Найти в Дзене
С Богом по жизни

“Кто Сей?”

Тема этого урока находится в словах учеников, когда Иисус усмирил бурю: “Кто же Сей, что и ветер, и море повинуются Ему?” (Мк. 4:41; см. Лк. 8:25; Мф. 8:27). Вопрос “Кто Сей?” (“Кто это?”) не переставал звучать на протяжении всего служения Иисуса — что указывает на то, как трудно было людям понять, кем же на самом деле был Иисус. Когда Христос исцелил человека, которого опустили через крышу, фарисеи спрашивали: “Кто это, Который богохульствует?” (Лк. 5:21). Когда Иисус простил женщину, омывшую Его ноги слезами, гости начали говорить: “Кто Сей, что и грехи прощает?” (Лк. 7:49). Когда молва о деятельности Христа дошла до царя Ирода, тот сказал: “Кто же Сей, о Котором я слышу такое?” (Лк. 9:9). Когда Иисус совершил Свой триумфальный вход в Иерусалим, “весь город пришел в движение и говорил: «Кто Сей?»” (Мф. 21:10). В этот раз мы разберем три случая, когда Христос привел в замешательство наблюдавших за Ним и Его деятельностью. Два месяца назад у нас была статья, посвященная первой большой
Оглавление

Тема этого урока находится в словах учеников, когда Иисус усмирил бурю: “Кто же Сей, что и ветер, и море повинуются Ему?” (Мк. 4:41; см. Лк. 8:25; Мф. 8:27). Вопрос “Кто Сей?” (“Кто это?”) не переставал звучать на протяжении всего служения Иисуса — что указывает на то, как трудно было людям понять, кем же на самом деле был Иисус. Когда Христос исцелил человека, которого опустили через крышу, фарисеи спрашивали: “Кто это, Который богохульствует?” (Лк. 5:21). Когда Иисус простил женщину, омывшую Его ноги слезами, гости начали говорить: “Кто Сей, что и грехи прощает?” (Лк. 7:49). Когда молва о деятельности Христа дошла до царя Ирода, тот сказал: “Кто же Сей, о Котором я слышу такое?” (Лк. 9:9). Когда Иисус совершил Свой триумфальный вход в Иерусалим, “весь город пришел в движение и говорил: «Кто Сей?»” (Мф. 21:10). В этот раз мы разберем три случая, когда Христос привел в замешательство наблюдавших за Ним и Его деятельностью.

“КТО ЭТО, ЧТО УСМИРЯЕТ БУРЮ?” (Мф. 8:18, 23-27; Мк. 4:35-41; Лк. 8:22-25)

Два месяца назад у нас была статья, посвященная первой большой группе притч. Согласно Матфею, “когда окончил Иисус притчи эти, пошел оттуда” (Мф. 13:53). Марк пишет, что Он отправился на восточный берег Галилейского моря: “Вечером того дня [когда Он говорил притчами (Мк. 4:34)] сказал им: «Переправимся на ту сторону»” (Мк. 4:35). Это было первое из четырех записанных путешествий Христа на восточный берег моря. Марк сообщает: “И они, отпустив народ, взяли Его с собой, как Он был, в лодке” (Мк. 4:36) — то есть они отправились немедленно, без подготовки и съестных запасов. Марк добавляет: “Были и другие лодки с Ним” (Мк. 4:36). Возможно, некоторые сели в лодки и подплыли к говорившему Иисусу (Мк. 4:1), чтобы лучше было слышно. По-видимому, эта деталь вставлена для того, чтобы показать, что были и другие свидетели бури, которая быстро поднялась и затем быстро прекратилась.

Причиной переправы Христа было дать Себе передышку от толпы (см. Мф. 8:18; Мк. 4:36). Хотя Он был вполне Бог, Он также был вполне человек, и напряженный день утомил Его. Скоро Он уснул (Лк. 8:23). Марк отмечает, что “Он спал на корме, на возглавии...” (Мк. 4:38). На корме, в задней части лодки, было больше места. “Возглавие” — это, наверное, покрывало для сиденья, может быть, овечья шкура, которую можно было свернуть, сделав из нее нечто вроде подушки. Дж. Шепард пишет:

«Физической природой человека Иисуса овладели слабость, усталость и изнеможение, и Он лежал, погруженный в глубокий сон, обдуваемый морским ветерком и убаюкиваемый мягким ритмичным покачиванием лодки... Ученики возле Него приглушенными голосами обсуждали то, что произошло за день, а другие тихо управлялись с парусами и вели плавно скользящее судно по безмятежным водам».

По воде от Капернаума до “страны гадаринской” было всего несколько километров. При благоприятных условиях путешествие можно было совершить за два-три часа.

Но условия оказались неблагоприятными. Скоро разразилась буря: когда “на озере поднялся бурный ветер”, “сделалось великое волнение на море” (Мф. 8:24; Лк. 8:23). “Волны били в лодку, так что она уже наполнялась водой” (Мк. 4:37). “И заливало их волнами, и они были в опасности” (Лк. 8:23).

Галилейское озеро подвержено внезапным штормам. Оно расположено почти на 250 метров ниже уровня моря и окружено гористой местностью. Когда с гор на озеро проникает холодный ветер, спокойная поверхность может моментально превратиться в бурную массу пенящихся волн. Некоторые в лодке были рыбаками и наверняка видели много штормов на море. Тот факт, что испугались даже они, указывает на необычный характер бури.

Лодку бросало по волнам, а Иисус продолжал спать. Мы можем спросить: “Кто это, что может спать в бурю?” И нашим первым ответом будет: “Совсем обессилевший Человек”. Более полный ответ — “Обессилевший Человек, который верит в Своего Бога”.

Шторм Иисуса не встревожил, чего не скажешь о Его учениках. Синоптические авторы пишут о растерянности учеников: они, “подойдя, разбудили Его, и сказали: «Наставник! Наставник! Погибаем»” (Лк. 8:24); “Ученики Его, подойдя к Нему... сказали: «Господи! Спаси нас, погибаем»” (Мф. 8:25); “Его будят и говорят Ему: «Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?»” (Мк. 4:38).

Мы не знаем наверняка, каких действий они ожидали от Иисуса. Раньше они никогда не видели, чтобы Он усмирял бурю, и явно удивились, когда Он это сделал (Мф. 8:27; Мк. 4:41; Лк. 8:25). Наверное, они были, как маленький ребенок, который кричит отцу или матери: “Сделай что-нибудь!” — хотя не имеет представления, что подразумевается под этим “что-нибудь”.

Ученики страшно испугались, а Христос был спокоен. Сначала Он упрекнул их: “Что вы так боязливы, маловерные?” (Мф. 8:26). А затем “запретил ветру и сказал морю: «Умолкни, перестань»” (Мк. 4:39; Лк. 8:24). Волны “умолкли”, “ветер утих, и сделалась великая тишина” (Лк. 8:24; Мк. 4:39). Мгновенное усмирение ветра и волн было двойным чудом, потому что обычно рябь на поверхности воды продолжалась какое-то время и после прекращения ветра.

Ученики Иисуса и раньше наблюдали начало и прекращение шторма на Галилейском море, но ничего подобного они не видели. Пораженные, они вскричали: “Кто Сей...” (Мф. 8:27); “Кто же Сей, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?” (Лк. 8:25). Ответ на этот вопрос — Человек силы (см. Лк. 4:14; 5:17; 6:19; 8:46; 1 Кор. 5:4; 2 Кор. 12:9).

Эта история имеет отношение и к нам с вами. Всех нас трепали жизненные бури. Иногда, подобно ученикам, мы позволяем нашей вере поколебаться и кричим: “Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?” (Мк. 4:38). Нам нужно помнить, что волнение в груди христианина Он может успокоить так же легко, как усмирил волны Галилейского моря.

“КТО ЭТО, ЧТО ИСЦЕЛЯЕТ ТЕЛА И ДУШИ?” (Мф. 8:28-34; Мк. 5:1-21; Лк. 8:26-40)

Наконец Иисус и ученики добрались до восточного берега моря. Матфей пишет, что они прибыли в “страну гергесинскую” (Мф. 8:28), а Марк и Лука называют эту местность “страна гадаринская” (Мк. 5:1; Лк. 8:26). Гергеса (или Гераса) — это деревня на восточном берегу моря. Вся территория управлялась Гадарой, расположенной в нескольких километрах к юго-востоку. Поэтому она была известна и как “страна гергесинская”, и как “страна гадаринская”. Критики Библии называли это “противоречием”, пока не были найдены развалины “Херасы” (то есть Герасы).

Если Иисус надеялся отдохнуть в этом безлюдном месте, то это Ему не удалось; там Его встретила странная “группа приветствия”. “И когда Он прибыл на другой берег, в страну Гергесинскую, Его встретили двое бесноватых, вышедших из гробниц” (Мф. 8:28). Матфей говорит о двух бесноватых, в то время как Марк и Лука сосредоточили свое внимание на более примечательном из двоих.

Когда Иисус начал изгонять из этих людей злых духов, бесы попросили позволить им войти в стадо свиней, которые паслись на ближайшем холме. Когда же бесы вошли в свиней, стадо обезумело, бросилось с горы в море и утонуло.

Много лет назад Джон С. Суини спорил с одним конфессиональным проповедником о способе крещения: как нужно креститься согласно Новому Завету — погружением или окроплением. Этот конфессиональный проповедник занимал крайнюю позицию, говоря, что в Новом Завете нет примеров крещения погружением в воду. Желая сострить, он сказал: “Ну ладно, в Новом Завете все же есть один пример крещения погружением в воду”, — и привел историю об утонувших в море двух тысячах свиней. Взяв слово, брат Суини ответил: “Да, это был случай крещения погружением — и так как дьявол потерял свою долю бекона, с тех пор он и старается изменить этот способ!”

Узнав, что случилось, люди той страны стали умолять Христа уйти. Когда Иисус собрался выполнить их просьбу, один из исцеленных попросился пойти с Ним (Мк. 5:18). Иисус же ответил: “Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобой Господь и как помиловал тебя” (Мк. 5:19).

Можно удивляться, почему Иисус велел этому человеку рассказать о случившемся, тогда как других ранее просил молчать (Мк. 1:43, 44). Одна из возможных причин: это исцеление произошло вне сферы влияния фарисеев и книжников. Было менее вероятно, что гласность в этом районе вызовет какие-то действия со стороны Его врагов. Другая причина могла быть такой: поскольку Иисус был вынужден уйти, не успев проповедовать, Он хотел оставить в этом месте Своего свидетеля.

Человек сделал то, о чем просил его Господь: “И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились” (Мк. 5:20). В результате, когда Иисус в следующий раз пришел в эту страну, Он имел более радушный прием (Мк. 7:31-37).

Это удивительная и трогательная история. Вспоминая ее, мы спрашиваем: “Кто это, что исцеляет тела и души?” И вот ответ: “Человек сострадания”.

Поймите из этого рассказа, что Иисус любит каждого. Вы думаете, что Иисус никогда не может полюбить вас такого, какой вы есть? Вспомните этих грязных, покрытых паршой, свирепых людей, выскочивших из темноты на Христа. Иисус любил их — Он любит и вас! (См. Отк. 1:5).

“КТО ЭТО, ЧТО ЕСТ С ГРЕШНИКАМИ?” (Мф. 9:1, 10-17; Мк. 2:15-22; Лк. 5:29-39)

Когда люди из “страны гергесинской” попросили Его уйти, “Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город” (Мф. 9:1). Это значит, что Он вернулся в Капернаум. Там Его встретили огромные толпы людей (см. Мк. 5:21; Лк. 8:40). Трудно сказать в точности, как события развивались дальше. Вскоре после возвращения Он воскресил дочь Иаира (Мф. 9:18-26; Мк. 5:22-43; Лк. 8:41-56). После рассказа о призыве к ученичеству Матфей пишет о званом обеде, который он дал в честь Иисуса. Все авторы синоптических Евангелий говорят об этом событии — собрании, которое вызвало много критики в адрес Почетного гостя.

Критика №1: трапеза с грешниками

“И сделал для Него Левий [то есть Матфей] в доме своем большое угощение” (Лк. 5:29), Естественно, Матфей пригласил своих старых друзей и бывших коллег. Скоро его дом наполнился мытарями и другими отверженными: “возлежали с Ним... и многие мытари, и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним” (Мк. 2:15).

Фарисеи, которые постоянно преследовали Господа, начали ворчать (Лк. 5:30). Они спрашивали Его учеников: “Почему Учитель ваш есть и пьет с мытарями и грешниками?” (Мф. 9:11). И вот классический ответ Иисуса: “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Лк. 5:31, 32). В этом контексте “праведниками” названы те, кто думал, что они праведники и не нуждаются в покаянии, — иными словами, Иисус имел в виду книжников и фарисеев.

Критика №2: несоблюдение поста

На этом фарисеи не остановились и пустили в ход вторую критику, подсказанную, видимо, фактом обеда Иисуса и его учеников у Матфея: “Почему ученики Иоанна и фарисеев постятся, а твои ученики не постятся?” (Мк. 2:18). Некоторые из присутствовавших там учеников Иоанна тоже подхватили: “Почему?” (Мф. 9:14).

Суть этого вопроса была: “Почему вы не продолжаете давние традиции наших отцов?” Фактически, Христос ответил, что приход Мессии открыл новую эру, не всегда совместимую с прошлыми традициями. Ответ Иисуса состоял из двух частей. Смысл первой был в том, что традиция поста не подходила для Его учеников. Приход Мессии Он сравнил со свадьбой (Мф. 9:15; Мк. 2:19, 20; Лк. 5:34, 35): такие праздники существуют для радости, а не для печали. (Для иудеев пост был символом раскаяния и скорби).

Во второй части Своего ответа Он показал, что включение человеческих традиций в правление Мессии было бы губительным для режима. Лепить фарисейские предания к Его учению — все равно, что пришивать новую заплатку к старой одежде (Лк. 5:36). Когда новая заплатка усядет, она разорвет старую материю. Или иначе: пытаться смешивать старые обычаи с Его новым путем — все равно, что добавлять новое вино в старые мехи. Осадок на дне старого кожаного сосуда вызовет брожение и увеличение объема нового вина, отчего старая хрупкая кожа прорвется (Лк. 5:37).

Иисус знал, что фарисеи не примут Его новый путь. Он с грустью говорил о тех, кто даже не подумает меняться, кто всегда будет говорить: “Старое лучше” (Лк. 5:39).

Прежде чем оставить эту историю, хочу вернуться к тому, что послужило началом к критике Господа: Его обеду с мытарями и другими грешниками. “Кто это, что ест с грешниками?” И вот ответ: “Человек цели”. Иисус сказал: “Я пришел призвать не праведников, но грешников” (Лк. 5:32). В другом месте Он заявил, что “Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее” (Лк. 19:10).

Вы грешник? Вы сомневаетесь, что Он заботится о вас? Посмотрите, вот Он на обеде у Матфея — ест, разговаривает, смеется с теми, кого иудеи считали подонками общества. Он любит грешников! Он любит вас!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели три примера того, как Христос изумил окружавших Его людей.

• “Кто это, что усмиряет ветер и волны?” Человек силы.

• “Кто это, что исцеляет тела и души?” Человек сострадания.

• “Кто это, что ест с грешниками?” Человек цели.

Эта цель состояла в том, чтобы призвать грешников к покаянию. Если вы все еще во власти своих грехов, я молюсь, чтобы этот урок тронул вас и вы пришли к Нему в смирении и покаянии. Ответьте в своем сердце на вопрос “Кто это?” с таким чувством: “Тот, кто любит меня и кто умер за меня!”

Христианство | С Богом по жизни | Дзен