сложившейся в Грозненском нефтепромысловом районе. За восемь лет, с 1931 по 1939 год, добыча нефти сократилась здесь в 3,7 раза из-за истощения месторождений, вызванного неоправданной погоней за рекордными фонтанными притоками. В результате в общесоюзном объеме добытой нефти доля Грознефтекомбината снизилась до 7,3% в 1939-м против 36,1% в 1932 году. Систематическое невыполнение государственного плана ставило под угрозу обеспечение национальной экономики горюче-смазочными ресурсами.
19 сентября 1940 года последовал срочный вызов наркома Седина в Кремль. Эта встреча со Сталиным продолжалась более двух часов и была связана с новыми территориальными приобретениями СССР, случившимися в ходе «освободительного похода Красной армии в Западную Украину». Обсуждалась организация работы Наркомнефти СССР на нефтяных промыслах Галиции.
По итогам 1940 года в СССР было добыто 31,1 млн т нефти, на нефтеперерабатывающих заводах было переработано 29,4 млн т нефти. Выработано 883,6 тыс. т авиационного бензина, 3,48 млн т автомобильного бензина, 5,6 млн т керосина, 1,27 млн т лигроина, 1,46 млн т дизельного топлива.
О том, что было дальше, читайте в следующей статье.
Заинтересовала тема? Оставляйте свои комментарии - нам важно знать, что вы думаете.
Чем смазывали технику во время Великой Отечественной войны и после нее
Как в Западной Сибири формировался крупнейший топливно-энергетический комплекс
Как академик Вернадский доказывал революционную теорию о происхождении нефти
Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/
Текст: Александр Матвейчук
Фото: РИА «Новости», ТАСС