Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945) признанный классик русской дореволюционной и советской литературы, но все же не сказать, к сожалению, что он сейчас на слуху.
Таким образом некоторые его произведения могут остаться за кадром для части современных читателей. Как жили наши с вами предки во второй половине XIX века, те из них кто не работал в полях, а трудился в душных мастерских и фабриках больших городов? Да, кстати, наши прямые предки, для большинства - это именно крестьяне и мастеровые, а вовсе не дворяне и даже не казаки, последние сейчас в «линиях предков» занимают второе место после «славного рыцарства». Все же в первую очередь надо изучать быт простонародья, вот только это, ох, как не модно теперь.
«Два конца» - пожалуй, самая любимая повесть Вересаева из описания жизни рабочего человека конца позапрошлого века. Дается она не сказать, что легко и заставляет задуматься.
В центре повествования супружеская пара – Андрей Иванович и Александра Михайловна. Андрей Иванович – болван удивительный, но не сопереживать ему сложно. Остается лишь недоумевать - почему и как он дошел до жизни такой. Ведь могло быть все иначе? Хочется надеяться, что для других мастеровых все же могло, один их таких скопидом Картавцев, презрительно называемый Андреем Ивановичем - «Муравейчик». Наверное, это намек на басню «Стрекоза и Муравей» и если так, то в итоге все вышло по ее сюжету.
Лет Андрею Ивановичу, кажется, уже под сорок, но он до сих пор подмастерье, и работник из него не очень способный, дело, впрочем, даже не в этом. Снимает он с женой и 6-летней дочерью Зиной квартирку, по-видимому, и маленький домик в рабочей слободке на окраине был для многих недостижимой мечтой. А вот и заработки в переплетной мастерской:
«Ты вот все меньше зарабатываешь: раньше семьдесят -восемьдесят рублей получал, а нынче хорошо, как сорок придется в месяц, да и то, когда не хвораешь»
У женщин и того хуже:
«- К Корытовым в угол новая жиличка въехала. Жена конторщика. Конторщик под Новый год помер, она с тремя ребятами осталась. То-то бедность! Мебель, одежду - все заложили, ничего не осталось. Ходит на водочный завод бутылки полоскать, сорок копеек получает в день. Ребята рваные, голодные, сама отрепанная.»
Те же полтора рубля в день на картонажной фабрике, способна зарабатывать не каждая девушка и женщина и лишь на определенных условиях – при содействии мастера, которого еще нужно добиться.
Само название повести не предвещает ничего хорошего, но для одного из героев финал все же оказался, хочется надеяться светлым.