Изделия прикладного искусства служат практическим целям и одновременно украшают наш быт, создают определённое эмоциональное настроение. Красота и польза в них гармонично дополняют друг друга. Это мы ощутили в своей семье, когда взрослые дети стали дарить родителям прекрасные авторские изделия из фарфора с незабудковой гжелью, хотя ручное творчество возрастает в цене. Именно «незабудковой» у нас называют этот народный промысел еще с детства после разучивания одноименной песни хором под руководством Л. Абатуровой. Творческий педагог детской музыкальной школы активно использовала в работе произведения из сюиты для детского хора «Музыка русских узоров» композитора Юрия Михайловича Чичкова. Всё, что люди узнали в детстве, запоминается на всю оставшуюся жизнь, а возвращение к истокам становится личной ценностью.
Итак, гжель – народное творчество в виде изделий из фарфора с росписью, отличительной особенностью которой является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от села Гжель, расположенного в 60 километрах от Москвы в одной из 27 деревень Раменского района. Историю высокочтимой гжельской керамики, прославившейся на весь мир, принято отсчитывать с 1339 года. Из духовной грамоты Ивана Калиты следует, что Гжель была прибыльной волостью, и владели ею высшие чины Отечества. Умельцы, живущие в районе реки Гжелки, освоили гончарное ремесло и создавали всю простую или черную гончарную посуду, что была в стране. На этой территории обнаружили залежи высококачественной белой глины. Керамика – один из наиболее распространенных материалов декоративно-прикладного искусства. В конце 17 века начинается изготовление муравленой посуды (поливной), которая не пропускала воду и покрывалась глазурями зеленого или коричневого цвета. На смену керамическим изделиям во второй половине 18 века пришла майолика с многоцветной росписью на белой поливе. Она имеет на лицевой поверхности состав из стекловидной прозрачной глазури или непрозрачной эмали. В прошлом столетии закрепляет свои позиции в Гжели фарфор и фаянс, который производят из тех же белых глин – каолинов, что и фарфор, но обжигают при более низких температурах. Фаянс не прозрачен и не может быть таким тонким, как фарфор. Тем более что в 1800 году братьям Куликовым из соседнего села Володино удалось обнаружить смесь белой фаянсовой массы. Классическим цветом фаянса начали считать синий, он имел прекрасное соединение с глазурью. Так на смену многоцветью приходит использование одного тона – привычного для нас синего цвета, который давал кобальт. Умельцы все чаще используют в работе рисунки и растительные орнаменты удивительной красоты, которые создаются вручную. Примечательно, что работали гжельские династии: старший в роду приобщал к росписи младшего, и так старинное русское творчество становилось для человека линией жизни. Гжельскому «мазку с тенями» трудно подобрать аналог, мазок помог раскрыть тонкие традиции синего цвета, который по праву считается национальным достоянием России. Синее небо, белые церкви, золотые купола – это понятный русскому человеку визуальный культурный код. Поклонников ментально близкой нам росписи сегодня радует продукция Гжельского фарфорового завода: посуда, вазы, подсвечники, шкатулки, камины, люстры, чайники, и каждое изделие является оригинальным, машинной росписи не существует.
Песня на стихи Н. Филатовой.
Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Рядом с осинками в синих косынках
Синие гроздья на синих рябинках,
Синие зори и синие птицы, –
С этой красою ничто не сравнится.
Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блестели анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.
Трудно перечислить все «золотые россыпи» народного искусства России. Знакомясь с творчеством, вводя его в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее. В нем слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота.