юмористический обзор фильма
Производство: Серито Филмз, Гомон Интернасьонал
Год выпуска: 1978
Страна: Франция
Режиссер: Жорж Лотнер
В главных ролях: Жан-Поль Бельмондо, Жорж Жере, Жан-Франсуа Бальме, Тони Кендалл, Клод Броссе, Шарль Жерар
Самый смешной фильм с Бельмондо по количеству шуток, несмотря на довольно унылое начало и общий тоскливый фон. Парадокс.
Муж и жена заняты делом. Он считает выручку своего бара, она раскладывает пасьянс. И тут звучат выстрелы. Они переглянулись и продолжили свои дела. В конце концов, мало ли кто и зачем стреляет, может так надо.
В номере отеля лежат убитые мужчина и девушка. Он в обычной одежде, она в костюме Евы. Понятно, чем они тут занимались. Появляются две рожи. Один худой с усами, другой мордатый и носатый. Под унылую музыку они выносят трупы из номера. Наверное, комнату готовят под заселение и надо просто освободить помещение. Возле автомобиля ошивается какой-то прощелыга. Типичный сутенер. Он отвезет убитого гражданина, куда тот скажет, но клиент пока молчит, развалившись на переднем пассажирском сиденье.
Показывают общий план. Это Лазурное побережье Франции. Роскошный вид на горы и море. Мертвый пассажир так и не сказал, куда его подбросить, поэтому, шофер и те двое молодцов сажают его за руль. Пущай сам едет. Они не нанимались его катать. Тот, что с усами, на всякий случай стреляет через боковое окно прямо в водителя. Разве ему одной пули мало было?
Заголовок в газете «Зверское убийство комиссара Бертрана на Большом карнизе». Вот, оказывается это кто. Комиссар Бертран. И конечно он вел важное расследование в номере отеля. И до своего комиссариата, надо полагать, он так и не доехал.
На этом нудная часть фильма заканчивается и начинается веселуха. Идут титры фильма. Не нужно быть знатоком французского языка, чтобы понять, что настоящее название фильма другое. Не такое, как нам перевели. «Полицейский или бандит?» Про кого это они? В главной роли Бельмондо. На него я точно так не подумаю. Это кто-то другой.
Главный герой едет на смешной машине по Парижу. Она одноместная и с откидным верхом. Спортивная, но в стиле ретро. Судя по дорожным указателям, направление выбрано на юг. Неужели в отпуск? Выезжает на платную трассу. Точно на юг. На север все ездят бесплатно, там холодно.
Водитель тормозит возле паркинга и устраивается на ночлег прямо на траве. У него есть что-то вроде подстилки, будильник, заведенный на утро и сумка в качестве подушки. Скромный набор опытного туриста. Все бы хорошо, но на парковке стоял не простой автомобиль, а машина с грабителями. Они ждали клиента и он прибыл. Пора его «работать». Включают дальний свет, прямо в лицо засыпающему. Он просит не мешать отдыхать. Кодла выходит наружу. Даже по одежде их можно сажать в тюрьму. С ними и так все ясно. Турист недоволен и бормочет: «Этого не хватало». Не дадут поспать, это точно. У одного гопника маленький складной нож, совсем неубедительный для грабежа, у другого опасная бритва. Тоже складная. Не убьют, так побреют. Но самый опасный среди них, это тип с красным шарфом. У него большой гаечный ключ. Это крестный отец, как минимум. Убьет, да еще что-то открутит. Путешественник полагает, что у него хотят спросить, который час и заранее говорит время. Но у них другие интересы. «Гони монету». Скромное требование. Позвонить, что ли не на что? Нет, просят весь кошелек. Пришлось отдать. Сапоги тоже уступил. И куртка приглянулась. Хорошая фирменная кожанка всегда в цене. «Ну, шевелись, ты у нас не один!», - сообщают ему важную информацию грабители. Герой в смятении. Если так все раздавать первым встречным, то без штанов останешься. Но тон у ночных гостей такой убедительный, что приходится снять. Правда в этом есть и плюсы. Под курткой, а вернее, подмышкой висит револьвер в кобуре. Теперь достать его будет проще. Не надо куртку расстегивать. «Это что это?» - лепечет уголовная рожа. А это называется, приплыли. Первый же выстрел разносит лобовое стекло бандитского автомобиля. Теперь будут ездить с ветерком, даже на малой скорости. Следующий выстрел тоже попадает куда надо. Теперь будут кататься с одной фарой и только днем. Грабители бегут прочь, но их не отпускают. Пока не будет произнесена назидательная речь, никто никуда не уйдет. «Не надо хамить незнакомым мужчинам. Тем более что все можно получить по-хорошему, вежливо, культурно. Ну, скажем так, простите, господа, не могли бы вы снять ваши брюки». Это предложение действительно образец вежливости. После этого, любой штаны отдаст, совершенно бесплатно. Парни оценили наставление и засмеялись. Но тут вышел конфуз. Турист не шутил. «Я сказал, скиньте ваши штаны! Я хочу посмотреть, как выглядят ваши трусы. Сейчас, говорят, в моде шелк». Да, этот человек, несомненно, начинающий кутюрье. И работает в том же разделе моды, что и Кельвин Кляйн. Поэтому и интересуется. Посмотрев на нижнее белье господ-грабителей, он со спокойной душой уезжает. Все, что нужно, он увидел.
Маленький автомобиль едет по серпантину. Это Лазурное побережье, это долгожданный отпуск. Если не забыл крем для загара и талоны в диетическую столовую, то для полноценного отдыха все условия есть.
Незнакомец подъезжает к какому-то каменному дому с большим количеством гаражей. Он, наверное, приехал в гости. Сигналит, чтобы открыли. Подходит паренек, видимо местный механик. «Доложите своей хозяйке, что приехал Антонио Черутти». Вот как зовут курортника. Парень попался непонятливый. У них тут траур, они не принимают. Черутти дает ему оплеуху. Он садится в автомобиль и весело въезжает прямо в дом, круша на своем пути двери. А ведь это даже не прихожая, а всего лишь гостевая комната с выходом на улицу. «Кто дома?» - спрашивает Черутти. И снова сигналит глухим хозяевам. Хозяйка сидит в соседней комнате. Даже упавшие двери не заставили ее выйти. Черутти проезжает дальше. «Вы что, спятили?» - спрашивает солидная дама. Но Черутти не спятил. Он озадачен вопросом, насчет ночи с двенадцатого на тринадцатое. Чем в это время занимался ее муж комиссар Бертран? Как чем, он был занят своим собственным убийством. Его убили. Это уважительная причина отсутствия дома. Укокошили его бандиты, тело нашли на Большом карнизе. Наверное, это популярное место для таких дел и многое объясняет, но Черутти не верит в эти сказки. Насмотревшись на чужие трусы, он стал недоверчивым парнем. И он сообщает вдове, что ее мужа видели в отеле в обществе девицы. Сам Черутти, оказывается ее братом и это надо обсудить тихо, по-семейному. Но тут вваливается какой-то господин, серьезного вида. Некто Камилл. Он не считает, что Черутти пришел вовремя. «Нужда заставила, а то бы я не пришел», - говорит любитель сносить двери в домах. Черутти хочет денег. Он сидел в тюрьме в Канаде полтора года. Вернулся на родину, хотел поправить дела за счет сестры, а ее убили. И дом ему этот нравится. Увы, он не собственный. Камилл говорит, что они уже помогли семье Черутти. И вообще, есть ли какие-нибудь доказательства, что этот Антонио не аферист. Оказывается есть. Это все тот же пистолет в кобуре подмышкой. Очень убедительно. Черутти прощается, но как Карлсон обещает вернуться. За деньгами, завтра вечером.
Красивый город Ницца и довольно старый. Хорошо вот так, в отпуске побродить там. Но у Черутти это не отпуск, а работа. Он ищет свою маму и находит ее. Похоже, они впервые встретились. Кто же этот тип? Пока будем называть его по-старому, просто Черутти. Мамаша выпивает и рассказывает про свою убитую дочь Риту. Та наивная поверила этому хлыщу Марио. Этот тот сводник, который сидел тогда в машине. Он пообещал Рите встречу с нефтяным королем, но ее просто шлепнули вместе с комиссаром Бертраном.
Следующее знакомство у Черутти происходит как раз с Марио. Тот ничего не знает об убийстве, поэтому получает в морду и мешком падает на пол в том самом заведении, где любят считать деньги и раскладывают пасьянсы. Хозяйка ожидает заказа. Но Черутти пока занят, он лупит Марио, попутно уворачиваясь от летящих в него предметов. В основном это посуда, но бывает и стулья. Столы кувыркаются, Марио кувыркается, Черутти уворачивается. Хозяин молча наблюдает за происходящим. Не хватает только скучающего принца Флоризеля, но тот больше любит Лондон. Марио получается пинка под зад, потом опять в морду. Он снова изображает мешок из-под картошки, падая на пол. Черутти освежает его из шейкера. «У него провал памяти. Он вспомнил, что в ночь с двенадцатого на тринадцатое он привез сюда Риту. А что было дальше, забыл». То есть схема липового Доцента. Тут помню, тут ничего.
Черутти заказывает пива и расспрашивает хозяина о комиссаре. Тот такой же непонятливый, как и Марио. Да еще и требует десять франков за пиво. Но оно теплое и Черутти выплескивает его хозяину в физиономию. Тут урок усвоен. Пиво несут из холодильника и рассказывают, как все было. Приехал Марио, приехала девица. Ей дали ключ от номера. Этот бар не просто так. Он при гостинице, где все это произошло. Хозяева услышали выстрелы и пришли посмотреть, кого там пустили в расход. Вот комиссара и пустили. С Ритой заодно. Марио позвонил тогда в полицию и они приехали быстро. Черутти уточняет, когда именно, наставляет пистолет на хозяина и даже на Марио и это сразу помогает все вспомнить. Выясняется, что полиция стояла за дверью. Инспектора Моссар и Рэй. Те самые агенты Нос и Ус.
Черутти наблюдает издали за этими инспекторами. Седой старик сообщник представляет ему их и говорит, что Рэй особенно опасен, потому что сволочь и дурак.
Черутти приезжает в кемпинг. Он ловко выставляет свою палатку. А в это время соседи восторгаются его автомобилем. Вечером из палатки вылезает уже настоящий аристократ в отличном костюме с бабочкой. Теперь местные женщины восторгаются уже им и приглашают за стол. Но у него дела, не зря в руках Черутти держит дипломат. Он уезжает на другой машине, которую ведет его осведомитель. Черутти интересуется неким Теодором Мюзаром. Это известный на побережье жмот. Хозяин игорного бизнеса от Марселя до Ментоны. То есть, всего Лазурного берега. Сам Мюзар, тоже с бабочкой и в костюме, едет на лифте. Он спускается из казино на паркинг весело посвистывая. Наверное, был удачный день. Черутти прячется за колонной в кожаном шлеме и очках. Он нападает на богатея. Странно, что у того нет никакой охраны, только пистолет, который тут же был отобран. «А, ну-ка, раздевайся! А? Догола раздевайся!» Раз догола, значит, на этот раз трусы Черутти смотреть не будет. Его интересует что-то другое. Он привозит Мюзара на площадь ночного города и заставляет того идти голым в телефонную будку. И уезжает на его автомобиле.
Казино «Тиволи», вот куда приходит Черутти. Его хозяин как раз Мюзар. Черутти меняет деньги на фишки и, спрашивая про Мюзара, идет играть. Впрочем, игра подождет, надо зайти в кабинет к хозяину, вдруг он оделся и уже пришел. Там тоже нет охраны. Весь игорный бизнес основан на доверии и не нуждается в защите от преступников.
Мюзар по-прежнему без порток и злится в телефонной будке, когда на него глазеют прохожие. «Что уставился? Лучше бы принес мне брюки, идиот!» - ругается он на очередного зеваку. К будке идет полиция. Сейчас они его приоденут от Версаче.
Черутти заминировал кабинет и, повесив на него табличку, смысл которой в том, чтобы сюда не совали нос, ушел играть. Выиграв немного денег он пошел к машине Мюзара. Пора бы и взорваться мине. Мадам за столом, где играл Черутти, делает новую ставку. В это время гипсокартонный кабинет хозяина казино, разлетается в лохмотья. Повсюду гаснет свет и загорается аварийное освещение. Гражданам предлагается покинуть помещение. Крупье так и говорит. Мол, не волнуйтесь, уже рвануло, теперь можно и расходиться.
Приезжает пожарная машина. В Ницце даже пожарные ездят на Мерседесе. Пожарном Мерседесе. Черутти посмеиваясь, стоит в сторонке. Красиво сработал.
продолжение следует…