Найти тему

Тяжелый танк ИС - 1: в тени великого потомка.

Приветствую вас друзья! О танке ИС-2 знают практически все - это бесспорно лучший "тяжеловес" Второй мировой. А вот о его предшественнике обычно если и упоминают, то как-то мимоходом.

К началу Великой Отечественной войны на вооружение РККА были приняты тяжелый танк КВ-1 и средний Т-34. С началом войны часть промышленных мощностей оказалась на оккупированный врагом территории, часть находилась в стадии эвакуации. В связи с этим возник дефицит броневого металлопроката. Дело дошло до того, что Государственный комитет обороны издал 23 февраля 1942 года распоряжение, которым предписывалось всячески экономить дефицитный ресурс. Также руководители заводов должны были предоставлять в Наркомат танковой промышленности отчетность как о наличии годного проката, а также и об обрезках брони разбитых на три категории, отличавшиеся площадью обрезка. Были свернуты все работы по усилению бронирования существующих типов боевых машин. Более того предписывалось уменьшить толщину бронелистов, компенсировав это наложением неброневой стали тощиной 15-25 мм.

Не в лучшую сторону при этом выделялся тяжеловес КВ: удешевлению его стоимости и снижению веса в распоряжении ГКО было уделено особое внимание. Кроме того военных не устраивали его скоростные и маневренные качества. От танкостроителей требовалось решить поставленные задачи не уменьшая объемы выпуска тяжелых танков. По сути требовалось создать универсальный танк, способный заменить собой и Т-34 и КВ. Можно сказать, что это была попытка создания ОБТ - основного боевого танка

Решить поставленную задачу взялись в конструкторском бюро Опытного танкового завода в Челябинске. Проектные работы начались в марте 1942 года, а уже в мае на заводские испытания вышел прототип, получивший обозначение КВ-13. Поначалу все выглядело многообещающе: за счет применения литья при изготовления корпусных деталей, танк получился немногим тяжелее тридцатьчетверки, но при этом развивал скорость 51,7 км/ч и имел большую плавность хода. Плюсом была возможность использовать ведущее колесо и гусеничные цепи как от Т-34 так и от КВ-1. Однако дальнейшие испытания выявили множество различных дефектов и недоработок, особенно по механической части, которые не удалось устранить в отведенное на это время. Танк КВ-13 так и остался опытным образцом.

КВ-13 - именовался как "средний танк тяжелого бронирования". Опытная машина, которая должна была заменить в производстве КВ и Т-34.
КВ-13 - именовался как "средний танк тяжелого бронирования". Опытная машина, которая должна была заменить в производстве КВ и Т-34.

В начале 1943 года вермахт под Ленинградом впервые применил в бою свой тяжелый танк Pz. Kpfw VI "Tiger". Нужно было срочно что-то противопоставить новой немецкой машине. Обсуждалось возвращение к проекту вооружения КВ 107 - мм танковой пушкой ЗИС-6, производство которой ранее было свернуто, но задел остался.

Танки ИС после заводских испытаний: слева -Объект 234 со 122-мм гаубицей обр. 1942 г. У-11 и справа - Объект 233 с 76-мм пушкой обр. 1943 г. ЗИС-5ИС
Танки ИС после заводских испытаний: слева -Объект 234 со 122-мм гаубицей обр. 1942 г. У-11 и справа - Объект 233 с 76-мм пушкой обр. 1943 г. ЗИС-5ИС

В это же время в Челябинске в инициативном порядке разрабатывались два варианта тяжелого танка прорыва: один с 76-мм пушкой обр. 1943 г. ЗИС-5ИС (Объект 233, другое обозначение ИС-1), другой со 122-мм гаубицей обр. 1942 г. У-11 (Объект 234, другое обозначение ИС-2). Оба они были прямыми потомками КВ-13, от которого унаследовали корпус и схему подвески. Башня, двухступенчатые планетарные механизмы поворота, система охлаждения двигателя были спроектированы заново. Испытания обоих прототипов прошедшие в конце марта - начале апреля 1943 года были признаны, в целом, удачными, но ходовая часть с пятью опорными катками и мелкозвенчатой гусеницей от КВ показала себя неудачно: при движении на мягком грунте танки испытывали большое сопротивление за счет прогиба звеньев гусеницы в межкатковое пространство. В добавок у танка с гаубицей У-11 во время стрельб отказало орудие и заклинило механизм поворота башни. После этого обе машины отправили на доработку.

15 апреля 1943 г. вышло постановление ГОКО № 3187 сс, которое предписывало Наркомату вооружения в кратчайший срок создать мощное танковое орудие, которое должно было иметь калибр не менее 85 мм и иметь возможность пробивать броню новых немецких тяжелых танков и самоходок толщиной 120 мм на дистанции 600 м и толщиной 102 мм на дистанции 1000-1200 м. Орудия удовлетворявшие указанным требованиям уже разрабатывались ещё в 1941-м: это 85-мм пушка большой мощности ЗИС-25 с начальной скоростью снаряда 1150 м/с и 107-мм пушка ЗИС-26 с начальной скоростью снаряда 1012 м/с. Правда к ним не был налажен выпуск боеприпасов и сами они не проходили госиспытаний, но в любом случае задел был.

Ориентируясь на эти разработки Наркомат танковой промышленности утвердил два проекта челябинских конструкторов: «ИС образец № 3» (или ИС-3) с 85-мм пушкой и «ИС образец № 4» (или ИС-4) со 107-мм пушкой. Оба танка имели шестикатковую ходовую часть по типу КВ, а от проекта КВ-13 была унаследована технология литья брони.

-4
-5

Тут оказалось, что ИС со 107 - мм пушкой нельзя обеспечить боеприпасами: снаряды данного калибра не производились с начала 1942-го, а запасы на складах состояли из фугасных снарядов ещё царского выпуска. В результате решили остановится на орудии калибром 85-мм с баллистикой зенитной пушки образца 1939 года. Таких орудий было разработано два: Д-5Т-85 конструкции ОКБ завода № 9, и С-31 ЦАКБ.

Оба орудия прошли испытания на эталонных танках и по их результатам пушка Д-5Т была рекомендована к установке на танки ИС-85, поскольку из-за меньших габаритов и массы обеспечивала более комфортные условия для работы экипажа. Орудие имело клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа и использовала для стрельбы штатные выстрелы для зенитной пушки образца 1939 года, а именно выстрел с дистанционной гранатой 53 -УО-365 и патрон с бронебойно-трассирующим снарядом 53-УБР-365. Производство пушки разворачивалось не так быстро как хотелось - только к концу июля 1943 г. на челябинский завод прибыла первая партия. Её спешно стали устанавливать в отлитые башни ИС-85, ожидавшие своих ходовых частей.С последними также были трудности - не удавалось довести до ума трансмиссию. Но фронту срочно нужны были новые мощные танки - противник массово использовал не только "Тигры", но ещё и "Пантеры", с которыми наши тридцатьчетверки и КВ справлялись ценой больших потерь. По настоянию наркома танковой промышленности В. Малышева в серию был срочно запущен КВ-1с с башней ИС-85, получивший название КВ-85. Всем было понятно, что решение это вынужденное - бронирование машины не устраивало военных, но делать было нечего - ИСы ещё требовали доводки.

31 июля 1943 года ИС-85 вместе с КВ-85 и ИСУ-152 были осмотрены в Москве членами советского правительства во главе с И.В. Сталиным, а 4 сентября 1943 г. постановлением ГКО № 4043сс были приняты на вооружение Красной Армии и к серийному производству. Однако первые две машины изготовили в октябре, а по настоящему серийный выпуск ИСа начался в ноябре и продлился до января 1944 года. Всего выпустили 107 танков. До весны 1944 танк назывался ИС-85, затем был официально переименован в ИС-1, хотя старое название также продолжало использоваться.

Продольный разрез и схема бронирования
Продольный разрез и схема бронирования

По конструкции танк имел классическую компоновку, при которой машина разделялась на три отделения от носа к корме: управления, боевое и моторно-трансмиссионное. Корпус танка собирался путем сварки литой лобовой детали с катанными бронеплитами бортов, крыши кормы и днища. Башня литая, обтекаемой формы.

В отделении управления, практически по центру корпуса располагался водитель. Кроме управления танком он мог вести огонь из неподвижного курсового пулемета ДТ закрепленного в бронированном патрубке на лобовой детали корпуса справа от мехвода. Гашетка электроспуска была выведена на один из рычагов управления. Впоследствии от этой установки отказались т.к. стрельбу можно было вести только не прицельно и, следовательно, эффективность её была низкой. Зато дополнительное отверстие в броне ослабляло её прочность. В бою механик-водитель вел наблюдение через смотровой прибор установленный в люке-пробке, на марше непосредственно через люк, откинув крышку.

-7

В боевом отделении, в башне, располагались три других члена экипажа: командир и наводчик - слева от орудия, справа - заряжающий. Командир танка выполнял также функции радиста. Для наблюдения за полем боя имелась командирская башенка со смотровыми щелями защищенными бронестекламми. В крышке люка башенки башенки был установлен перископический прибор наблюдения МК-4. Аналогичный перископ был установлен и над местом заряжающего. Посадка и высадка экипажа производилась через люки в башне. Для стрельбы из пушки и спаренного с ней пулемета ДТ использовались перископический прицел ПТ-4-15 и телескопический 10Т-15

Башня танка: 1- рым, 2 - прилив для кормового пулемета,3 - отверстие для стрельбы из личного оружия, 4 - командирская башенка, 5 - защита вывода антенны, 6 - замок люка, 7 -торсионный вал, 8 - отверстие для перископического прицела ПТ4-15, 9 - отверстие для смотрового перископа Mk-IV, 10 - защита вентилятора,11 - стопор, 12 - крышка люка. Справа лобовая деталь башни (схема)
Башня танка: 1- рым, 2 - прилив для кормового пулемета,3 - отверстие для стрельбы из личного оружия, 4 - командирская башенка, 5 - защита вывода антенны, 6 - замок люка, 7 -торсионный вал, 8 - отверстие для перископического прицела ПТ4-15, 9 - отверстие для смотрового перископа Mk-IV, 10 - защита вентилятора,11 - стопор, 12 - крышка люка. Справа лобовая деталь башни (схема)

В боевом отделении располагался боекомплект пушки: 59 унитарных выстрелов размещались в укладках непосредственно в башне и по бортам боевого отделения.

-9

В моторном отсеке располагался дизельный двигатель В-2-ИС мощностью 520 л.с. а также элементы трансмиссии: главный фрикцион, механическая четырехступенчатая коробка передач, два планетарных поворотных механизма с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения «сталь по стали» и ленточными тормозами и два двухрядных бортовых редуктора. Также там располагался один из трех внутренних топливных баков. Два других находились в боевом отделении.

Ходовая часть состояла из шести литых опорных катков диаметром 550 мм на индивидуальной торсионной подвеске и трех поддерживающих роликов на каждый борт. Ведущее колесо с цевочным зацеплением располагалось сзади, а ленивец по конструкции идентичный опорным каткам впереди.

Средства связи включали в себя радиостанцию 10Р (или 10РК-26) для внешней связи.Для переговоров внутри танка использовалось переговорное устройство ТПУ-4-Бис на 4 абонента.

Серийный танк ИС-85
Серийный танк ИС-85

В январе 1944 в Тесницком Танковом лагере под Тулой началось формирование тяжелых танковых полков прорыва, на вооружение которых и должны были поступать танки ИС. В состав каждого полка входили четыре танковых роты, рота автоматчиков, саперный, хозяйственный взводы и полковой медицинский пункт: всего 21 танк и 375 человек личного состава. Несмотря на то, что большая часть танкистов прибывала прямиком из военных училищ полкам сразу авансом было присвоено наименование "гвардейских".

ИС-85 во время испытаний на полигоне в Кубинке
ИС-85 во время испытаний на полигоне в Кубинке

В первый бой танки ИС-1 пошли 15 февраля 1944 года в составе 13-го гвардейского тяжелого танкового полка прорыва. Прибыв в район ст. Фастов и Белая Церковь, полк получил задачу поддержать атаку 109-й танковой бригады на деревню Лисянка. Когда выделенная для выполнения этой задачи рота танков ИС-1 в составе пяти машин выдвинулась на рубеж атаки, были подбиты последние тридцатьчетверки 109-й бригады. Атака на немецкие позиции велась фронтально. Подпустив советские машины на дистанцию 600-800 метров немецкие "Пантеры" и штурмовые орудия открыли плотный прицельный огонь которым в течение 10 минут все ИСы были выведены из строя, причем два танка сгорели. На остальных после боя насчитали по 3-7 попаданий на каждой машине, причем большая их часть были сквозными.

5 марта пятнадцать ИСов поддержали атаку 50-й танковой бригады под Уманью. Здесь они попали под огонь замаскированных 88-мм немецких зениток, которым удалось подбить 5 танков. Три танка вышли из строя из-за поломок, а один перевернулся при прохождении моста башней вниз. Ещё один танк был подбит выстрелом из противотанкового ружья с коническим стволом 28/20 мм - снаряд пробил нижний лобовой лист.

4 марта танки 1-го гвард. ттпп впервые вступили в бой с немецкими "Тиграми" из состава 503-го батальона тяжелых танков. Бой происходил на дистанции 1,5 - 1,8 км в условиях тумана и сниженной видимости. Немцам удалось подбить один ИС и повредить ещё три. В ответ наши танкисты разбили пушку у одного "Тигра", а другому вывели из строя ходовую часть. В следующий раз ИС-1 и "Тигр" встретились 16 марта: действуя из засады немцы смогли подбить четыре советских машины, две из которых сгорели вместе с экипажами. В общем потери новые тяжелые танки понесли весьма значительные: к примеру в уже упомянутом ранее 13-м гвард. ттпп к 1 мая 1944 года не осталось ни одного исправного танка.

Тяжелый танк ИС-1 с десантом на броне поддерживает наступление 63-й гвард. стрелковой дивизии 3-го Белорусского фронта, Прибалтика 1944 год.
Тяжелый танк ИС-1 с десантом на броне поддерживает наступление 63-й гвард. стрелковой дивизии 3-го Белорусского фронта, Прибалтика 1944 год.

В дальнейшем, пять отдельных гвардейских тяжелых танковых полков прорыва, на вооружении которых находились ИС-1 активно участвовали в наступательных операциях Красной армии. В частности 1-й, 29, 58-й ОГв ТТПП в составе 1-го Украинского фронта участвовали в марте-апреле 1944 года в Проскуровско-Черновицкой наступательной операции, а 8-й и 13 -й ОГв ТТПП находясь в составе 2-го Украинского фронта помогли Красной армии взломать оборону врага в Уманско-Ботошанской операции. Последние случаи более-менее массового боевого применения танков ИС-1 были во время проведения Львовско-Сандомирской (июль-август 1944 года), и Восточно-Карпатской (сентябре — октябре 1944 года) наступательных операций.

К концу войны в строю оставалось 37 исправных танков ИС-1. Ещё столько же к этому времени было списано по причинам естественного износа - их пробег в общей сложности составлял более 2000 км.

ИС-1  в Словакии, 1944 год
ИС-1 в Словакии, 1944 год

Увы, но ИС-1 не оправдал возложенных на него надежд. Вести эффективную борьбу с немецкими тяжелыми танками и САУ его орудие могло с дистанции не более 600 метров, когда защита его самого уже становилась уязвимой для вражеских бронебойных снарядов. Ну а немецкие тяжелые истребители танков, такие как "Насхорн" или "Фердинад" могли поражать ИСа с дистанции более 2000 метров. Но работы по танку не были напрасными. Изучив опыт боевого применения ИС-1 командование Красной армии пришло к выводу о несоответствии его вооружения и бронирования аналогичным показателям тяжелых танков противника. Результатом явились рекомендации по усилению бронирования в лобовой проекции при изменении формы носовой части корпуса, а также усилению вооружения путем установления 122-мм пушки, что в итоге привело к ускорению работ по созданию новой модификации танка - легендарного ИС-2.

Источники: М. Свирин "Танки ИС"/АРМАДА Выпуск №6, Г. Холявский "Энциклопедия танков", Желтов И., Павлов И., Павлов М., Сергеев А. "Танки ИС в боях", Руководство по тяжелому танку ИС-85 (1944 )

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии - это поможет развитию канала! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!