Найти тему

Как научить ребенка с аутизмом и ЗРР отвечать на вопросы? (часть 1)

Даю вам список упражнений для домашних занятий...

Сразу скажу основное правило: чтобы научить ребенка отвечать на вопросы, надо, чтобы ребенок каждый день не менее 15 минут на них отвечал. Да, кэп.

У нас при таком темпе занятий способность отвечать на вопросы развилась примерно за год.

1-й этап. Самый нужный вопрос для ребенка: "Что ты хочешь?", хорошо бы, чтобы в первую очередь ребенок смог на него ответить. Тогда он будет сотрудничать с большей охотой. В АБА-терапии эта группа вопросов называется Манд.

Подробно о работах с просьбами я уже писала:

Как научить ребенка просить словами?

В основном это обучение идет в быту и логопед его вам поставить не сможет.

Но, если этот этап пройден, дальше актуальнее учить уже за столом.

2-й этап. Я учила сына отвечать на самые простые вопросы с опорой на картинки перед глазами: "Что это?", "Что делает?", "Какой?", "Какого цвета?" Их ребенок должен освоить в первую очередь в определенном объеме: отвечая на вопросы с опорой на картинки, ребенок должен употреблять 200 существительных и глаголов активной речи. Эта группа вопросов называется Такт.

Делаем мы это механически как упражнение. Если ребенок не отвечает - даем подсказку, произнося слово целиком или частично. После выполненного задания даем награду.

Образец карточек для задания А и Б
Образец карточек для задания А и Б

3-й этап. Когда ребенок это освоит, нужно перейти к простым ответам на вопросы о функции предметов, т.н. ФХК, на этом этапе ребенку тоже нужно помогать картинками. Первоначально можно вообще не заставлять ребенка отвечать - а только показать нужную картинку в наборе из 8 вариантов.

Задание А. Пример:

Родитель задает вопрос: "Ты пьешь?", показывая ребенку набор карточек, ребенок выбирает карточку "сок". Родитель дает за правильный ответ жетон, и говорит: "Сок".

Если существительное склоняется, родитель называет его в правильном падеже, например:

"Ты вытираешь стол..?" Ребенок выбирает карточку с рисунком "тряпка", родитель добавляет "Тряпкой".

Если ребенок при этом называет правильное - слово, пока, хвалите, даже если слово в неправильном склонении, но всегда надо назвать правильный вариант склонения, например, ребенок говорит "вилка", а взрослый соглашается: "Да, вилкой". Так мы сократим в речи количество аграмматизмов.

25 вопросов-ФХК (с опорой на картинки). Их тут вообще то 30, но часть у вас будет отбракована как неактуальные, если ребенок ни разу не мыл пол и не плавал в бассейне, не надо ему таких вопросов задавать. Карточки выбираете исходя из индивидуальных вкусов ребенка, лучше бы это были просто абстрактные предметы, но, из-за проблем с обобщением, можно сначала сфотографировать зубную щетку, кофту ребенка, его любимый самокат и т.п., хотя это нежелательно.

1.Ты пьешь...?
2.Ты ешь...?
3.Ты смотришь на..?
4.Ты рисуешь...?
5.Ты прыгаешь на...?
6.Ты одеваешь..?
7.Ты спишь на...?
8.Ты вытираешься...?
9.Ты чистишь зубы...?
10.Ты расчесываешься...?
11.Ты сидишь на...?
12.Ты открываешь...?
13.Ты застегиваешь...?
14. Ты качаешься на ...?
14. Ты читаешь...?
15. Ты нюхаешь...
16. Ты ловишь...
17. Ты нажимаешь?
18.Ты плаваешь в ...
19.Ты катаешься на ...
20. Ты вытираешь стол...
21. Ты читаешь...
22. Ты подметаешь пол...
23. Ты слушаешь...
24. Ты собираешь...
25. Ты моешь...
26. Ты пинаешь...
27. Ты рисуешь ...
28. Ты подметаешь?
29. Ты режешь?
30. Ты катаешь?

Внимание: Также нелишне в этот момент выучить с детьми числительные и ответ на вопрос "Сколько?", уметь исчислять пальчики, конечности, колеса, а также научить его различать слова "кто" и "что". Не будет лишним умение узнавать людей на фото, если в задании Б есть вопросы со словами: "мама", "папа", "Наташа", "Мурзик".

Б. Потом все эти же вопросы из пункта А надо прогнать со словом "Что", "На чем", "Чем", "Кто". Например, "Что ты пьешь..?" Также пока с картинками. Если ребенок отвечает словами - хорошо, это надо поощрять.

Дополнительные вопросы со словом "кто"

Кто живет вместе с Петсоном (сюда вопрос по любимому мультику или сказке ребенка)?

Кто тебя сюда привел?

Кто купил тебе рюкзак?

На чем ты приехал? и т.п.

Внимание: перед выполнением следующего задания В целесооброазно расширить общие знания ребенка о мире. Научить его сортировать вещи по классам: еда, одеждва, игрушки, определять различные свойства предмета, материал, делить целое на части: у автомобиля есть фары, у рубашки есть карманы, воротники рукава, у дома есть крыша, окна дверь, у стула есть сиденье и спинкам и т.п.

В. Следующее задание: выбрать предмет на основании 3-х вербальных суждений о нем для 25-ти предметов. Так мы формируем навык обобщения. Вопросы задаем вразнобой. Они подбираются под кругозор ребенка и уровень его знаний о мире. Если ребенок чего то не знает - учите, делайте подсказки, но не зацикливайтесь на темах, которые ребенку непонятны, например, очень многие имеют проблемы с сортировкой на фрукты-овощи.

Например, предлагаете ребенку такой набор карточек:

Карточки для задания  В на обобщение
Карточки для задания В на обобщение

Кошка, лягушка, пчела, корова, помидор, вилка, компьютер, фломастеры

1. Кто квакает? Кто прыгает? Кто зеленая? Кто живет в пруду?
2. Это красный овощ. Из него делают кетчуп/салат. Он растет на грядке.
3. Кто ловит мышей? Кто говорит "мяу"? У кого есть хвост?

4. У него есть мышка. У него есть клавиатура/кнопки. На чем ты смотришь мультики?
5.У кого есть рога? Кто дает молоко? Кто говорит "му"?
6. Они разноцветные. Чем рисуют на бумаге. Чем раскрашивают?

7. Кто дает мед? Кто сидит на цветке? Кто жужжит? Кто умеет летать?

8. Чем едят? У нее есть зубцы. Она железная.

Самолет, пароход, автобус, хлеб, собака, лиса, кровать, рубашка

1. У него два крыла. Кто летает? У кого есть шасси?

2. У него есть колеса. Он возит людей. На чем мы ездим к бабушке?
3. У него есть труба. Он ездит по воде. Транспорт, он умеет плавать.
4. Кто сторожит дом? Кто говорит "гав"?
5. Кто, живет в лесу? У кого рыжий хвост?
6. Из него делают бутерброды. Что режут ножом? Его делают из муки.
7. У него есть карманы. Это одежда. У нее есть рукава.

8. Это мебель. На чем ты спишь? Она деревянная...

Мороженое, лист, кастрюля, малина, велосипед, свинья, книга, кукла

1.У кого есть крышка? В нее кладут овощи и варят суп/макароны. Она железная.

2. Это холодное и сладкое. Что ты любишь кушать? Оно в вафельном стаканчике.

3. Из чего варят варенье? Это ягода. Она красная.

4. Кто говорит "хрю". Покажи животное. У кого 4 ноги? У нее есть хвост.

5. Что читают? Что из бумаги? Что прямоугольное?

6. Это транспорт. У чего два колеса? На чем катаются?

7. Что растет на дереве? Он зеленый. Есть у березы и клена...

8. Это игрушка. У нее есть платье. Ты любишь с ней играть...

Как я уже говорила, все эти ФХК-упражнения не предполагают, что ребенок что-то вам говорит, но к концу этого блока мы должны постепенно приучать ребенка озвучивать ответ словами примерно в одном случае из 2-х. И это только начало. Продолжение - во второй части.