Найти тему
С Богом по жизни

О любви, благодати, милости и крещении

Оглавление

Без Божьей любви, благодати и милости нас бы неминуемо ждало вечное наказание. Что бы мы ни делали, мы ничем не можем заслужить спасения и прощения. Нас спасают только Божья сущность и Божьи деяния.

БОЖЬЯ ЛЮБОВЬ

О Божьей сущности нам говорят слова “Бог есть любовь” (1 Ин. 4:8). Божья любовь - вот что побудило Его послать Иисуса на смерть за наши грехи. Нас спасает не то, кто мы такие или что собой представляем, не наши добрые дела, а Бог. Мы были еще грешниками, не достойными прощения и заслуживающими наказания, а Бог уже действовал в наших интересах:

«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16).
«В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4:10).

Получая любовь незаслуженно, мы должны ответить Богу взаимностью, чтобы воспользоваться благами Его деяний любви. Любовь побудила Бога прийти к нам на помощь. А наша любовь к Богу должна побудить нас повиноваться Ему (Ин. 14:15, 21, 23). Он действует во благо праведных и не слушает беззаконных: “Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лицо Господне против делающих зло” (1 Пет. 3:12). Это потому, что Бог - противник зла. О Своем Сыне Он сказал: “Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие” (Евр. 1:9). Он ненавидит “всех, делающих беззаконие” (Пс. 5:6).

Для грешников же, отказывающихся верить в Иисуса и не отвечающих на Божью любовь, остается Его гнев. В Ин. 3:36 сказано: “Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем” . В Рим. 2:5 Павел предупреждает: “Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога” (см. также Рим. 1:18; Еф. 5:6; Отк. 14:9, 10).

Божьи любовь и гнев не противоречат друг другу, ибо Его гнев есть следствие Его любви. Это можно проиллюстрировать тем, как мы сами реагируем на определенные ситуации. Глубоко любящая своего мужа женщина очень расстраивается, если он смотрит с вожделением на других женщин. Если она не любит своего мужа, то может и не рассердиться на него, сколько бы интрижек он ни заводил. Божья любовь может быть основанием для Его ревности и гнева (Исх. 20:5; Втор. 4:24).

Иисус показал и рассказал нам, как пребывать в Божьей любви. Вот Его слова: “Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в Моей любви. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви” (Ин. 15:9, 10).

Божья любовь требует определенных условий. Вера, покаяние, исповедание и крещение - вот те требования, которые мы должны выполнить, прежде чем Он спасет нас. Мы должны сделать все это из нашей любви к Нему, и тогда мы обретем спасение. Мы выполняем эти требования, чтобы получить блага Его любви, а не для того, чтобы заслужить Его любовь. Ни одно из наших деяний не может заслужить Божью любовь; но у Него есть конкретные условия, которые нужно исполнить, прежде чем Он вознаградит нас, и мы должны повиноваться. “И, совершившись [став совершенным ; Современный Перевод], сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного” (Евр. 5:9).

БОЖЬЯ БЛАГОДАТЬ

Греческое слово харис (евр. хен), чаще всего переводимое как “благодать”, в Новом Завете встречается 155 раз. От этого свойства Бога зависит наше спасение. Вот как определяет “благодать” Новый международный библейский словарь:

(1) В узком смысле слова это то, что вызывает радость, удовольствие, наслаждение, что очаровывает, привлекает, прельщает; (2) добрая воля, доброта, милосердие и т.п.; (3) доброе отношение хозяина к слуге. Таким образом, по аналогии благодать стала означать доброе отношение Бога к человеку (Лк. 1:30). [Новозаветные] писатели в конце своих писем часто просили, чтобы с их читателями пребывала Божья благодать (Рим. 16:20; Фил. 4:23; Кол. 4:18; 1 Фес. 5:28). Кроме того, слово “благодать” часто употребляется для выражения понятия доброго отношения к тому, кто не заслуживает его; отсюда - незаслуженное благоволение, особенно такое и в такой степени, как было даровано грешникам через Иисуса Христа (Еф. 2:45). Следовательно, благодать есть такое незаслуженное благоволение Бога к падшему человеку, что ради Христа - единородного от Отца, полного благодати и истины (Ин. 1:14), - Он дал человеку спасение.

Важность благодати невозможно переоценить. Мы в долгу из-за греха, и нам нечем заплатить за наши грехи. Величина долга не имеет значения. Если один человек задолжал сто тысяч рублей, а другой - только один рубль, но им обоим нечем оплатить свой долг, оба они остаются должниками. Без крови Иисуса все остаются грешниками (Рим. 3:9, 10, 23), заслуживающими смерти (Рим. 6:23; Иак. 1:15) и не имеющими, чем заплатить за свои грехи.

Человек, которому простили долг в один рубль, и человек, которому простили долг в сто тысяч рублей, одинаково свободны от долга. Те, кому прощен один грех и кому прощено много грехов, одинаково прощены и одинаково свободны от своих грехов. Когда фарисей критиковал Иисуса за общение с грешницей, Он ответил: “А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (Лк. 7:47). Вот в чем красота Божьей благодати.

Иисус, полный благодати (Ин. 1:14), явил благодать нам (Ин. 1:16). Никакие дела человеческие не могут смыть даже одно пятно греха (Еф. 2:8). Не может снять грех и закон Моисея (Ин. 1:17), ибо он не давал благодати (Гал. 5:4). Павел писал: “Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер” (Гал. 2:21).

Оправдание и спасение даются нам “по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе” (Рим. 3:24). Мы читаем:

«Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:14).
«Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать» (Рим. 11:6).
«Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от нас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8, 9).

Мы получили спасение по деянию Божьему, а не по своим делам.

Хотя благодать Бога, Его незаслуженное благоволение к человеку, доступна каждому (Тит. 2:11), не все ее обретают. Так как благодать пришла через Иисуса (Ин. 1:17; Рим. 5:15), те, кто не принимает Его (Ин. 1:11; 12:48), отвергают и Божью благодать. Иисус - это Тот, кто, по Божьей благодати, заплатил за наше спасение Своей кровью (Деян. 20:28; Евр. 9:14; 10:19, 20; 1 Пет. 1:17-19). Поэтому у Него есть право спасти любого, кого Он захочет, и на любых условиях, на каких пожелает (Евр. 5:9).

В Рим. 6 Павел спрашивает: “Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?” ; “Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?” (ст. 1, 2). Эти вопросы предполагают, что мы, входя в благодать, должны умереть для греха и перестать привычно грешить. Павел называет тот момент, когда это должно произойти, задавая другой вопрос: “Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились?” (ст. 3). А затем пишет: “Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни” (ст. 4).

Из слов Павла можно сделать вывод, что мы входим в Божью благодать в момент крещения. Крестившись в Иисуса (Рим. 6:3), мы обретаем Божью благодать, которая в Иисусе, что мы и видим в Еф. 1:7 и 2 Тим. 2:1. В этих стихах крещение ассоциируется с вхождением в Его благодать. Не принявшие крещение пребывают вне Христа, отделены от Христа (Еф. 2:12, 13) и лишены благодати (Гал. 5:4), которая во Христе. Божья благодать не зарабатывается в крещении; человек входит в нее верой в момент крещения. Мы не должны обманывать Его благодать, продолжая вести греховную жизнь. Тот, кто “произвольно грешит” после того, как уже “освящен”, оскорбляет “Духа благодати”. В Евр. 10:26-29 сказано:

«Ибо если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?»

БОЖЬЯ МИЛОСТЬ

“Милость” (греч. глагол - элеэо; существительное - элеос), как сказано в Новом международном библейском словаре, это “снисходительность, освобождение преступника или правонарушителя от наказания; сострадание, заставляющее помогать слабым, больным и бедным”. Это слово также предполагает прощение долга (Мф. 18:33). Благодать, включая в себя милость, превосходит ее. Оба эти понятия означают отказ от возмездия за причиненное зло; однако благодать идет дальше, предлагая помощь причинившему это зло.

Если бездомный человек намеренно повредит чей-то дом, то его владелец может подать на него в суд и/или потребовать возмещения ущерба. Если владелец не требует оплаты или наказания злоумышленника, то этим он проявляет милость. Если домовладелец прощает того, кто причинил ему ущерб, и дает ему место для проживания, то этим он проявляет благодать.

Для послушных Его воле Бог милостиво предусмотрел прощение и отмену наказания. По Своей благодати, Он предусмотрел вечную жизнь на небесах. Божья милость удерживает Его от наказания грешника, а Божья благодати побуждает Его даровать ему незаслуженные благословения.

“Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать” (Рим. 11:32). Милость прощает ранее непокорных грешников, а теперь повиновавшихся. Павел указал на себя как на худшего из грешников, который был помилован (1 Тим. 1:15, 16). Божьи прощение и милость были явлены Павлу в Дамаске. Анания сказал Павлу: “Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи свои, призвав имя Господа Иисуса” (Деян. 22:16). Павел не заработал Божью милость тем, что крестился; но он обрел прощение, по Божьей благодати и милости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хоть мы и грешники, Божья любовь, благодать и милость побудила Его помочь нам. Мы ничего не можем сделать, чтобы заслужить такие благословения; однако чтобы получить их, мы должны повиноваться Богу. Вера, покаяние, исповедание и крещение не являются теми действиями, с помощью которых мы заслуживаем Божьи благословения, но это те требования, которые нужно исполнить, чтобы Бог, по Своей благодати и милости, дал нам Свои обещанные благословения.

Церковь Христа