Те из нас, кто изучал историю лишь в школе, уверены, что путь из варяг в греки – существовал. Ну, а как же иначе? Об этом во всех учебниках написано! А самое главное в «Повести временных лет» Нестора: «Был путь из Варяг в греки. И из грек по Днепру. И вверх Днепра волок по Ловати. И по Ловати в Ильмень озеро великое. Из этого озера потечет Волхов. И втечет в озеро великое Нево. И то озеро ведет в устье моря Варяжского».
Когда возник путь из варяг в греки? Согласно «Повести временных лет» это произошло в начале первого тысячелетия. А где именно он начинался? Если верить Нестору, сначала они шли по Балтике, потом заходили в Неву, попадали в Ладожское озеро. И начинали долгое путешествие по рекам Древней Руси. Конечной целью купцов был Константинополь.
Но оказывается, далеко не все специалисты уверены, что путь из варяг в греки существовал в реальности. Историк и писатель Сергей Цветков считает, что «В любом учебнике по истории Древней Руси вы прочитаете, что путь из варяг в греки имел особенное значение. Между тем, эти взгляды не имеют под собой практически никаких оснований, кроме кратких летописных заметок, достоверность которых сомнительна».
Путь из варяг в греки был!
И все же многие историки не сомневаются в реальности данного пути. Елена Мельникова, доктор исторических наук уверена: «Набор объективных данных о существовании пути из варяг в греки – таков, что сомневаться в его существовании не приходится. Мы можем сомневаться в каких-то еще вещах, но есть твердо установленные факты, которые уже не подлежат сомнению».
Академик Дмитрий Лихачев писал, что путь из варяг в греки «был наиболее важным в Европе» вплоть до 12 века. Главным предметом торговли были рабы – на них держалась экономика Царьграда. Кроме того, скандинавские и русские купцы везли в Константинополь воск, мед, кожи, пушнину.
Путь из варяг в греки был… невозможен!
Не для всех мнение академика Лихачева является аксиомой. Разоблачению легендарного маршрута писатель и историк Юрий Звягин посвятил целую книгу и вот к каким выводам он пришел. Во-первых, Ивановские пороги на Неве. Скорость течения на ивановских порогах превосходит скорость гребного судна. Гребное судно само по себе здесь подняться не может. Либо проходить этот участок на буксире, за механическим судном, либо вообще никак.
Во-вторых, если Нева для таких опытов слишком крупная река, то Ловать, которая идет от озера Ильмень в сторону Западной Двины, напротив, слишком маленькая. Доводы Юрия Звягина вполне убедительны: «Там выше Великих Лук огромное количество порогов и перекатов. Там очень мелкая река. Плыть по ней невозможно! И, соответственно, этот участок физически никакими более-менее крупными плавсредствами, на которых можно что-то везти, непроходим. Там можно пройти на байдарке, но не больше».
Столь же мелкой является и речка Каспля, идущая от Западной Двины к Днепру. Ни одной из экспедиций не удалось полностью пройти Ловать и Касплю — корабли приходилось доставать из речки и везти до большой воды по железной дороге.
Наконец, есть и еще один важный момент. Сегодня состояние гидросистем в этом районе значительно более благоприятствует речному путешествию. Почему? Потому что уровень воды выше на 5 метров. В 10-м веке ситуация была гораздо хуже. Это был так называемый период многолетней засухи. Если даже сегодня, когда уровень воды на 5 метров выше, эти лодки приходится вытаскивать армейскими вездеходами и подтаскивать, чтобы они прошли этот путь, то как можно представить, чтобы в те времена это был такой оживленный маршрут? Это абсолютно невозможно!
Если даже он был, путь из варяг в греки, то почему такой запутанный?
Трудности плавания — это серьезный удар по славе главного речного пути Древней Руси. Однако есть и другие аргументы. Всегда и во все времена в торговом деле главное - прибыль. Прибыль напрямую зависит от расстояния. Чем короче путь, тем меньше накладные расходы. И по этому пункту у ученых есть к Нестору вопросы. Чтобы попасть из Балтики в Константинополь, не обязательно плыть через Русский Север. Есть и другие, альтернативные пути. Один путь проходит по Западной Двине. На нем только один волок, и он значительно короче легендарного пути! Второй путь ведет в Днепр по рекам Висла, Западный Буг и Припять. И опять же гораздо удобней и короче.
И все-таки он был?
У защитников пути своя логика. Значительная часть товаров поступала в Константинополь именно с Русского севера. Так что игнорировать путь купцы не могли. А во внутренней жизни Древней Руси он и вовсе был незаменим.
Путь из варяг в греки объединял северную политию и Киев, Среднее Поднепровье, в единое целое. По мере присоединения племенных территорий вдоль него, он стал стержнем древнерусского государства. По нему осуществлялись связи, торговля, по нему проходили административные каналы.
А как вам кажется, был ли на самом деле путь из варяг в греки или это исторический миф?
Узнать, как экспедиция любителей истории проходит путь из варяг в греки, можно, посмотрев фильм «Путь из варяг в греки. Быль и небыль» на ютуб-канале Предки наших предков по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=XsneW5cda_4
Поставьте лайк, если вам понравилась статья и подпишитесь на наш канал.