Историческую реконструкцию нередко называют "молодым видом хобби". Конечно, можно возразить, что, мол, ещё римляне на аренах амфитеатров разыгрывали сцены известных битв! И всё же реконструкция именно как попытка воссоздания материальной культуры прошлого и в самом деле зародилась относительно недавно. Однако не так недавно, как нам порой кажется!
И одним из первых реконструкторов можно считать Леона Эзея, человека, который первым обратился к античному костюму не просто как учёный. Не просто рассматривал и изучал античные источники. Он пытался воплотить их в жизнь!
Профессор Эзей (1831-1922), чьим именем впоследствии была названа одна из парижских улиц, посвятил себя изучению Древней Греции. И, сам будучи историком, в историю он вошёл благодаря своему труду, посвящённому античному костюму, который был опубликован уже после его смерти.
Будучи профессором парижской Школы изящных искусств, он преподавал историю античного искусства наглядно. И, в сущности, некоторые его занятия можно назвать "реконструкцией на глазах у восхищённой публики". Именно на глазах, и именно восхищённой – посетить эти уроки рвались многие, и те, кто всерьёз увлекался историей, и те, кто просто хотел посмотреть, как она оживала. Ведь одно дело – любоваться статуями и барельефами в музеях или на страницах книг, и другое – своими глазами увидеть, как ниспадают складки античных одежд.
Древние греки оставили нам немало своих изображений, начиная от статуй и статуэток и заканчивая вазами. Короткие и длинные, широкие и не очень, мужские и женские – все разновидности их одежд строились на основе драпировок. Но как именно? Какой формы должны были быть куски ткани? Нужно ли было их сшивать? Как их складывать? Как именно оборачивать вокруг тела? Где нужно было прихватить поясом или застёжкой? А как будет вести себя ткань при этом – задрапируется точно так же, как это показано на какой-нибудь черно-лаковой вазе или беломраморном барельефе?
Именно этими вопросами и занимался Эзей. Поначалу он изучал изобразительные источники, а затем взялся за их воспроизведение. На основе своих исследований он смог сформулировать определённые принципы построения античного костюма, которыми мы пользуемся до сих пор. И то, что сегодня может казаться нам очень простым – вот кусок ткани, несколько движений, и перед нами древнегреческий хитон – кажется нам таким именно благодаря Леону Эзею.
Заметим, к какому бы старинному источнику мы не обратились, всегда нужно помнить, что при попытке воплощения изображённого там костюма выглядеть он будет по-другому. Хотя бы немного. Эту теорию Эзей и познал на практике, когда выяснилось, что в действительности складки ткани н укладываются вовсе не точно так же, как у статуи какой-нибудь воина. Однако пусть идеальная красота, над которой трудился скульптор несколько тысячелетий назад, фактически недостижима, зато представлять, как это могло выглядеть в жизни, ещё интереснее.
Рассматривать подобные преображения очень увлекательно и сейчас. А уж тогда, в конце XIX века, когда всё это было в новинку... Неудивительно, что к профессору обращались даже театральные художники по костюмам – поучиться, а затем и самим воссоздавать античные костюмы для соответствующих спектаклей.
Словом, пытаясь подколоть хитон, задрапировать хламиду, закутаться в гиматий, давайте мысленно благодарить Леона Эзея за его "Историю античного костюма, основанную на работе с живыми моделями"!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory