Ключевой элемент финансовой дисциплины - учет доходов и расходов. Часто его значение недооценивают, практику считают скучной или просто не знают как вести. Поэтому бросают, едва начав, с выводом “это не работает”. Знакомая ситуация?
На самом деле такой учёт - это сбор первичных статистических данных для вашей личной системы учета финансов. Без них дальнейшее действительно не будет иметь смысла.
Порядок такой:
- учёт приходно-расходных операций;
- внесение информации в учетную таблицу;
- анализ;
- принятие решений.
Опираясь на эту информацию, вы получите явные преимущества:
- прозрачность и ясность;
- ощущение контроля;
- снижение тревожности.
Вы будете четко понимать где, когда, кому, за что и сколько заплатили. И от кого, за что, когда сколько получили.
В это трудно поверить, но есть люди, даже в зрелом возрасте, даже руководители производства, которые не знают, сколько получают. Сколько тратят не знают тоже.
Как следствие бардака в деньгах, задыхаются в долгах и в конце концов приходит консультанту по личным финансам. В общем, спасите-помогите!
И какую рекомендацию они получают первой? Правильно, вести учет доходов и расходов. Это азбука финансовой грамотности. Первый и совершенно необходимый шаг для взятия контроля в свои руки.
Видя честную структуру, вы можете понять:
- что происходит на самом деле;
- что с этим делать.
К примеру, предприниматель имеет два бизнеса. Финансовый учёт не ведёт. Счета все общие и для бизнесов, и для личных нужд. По факту, использует деньги хаотично, в случае необходимости перехватывая деньги то тут, то там.
К чему это ведёт:
- нет ясности, хаос затягивает петлю;
- непонятно, насколько прибылен бизнес;
- возникают кассовые разрывы;
- нет ощущения стабильности.
- о чувстве защищённости и речи не идёт.
После введения финансовой дисциплины выяснилось, что в одном бизнесе неудовлетворительны условия партнёрства, а в другом срочно требуется оптимизация, необходим расчёт экономики проектов и пересмотр системы мотивации.
Вот так малое приводит к большому.
Как вести учёт
- Установите мобильное приложение. Их много. Нет идеального приложения. Пробуйте разные, выбирайте под себя. В любом случае, придётся что-то донастраивать. Но сам процесс интересный.
В этой статье в пример приведём “Ежедневные расходы” от Michel Carvajal.
2. Настройте в нём категории расходов. У большинства людей основные категории одинаковые. Но всё-таки ваши категории будут иметь индивидуальность. Подумайте, как именно вам будет понятно и удобно. Настройте категории так, чтобы не было сопротивления или раздумий, в которую из них нужно занести очередную запись.
Вполне возможно, что категории выстроятся не сразу. Дайте себе месяц на их утряску. Добавляйте или меняйте категории по мере необходимости.
Обязательно заведите категории “Личное” и “Прочее”.
Не мельчите, иначе вас будет раздражать пролистывание длинных списков.
Учитывайте частоту и важность. Если какой-то расход совершается редко, это не значит, что его не нужно выделять в отдельную категорию.
3. Настройте категории доходов.
Внесите в приложение все ваши источники.
Для доходов тоже есть смысл завести категорию “Прочее”. “Никогда не знаешь, когда тебе повезёт” (Макс Фрай).
Если доход становится регулярным, заведите для него свою категорию.
Внимание, в “Ежедневных расходах” категории придётся настраивать отдельно для доходов и расходов, а также для счетов. С одной стороны это неудобно, а с другой - сделать это нужно лишь единожды.
4. Настройте счета в приложении. Это отражение ваших финансовых инструментов.
Обязательно должен быть счёт “Наличные”.
Затем внесите ваши карты, назовите их понятным образом. Например, по названиям банков или по названиям карт.
Внесите депозиты, вклады, счета. В общем всё, где движутся деньги.
Инвестиционные счета в приложение вносить не надо. С ними работа идёт в таблице финансового учёта.
Внимание, в приложении “Ежедневные расходы” настройка счетов возможна только в платной версии. Лицензия недорогая, есть смысл её приобрести.
5. После настройки приложения начинайте прививать новые привычки.
- Брать чеки в магазинах. Если не дали - просите.
- Сохранять чеки как минимум до того момента, пока вы их не учли в приложении.
- Вносить расходы и доходы в приложение. Приучите себя делать записи сразу после операции. Именно поэтому удобно пользоваться приложением. Сразу сделал и не нужно помнить и беспокоиться.
- Если не успеваете, то положите чек в специально отделение в кошельке, а затем уже учтите.
В дальнейшем я расскажу о распространенных ошибках при учёте доходов-расходов. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить информацию.
Буду благодарна за лайк.
Посетите мой персональный сайт, чтобы найти интересные инструменты на тему финансов.