Еще один редчайший советский гоночный велосипед из коллекции Веломузея – трековый тандем модели В-94, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1956 году. К слову, в коллекции Веломузея имеются все серийные велосипеды-тандемы, выпускавшиеся в СССР. Модель ХВЗ В-94 выпускалась с 1955 по 1960 год силами Экспериментального цеха в единичных экземплярах по заказам Федерации Велосипедного Спорта СССР.
На тандеме используется дюймовая трансмиссия с блоковыми цепями. Передний вынос - регулируемый, называемый гонщиками "пушкой" за характерную форму. Рулевые подшипники и чашки - усиленной конструкции. Регулировка натяжения передней цепи осуществляется эксцентриковой передней кареткой - это техническое решение характерно для тандемных велосипедов. В-94 был первой серийной моделью тандема в СССР и выпускался очень небольшим тиражом - изготовлено всего около 50 единиц.
Представленный экземпляр построен в 1956 году и является своеобразным парадоксом - на нем размещены две абсолютно разные эмблемы Харьковского велозавода! Дело в том, что именно в 1956 году изменился официальный логотип предприятия - раннюю "Эмблему с глобусом" сменила "Эмблема с ласточкой". Так вот декаль на подседельной трубе - как раз раннего типа, а латунная табличка на головной трубе – более позднего. К этому следует добавить, что на декали размещена аббревиатура МАП, обозначающая подчинение велозавода Министерству Автомобильной Промышленности. Самое интересное, что такая эмблема тоже является огромной редкостью - ведь ХВЗ был подчинен автопрому лишь в 1956 году, а до того он входил в систему Министерства Машиностроения, и на эмблемах размещалась аббревиатура ММ. Но, так как в том же году решили вообще сменить логотип, металлических эмблем с буквами МАП вообще не изготавливали, а декали с этой аббревиатурой встречаются только на велосипедах выпуска 1956 года!
Трековые состязания на тандемах считались одним из самых динамичных, зрелищных и, одновременно - самых травмоопасных видов велогонок. В СССР тандемные гонки успешно культивировались и наши тандемисты не раз занимали призовые места в серьезных международных соревнованиях. Этот вид входил в программу Олимпийских Игр, а в 1960 году в Риме пара советских тандемистов (Б. Васильев - В. Леонов) заняли 3-е место. Правда, они выступали не на отечественном тандеме, а на итальянском Cinelli, который, кстати, сейчас хранится в коллекции Веломузея.
С 1972 года в СССР перестали культивировать трековые гонки на тандемах, так как этот вид был изъят из программы Олимпийских Игр, как слишком травмоопасный. После чего тандеминг в СССР очень быстро пришел в упадок - велосипеды по большей части были утилизированы, а оставшиеся переделывали для езды по шоссе - ставили тормоза, механизмы переключения передач, безнадежно портя их первоначальную конструкцию. К счастью, мой тандем избежал переделки - о нем просто... забыли на десятилетия, частично разукомплектовав и забросив на чердак дачи одного из тренеров по велоспорту. В середине 2000-х мне удалось найти и выкупить этот аппарат и даже укомплектовать его, что было очень непросто - ведь с других гоночных советских велосипедов на тандем подходят лишь педали да седла.
Если вам понравился материал - ставьте лайк, подписывайтесь на канал и узнаете много интересных фактов из истории техники и спорта!