Два слова о том, что Булгаков будто бы написал Библию от Дьявола. И это очень важно.
Я сейчас кратко расскажу, как Мефистофель проник к Фаусту, а вы сможете увидеть параллели с нашим романом и некоторые моменты увидите по-другому. Итак, Фауст пытается изменить слово в Библии ( он ищет «более точное» слово, чем «Слово» («В начале было СЛОВО»).По-своему хочет написать роман и Мастер. В их душах была червоточинка-гордыня, что и даёт возможность Дьяволу, испытывая их твёрдость духа, проникнуть к ним. Фауст идёт на прогулку и замечает, что вокруг него кругами бегает чёрный пудель, круги всё сжимаются; в итоге Фауст забирает его домой. (Надеюсь, пуделя на трости Воланда вспомнили?) И уже там Мефистофель предстаёт в своём истинном виде и предлагает заключить пари. Чем закончилось – напомню далее.
Конечно, в книге Мастера есть нестыковки с Библией. Но они не от сатанинской воли. Они помогают лучше понять идею романа. Булгаков, утверждают его современники, был очень религиозным человеком.
Заметьте, помилован будет только Иван Бездомный. Почему? Вспомните: он первый поверил в нечистую силу и схватил бумажную иконку и всеми забытую, в паутине, ладанку. Он, между прочим, тоже по заказу пытался переделывать историю Христа, но, заметьте, в его поэме всё равно проявилась его вера. Может быть, поэтому только он, да ещё Маргарита, сразу и безоговорочно поверили в то, что в Москве хозяйничает нечистая сила. (ранее Булгаков издал сборник сатирических рассказов о жизни послереволюционной Москвы под названием «Дьяволиада»).
О чём же это говорит? Верующий человек знает, что Бог и падший ангел – Сатана – неразделимы, как неразделимы зло и добро. В одной из аналитических статей я прочитала интересную версию, которая, по-моему, очень правдоподобна. Помните портсигар Воланда с алмазными пересекающимися треугольниками? Получается звезда Давида, в которой неразделимо соединены противоположности: женское и мужское, добро и зло и т.д.
Размышляя над этой информацией, вы можете понять, почему и Маргарита сразу и безоговорочно поверила в сатанинскую сущность свиты Воланда. Она свято верила в Божью силу, находящуюся в вечной борьбе с Дьяволом. Другое дело, почему она согласилась..
Продолжение следует..