Тормозные механизмы задних колёс стояночной тормозной системы Москвич

166 прочитали

Всем привет. Данный материал я нашёл в книге "Автомобиль Москвич моделей 2140 и 2138" С.С. Сияниниова, П.Г. Романчикова, А.И. Луканина изд. "Машиностроение" 1984.

К сожалению цифровая версия этого издания не доступна. В тоже время регулировка стояночной системы на автомобилях Москвич вызывает много вопросов у молодых автолюбителей и реставраторов.

Поэтому я хочу поделиться данным материалом. Он будет полезен для общего понимания работы стояночной тормозной системы на различных автомобилях

В стояночной тормозной системе автомобиля Москвич для затормаживания автомобиля применяют колодки 22 рабочей тормозной системы. Разжимной механизм колодок ле­вого колеса показан на листе 38 и состоит из разжимного рычага 10 и распорной планки 25.

Разжимной рычаг установлен своей верхней частью на эксцентриковой оси регулировочного винта 6, закрепленного в верхней части ребра задней колодки гайкой 5 с пружинной шайбой 7. В отверстие рычага вставлена распорная втулка 8, высота которой несколько больше толщины рычага. Вследствие этого рычаг может свободно качаться при затянутой гайке 5. В нижнюю, загнутую, часть разжимного рычага вставлен конец заднего троса 21 стояночного тормоза, обжатый наконечником 27. Перед установкой на рычаг, на трос надевается отжимная пружина 20.

Всем привет. Данный материал я нашёл в книге "Автомобиль Москвич моделей 2140 и 2138" С.С. Сияниниова, П.Г. Романчикова, А.И. Луканина изд. "Машиностроение" 1984.

Распорная планка представляет собой штампованную деталь с про резями на обоих концах. Своими прорезями планка свободно установлена в прорези ребер обеих колодок и удерживается там в процессе эксплуатации тормозных механизмов.

При натягивании троса 21 ручным рычагом механического привода усилие передается разжимному рычагу, и он поворачивается на своей оси. При этом разжимной рычаг упирается в распорную планку, раздвигает колодки и прижимает их к рабочей поверхности тормозного барабана.

При снятии усилия с троса 21 рычаг 10 под действием отжимной пружины 20 возвращается в исходное положение, освобождая распорную планку 25. Колодки возвращаются в исходное положение под действием своей стяжной пружины 26.

В процессе эксплуатации автомобиля тормозные накладки, наклеенны на колодки, могут изнашиваться почти на всю толщину.

По мере износа накладок положение разжимного рычага изменяется относительно рабочего торца распорной планки. Из кинематики механизма видно, что в связи с этим в какой-то момент разжимной рычаг, опираясь на распорную планку, уже не сможет плотно прижимать накладки колодок к рабочей поверхности барабана и тормоза перестанут держать.

Регулировка положения разжимного рычага относительно распорной планки, необходимая для надежной работы стоя ночного тормоза, осуществляется поворотом эксцентриковой оси регулировочного винта 6.

Перед регулировкой ослабляют натяжение троса 21, отжимают отверткой пружину 20 от разжимного рычага и отвертывают на 2—3 оборота контргайку регулировочного винта 6. Для регулировки вращают винт 6 так, чтобы зазор г между наконечником 27 и внутренней поверхностью обода находился в пределах 4...6 мм. Для увеличения диапазона регулировки распорная планка имеет по концам прорези ступенчатой формы, позволяющие изменять расстояние между опорными торцами планки. При значительном износе накладок, если зазор г не удается установить с помощью регулировочного винта 6, то переворачивают распорную планку 25 на 180° (рисками в в сторону щита и ребрами вверх), для чего предварительно отсоединяют пружину 26 и разводят колодки. После перестановки планки снова выполняют регулировку зазора г описанным выше способом.

Конструкция и принцип работы разжимных механизмов левого и правого колеса одинаковы. Однако разжимные рычаги и распорные планки невзаимозаменяемы и нельзя устанавливать указанные детали, предназначенные для левого колеса, в тормозные механизмы правого колеса и наоборот. Для предупреждения ошибок при сборке разжимного механизма распорные планки имеют на боковой поверхности метки (риски) в. Планка, предназначенная для левого колеса, имеет три риски, а планка для правого колеса две.

Конечно очень мудреная система по сравнению с автомобилями ВАЗ. Но здесь, есть один момент. Наверняка вы обратили внимание на слова "значительный износ колодок". Раньше был дефицит запасных частей, а машины наши работали в любой точке страны. Если владелец современной машины при таком износе их меняет, то в Москвиче (и не только в нём) ещё можно было подрегулировать зазоры в механизме.

Как вы думаете актуально ли это сейчас? Особенно при нынешней цене колодок и тормозных барабанов.

И, оказывается, подобный способ регулировки встречается не только в автомобилях Москвич. Да и вообще ручник это тот механизм, который периодически требует регулировки. На одной машине это выполняется легче, на другой-немного сложнее. Для этого есть руки и голова. А вот с этим у современных автомобилистов большая проблема)))) Зато избыток лени. Надо бы у себя на калине немного ручник подтянуть, но он и так работает))))

На что мои товарищи говорят:"А, ну это же Сергеича машина, тут всегда ручник слабый". Или как говорили в армии: "А он всегда на ручнике)))"

Между тем, для того, чтобы задние тормозные цилиндры не закисали, ручник на современных автомобилях должен быть хорошо натянут.