Когда Иисус проповедовал в синагоге Капернаума, люди “дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники” (Мк. 1:22). Иисус изумил всех присутствовавших не только Своим учением, но и Своими деяниями. Когда Иисус изгнал беса, “напал на всех ужас, и рассуждали между собою: «Что это значит, что Он с властью и силой повелевает нечистым духам и они выходят?»” (Лк. 4:36).
Такая поразительная демонстрация власти предопределила неизбежность столкновений Иисуса с религиозными вождями иудеев. Перед тем, как исцелить парализованного, Иисус делает смелое заявление о том, что “Сын Человеческий [то есть Он Сам] имеет власть на земле прощать грехи” (Мф. 9:6). Когда парализованный поднялся и пошел, народ “удивился и прославил Бога, давшего такую власть людям” (Мф. 9:8).
“КАК ВЛАСТЬ ИМЕЮЩИЙ” В КАПЕРНАУМЕ (Мф. 8:14-17; Мк. 1:21-34; Лк. 4:31-41)
Учит с властью (Мк. 1:21, 22; Лк. 4:31, 32)
Начав служение в Галилее, Иисус нашел слушателей в синагогах, которые существовали почти в каждом селении (см. Лк. 4:15). В синагогах после прочтения отрывка из Писания возглавлявший богослужение мог попросить любого из присутствовавших (любого, кого он считал компетентным) высказаться по поводу услышанного.
В следующую же субботу после того, как Иисус призвал четырех рыбаков, Он со Своими учениками пришел на богослужение в синагогу Капернаума. Когда подошло время, Иисуса попросили высказаться. Слушавшие “дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники” (Мк. 1:22). Книжники никогда не говорили, опираясь на собственный авторитет. Вместо этого, они бесконечно ссылались на различные другие авторитеты, когда-либо высказывавшиеся по данному вопросу. В пересказе Живой Библии говорится:
“Собравшиеся были удивлены... потому что Он говорил авторитетно и не пытался доказать свою точку зрения, цитируя других, — совсем не так, как они привыкли слышать”.
Изгоняет бесов с властью (Мк. 1:23-28; Лк. 4:33-37)
Обычно во время богослужений соблюдались определенные правила поведения, но в то время, когда говорил Иисус, тишину вдруг нарушил крик:
«В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: “Оставь! Что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, — Святой Божий”» (Мк. 1:23, 24).
Лука говорит нам, что “нечистый дух” был бесом (4:33, 35). Бесы (по-гречески “демоны”) — это злые сверхъестественные существа, слуги сатаны, исполняющие его волю. В новозаветные времена они могли входить в людей против их воли. Либеральные ученые отрицают возможность одержимости бесами в дни Христа, утверждая, что действию злых духов суеверные люди приписывали проявление физических недугов. Однако врач Лука проводит различие между больными и “имевшими нечистых духов бесовских”, то есть одержимыми бесами. Феномен одержимости дал Иисусу дополнительную возможность продемонстрировать Свою силу и проявить сострадание. В Мк. 1 и Лк. 4 описан первый случай изгнания Иисусом беса. Когда нечистый дух прервал Иисуса, Христос приказал ему замолчать. Бес в ярости поверг наземь человека, в котором находился, отчего тот забился в судорогах и закричал. Но, в конце концов, дух “вышел из него, нисколько не повредив ему” (Лк. 4:35).
Присутствовавшие были поражены, и “скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее” (Мк. 1:28).
Исцеляет с властью (Мф. 8:14-17; Мк. 1:29-34; Лк. 4:38-41)
По окончании богослужения в синагоге Иисус с четырьмя учениками направился в дом Петра и Андрея (Мк. 1:29). Там они узнали, что теща Петра лежит в горячке. Иисус поднял ее, взяв за руку, и горячка оставила ее. “Она тотчас встала и служила им” (Лк. 4:39). В переводе “Слово жизни” говорится: “Она встала и начала накрывать на стол”.
Тем временем начала распространяться молва о происшедшем в синагоге. И после захода солнца “все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их” (Лк. 4:40). Изгонял Иисус и нечистых духов. “Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: «Ты Христос, Сын Божий». А Он запрещал им говорить, что они знают, что Он Христос” (Лк. 4:41; см. 4:34; Мк. 1:24).
Каким-то образом бесы знали, кто Христос (см. Иак. 2:19). Нечистый дух в синагоге назвал Иисуса “Святым Божьим”. Эти бесы называли Его “Сыном Божьим”. Недавно я увидел надпись на одной футболке: “Пять бесов из пяти согласны, что Иисус — Сын Божий!” Мне грустно, что даже нечистые духи признают божественность Иисуса, тогда как многие люди отрицают это.
Почему Иисус не разрешал нечистым духам говорить, кто Он? Наверное, этому есть много причин, но главной причиной, возможно, было то, что Он не хотел, чтобы показалось, что Он как-то связан с бесами. В конце концов Его обвинят в том, что Он изгонял бесов силой веельзевула, то есть дьявола (Мф. 12:24).
“КАК ВЛАСТЬ ИМЕЮЩИЙ” В ГАЛИЛЕЕ (Мф. 4:23-25; 8:2-4; Мк. 1:35-45; Лк. 4:42-44; 5:12-16)
Власть и намерение
Ранним утром следующего дня Иисус вышел из Капернаума и направился в пустынное место, чтобы помолиться (Мк. 1:35). Хотя у Него была божественная природа, Ему нужно было остаться наедине со Своим Отцом. У нас с вами тоже есть такая нужда.
Ученики Иисуса разыскали Его и сказали: “Все ищут Тебя” (Мк. 1:37). Они были в восторге от успеха Иисуса в Капернауме, но Иисус не собирался ограничиться одним городом. Он рассказал им о Своем намерении проповедовать во всех городах Галилеи (Мк. 1:38). Тут толпа людей из Капернаума нашла Иисуса. Они уговаривали Его остаться, но решение уже было принято (Лк. 4:42, 43). Он и Его ученики отправились в первое путешествие по Галилее.
Провинция Галилея простиралась в длину на сто и в ширину приблизительно на пятьдесят километров. На ее территории находилось несколько сотен городов, в которых проживало около трех миллионов человек. Путешествие, вероятно, продлилось несколько месяцев. Вот краткий отчет Матфея о результатах проделанной работы:
«И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царства, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и парализованных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф. 4:23-25).
Власть и сострадание
Одно из чудес, сотворенных во время этого проповеднического служения, описано в деталях: это исцеление прокаженного. Проказа в древности была чуть ли не самой страшной болезнью. Термин этот был шире современного и охватывал целый ряд болезней, поражающих кожные покровы и нервную систему. Заболевание было заразным и, в целом, считалось неизлечимым. Прокаженные должны были жить в самоизоляции и избегать контакта с людьми (Лев. 13:45, 46).
Во время путешествия к Иисусу однажды подошел прокаженный. Лука отмечает, что он был “весь в проказе” (Лк. 5:12). У этого человека была поздняя стадия заболевания: кожа отпадала; возможно, у него уже отсутствовали некоторые конечности — пальцы рук и ног, кончик носа, верхняя часть ушей. Прокаженный упал перед Христом на колени и стал умолять Его: “Если хочешь, можешь меня очистить” (Мк. 1:40). “Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: «Хочу, очистись». После этого слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист” (ст. 41, 42).
Ранее мы уже подчеркивали, что Иисус “подчинился закону” (Гал. 4:4); Он соблюдал закон Моисея и призывал к этому других. Закон требовал, чтобы исцелившиеся от проказы совершили паломничество в иерусалимский храм для прохождения ритуала очищения и осмотра священниками (Лев. 14:2-32). Поэтому Иисус велел этому человеку: “...покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им” (Мк. 1:44). Христос также “строго... сказал ему: «Смотри, никому ничего не говори»” (ст. 43, 44). Однако взволнованный человек “выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем” (ст. 45).
В молодости я полагал, что Иисус прибегнул к психологическому приему. Я думал: “Ловкий ход! Иисус велел этому человеку молчать о случившемся, вызвав таким образом у него еще большее желание рассказать обо всем!” Сейчас я понимаю, что это противоречило бы природе Иисуса; Он бы не опустился до того, чтобы манипулировать людьми. Мне также ясно и то, что Иисус вполне серьезно отдал это приказание. Ранее Он сказал ученикам, что Ему нужно идти и проповедовать в других городах Галилеи (Мк. 1:38; Лк. 4:43), но из-за рассказов исцеленного от проказы “Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных” (Мк. 1:45).
Куда бы Он ни отправлялся, люди находили Его и “приходили к Нему отовсюду” (ст. 45). Несомненно, за время первого путешествия было многое достигнуто.
“КАК ВЛАСТЬ ИМЕЮЩИЙ” СНОВА В КАПЕРНАУМЕ (Мф. 9:2-9; Мк. 2:1-14; Лк. 5:17-28)
Власть прощать грехи
Завершив путешествие, Иисус вернулся в Капернаум — вероятно, в дом Петра — чтобы восстановить силы. Ему, однако, не пришлось долго отдыхать, так как все очень быстро узнали о Его возвращении в город, и дом, в котором Он остановился, вскоре наполнился людьми.
Среди присутствовавших находились фарисеи и книжники (Мф. 9:3; Мк. 2:6; Лк. 5:17, 21). Эти люди были самозваными стражами закона и хранителями традиций.
Некоторые из них прибыли из Иерусалима (Лк. 5:17). Когда возросла популярность Иоанна Крестителя, священники и левиты не поленились прийти из Иерусалима, чтобы допросить его (Ин. 1:19). Теперь книжники и фарисеи решили побольше разузнать об Иисусе.
В то время, когда Иисус проповедовал, четверо мужчин проделали дыру в крыше дома и сквозь нее спустили вниз на носилках своего парализованного друга. Иисус пожалел этого человека и сказал: “Чадо! Прощаются тебе грехи твои” (Мк. 2:5).
Недоброжелатели Христа были шокированы. “Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?” (ст. 7) — подумали они. Слово “богохульствовать” означает “злословить, очернять”. Часто оно употребляется, когда говорят о клевете. (Это же греческое слово используется в Тит. 3:2 и 2 Пет. 2:2). Иудеи также употребляли это слово по отношению ко всему, что могло бросить тень на природу и свойства Бога. Книжники и фарисеи рассуждали следующим образом:
1. Только Бог может прощать грехи.
2. Этот человек не Бог.
3. Следовательно, Он виновен в богохульстве.
Их логика была верна; неправильным было только второе предположение.
«Иисус, тотчас узнав Духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: “Почему так помышляете в сердцах ваших? Что легче: сказать ли парализованному: 'Прощаются тебе грехи' или сказать: 'Встань, возьми свою постель и ходи'? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит парализованному, — тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой”» (ст. 8-11).
Проще говоря, Иисус использовал Свою власть над болезнями, чтобы доказать, что Он также обладал властью прощать грехи.
Когда Христос велел парализованному встать, “он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: «Никогда ничего такого мы не видали»” (ст. 12).
Прибывшим из Иерусалима следовало бы рассуждать так:
1. Только Бог может прощать грехи.
2. Этот Человек может прощать грехи.
3. Следовательно, Он — Бог!
К сожалению, наполнявшие их предвзятость, зависть и своекорыстие не позволили им даже задуматься над словами Иисуса.
Так началась та враждебность, которую Иисус ощущал вплоть до самого распятия. Вскоре за Ним повсюду стали следовать соглядатаи, пытавшиеся поймать Его на каком-нибудь неподобающем нарушении, которое можно было бы использовать против Него.
Власть бросать вызов людям
Несколько поступков Иисуса разозлили Его обличителей: Он прикоснулся к прокаженному. Он объявил, что может прощать грехи. Еще один эпизод в нашем уроке вызвал у них гнев: Он призвал в Свои ученики сборщика податей.
Одним из любимых мест Иисуса вблизи Капернаума был берег моря. Когда Он в очередной раз пошел туда, множество людей последовало за Ним, и Он учил их (Мк. 2:13).
Поблизости находилась палатка сборщика налогов. Возможно, она стояла на берегу озера, чтобы взимать налоги за доставку товара и пассажиров, или, может быть, она находилась у ближайшей дороги для сбора пошлины на товары, ввозившиеся в Капернаум. Сборщика налогов звали Матфей (Мф. 9:9). Он был сыном Алфея и также был известен под именем Левий (Мк. 2:14).
Иудеи ненавидели сборщиков налогов как таковых. Сотрудничавших с римлянами соотечественников они считали предателями. Роберт Л. Томас писал:
«Сборщики налогов, подобные Матфею, ...оценивали стоимость товаров, перевозимых купцами, и взимали с них пошлину для римской власти. …Отсутствие точно установленных тарифов давало возможность сборщикам налогов завышать подати и разницу класть в собственный карман. Неизвестно, был ли Матфей таким же нечестным, как большинство представителей этого рода занятий, но и одной принадлежности к этим париям иудейского общества было достаточно, чтобы вызвать презрение соотечественников».
Иисус, вероятно, часто проходил мимо палатки Матфея по дороге к Галилейскому морю и назад. Без сомнения, сборщик налогов, сидя в своей палатке, мог неоднократно слышать проповеди Христа. Однако этот день оказался не таким, как другие, ибо Иисус остановился возле него и сказал: “Следуй за Мной” (Мк. 2:14). Как и в случае с Петром, Андреем, Иаковом и Иоанном, это было призвание стать постоянным учеником. Как и рыбаки, Матфей, “оставив все, встал и последовал за Ним” (Лк. 5:28).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Великое Галилейское служение набирало силу. В этом уроке мы говорили о власти Иисуса. Вопрос о власти был главной причиной Его конфликта с представителями иудейской религиозной элиты от начала и до конца Его земного служения. Когда Он в первый раз изгнал менял из храма, иудеи стали задавать Ему вопросы относительно Его “власти так поступать” (Ин. 2:18). В последнюю неделю жизни Иисуса на земле они требовали от Него: “Скажи нам, какой властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть эту?” (Лк. 20:2).
Вопрос о власти является центральным и в вашем ответе Ему. После Своей смерти, погребения и воскресения Иисус сказал: “Дана Мне всякая власть на небе и на земле” (Мф. 28:18). Вы согласны признать Его власть над вами? Склониться перед Ним — это значит полностью подчинить Себя Ему на деле, а не только на словах. Иисус сказал: “Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» — войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мф. 7:21). Вы согласны признать Его власть — прямо сейчас?