Из моего интервью газете "Комсомольская правда" (15.10.2020):
- За что неверовские пытались убить своего же - Владимира Сафронова?
- Могу только предполагать. Или он начал много говорить, или выбрал не ту тактику, или встал не на ту сторону. Но это лишь версии. Изначально Сафронов был у Неверова водителем, но «поднялся», это обычная практика.
После отъезда Неверова в Тольятти оставались близкие ему люди, которым он доверял и через которых он «перекачивал» деньги. Если предположить, что у Сафронова были хорошие отношения с Неверовым, то и он мог претендовать на «кусочек» власти. Мог попытаться что-то сделать, но его остановили при помощи покушения.
- Неверовцам впервые вменяют участие в организованном преступном сообществе – станет ли это прецедентом?
- Это сложная тема. Обвинение в участии в ОПС не всегда выгодно правосудию. Оно же подразумевает не только преступные деяния против личности, но и легализацию денег, полученных преступным путем. А легализация сейчас никому не вменяется. А где же деньги? Они в бизнесе. А чей бизнес, кто им «рулит»? Вряд ли нам об этом расскажут. Я вообще заметил: в последнее время у нас ОПС боятся кому-то вменять, потому что там придется за ниточки тянуть, а они могут привести, куда не надо. Поэтому все ограничивается «личными неприязненными отношениями», которые лежат в основе чуть ли не каждого «громкого» преступления.
13 апреля 2021 года в Самарском областном суде огласили приговор по громкому делу предполагаемых членов банды Неверова. На скамье подсудимых оказались Руслан Гафаров, Роман Гореславец, Вадим Жестков и Алексей Стоволосов. По версии следствия, все они входили в банду Неверова, точнее в организованное преступное сообщество (ОПС).
- Все члены ОПС общались и дружили между собой, многие были связаны родственными связями, однако приказы «сверху» не подлежали обсуждению и исполнялись беспрекословно, - рассказывал в самом начале процесса гособвинитель Святослав Михайловский. – ОПС состояло из четырех структурных подразделений с разными функциями, руководителями и подчиненными. По версии следствия, четверо подсудимых как раз входили в одну из таких «ячеек».
Одним из эпизодов обвинений подсудимых – это покушение на убийство Владимира Сафронова. Считается, что Сафронов тоже состоял/состоит в ОПС Неверова (сам он это не признает) и даже занимал там далеко не последнее положение, возглавляя «подразделение», которое занималось слежкой за будущими целями и жертвами. На суде он выступал в качестве потерпевшего (хотя сам находится под стражей).
- Маска закрывала не все лицо, у меня были доли мгновений, когда ваш пистолет дал осечку. Этого хватило, чтобы я вас узнал и запомнил, - заявил на заседании Владимир Сафронов.
Вадима Жесткова в итоге приговорили к 15 годам лишения свободы, Романа Гореславца – к 9 годам, Руслана Гафарова и Алексея Стоволосова – к 8 годам, все они отбывать наказание по решению суда должны в колонии строгого режима.
Но.. суд посчитал не доказанным участие подсудимых в организованном преступном сообществе. Что и требовалось доказать..
Перенесемся назад во времени.
24.03.2017 в 16:45 от д.41 по ул. Свердлова г. Тольятти в больницу с диагнозом: проникающее огнестрельное ранение грудной клетки, брюшной полости, сквозное огнестрельное ранение правого плечевого сустава, спины и ягодицы доставлен Сафронов Владимир Юрьевич, 13.07.1970 г.р., не судим, не работает, проживает по адресу: г. Тольятти, ул. Свердлова, 43-ЖЖ. В совершении преступления подозреваются двое неизвестных мужчин, которые скрылись с места преступления на автомашине LADA GRANTA. Приметы одного: худощавый, волосы светлые, приметы второго устанавливаются. Впоследствии в арке д.68 по ул. Свердлова обнаружена в сгоревшем состоянии автомашина LADA GRANTA серебристого цвета с похищенными г/н С884ММ163, VIN 21901ВD0172991. Установлено, что данная автомашина принадлежит Смирнову Д.А., 1983 г.р., проживающему по адресу: г. Тольятти, ул. Баныкина, 52-ЖЖЖ, ранее была похищена в Центральном районе (сводка от 10.01.2017). В салоне сгоревшей автомашины обнаружены два пистолета, предположительно пистолеты Макарова №1237105254 и №1337105737 (по данным ИЦ не значатся) с глушителями. С места происшествия изъяты 2 пистолета, 3 гильзы 9мм, 2 г/н С884ММ163, смывы вещества бурого цвета, перчатка вязанная со следами бурого цвета, след протектора. По данному факту СУ СК России по Самарской области возбуждено уголовное дело №11702300016029518 от 24.03.2017 по ст.30 ч.1 ст.105, ч.1 ст.222 УК РФ. 28.03.2017 сотрудниками ГУ МВД России по Самарской области за совершение указанного преступления были задержаны Жестков Вадим Сергеевич,1977 г.р., Гореславец Роман Николаевич, 1979 г.р., Маликов Александр Николаевич, 1985 г.р. и Гафаров Руслан Азатович, 1979 г.р. В ходе расследования было установлено, что для совершения покушения на убийство Сафронова В.Ю. указанные лица использовали ранее похищенную автомашину LADA GRANTA, г/н С884ММ163 (уголовное дело №2017037057 от 10.01.2017 по ч.2 ст.158 УК РФ).
В ходе оперативно-следственных мероприятий, проводимых в рамках расследования указанных уголовных дел, возбужденных по фактам краж автомашин и покушения на убийство Сафронова В.Ю. были получены многочисленные доказательства (материалы ОРМ «наблюдение», ОТМ «ПТП», «НАЗ»).
По данному факту СУ СК России по Самарской области возбуждено уголовное дело №11702300016029518 по ст.30 ч.1 ст.105, ч.1 ст.222 УК РФ.
Далее произошли следующие события:
В начале августа 2017 года в СУ СК РФ по Самарской области к руководителю Самодайкину В.В. прибыл руководитель следственно-оперативной группы по расследованию и раскрытию преступлений, совершенных ОПФ «Неверова» Грязнов. Грязнов сообщил, что ему в рамках расследования уголовного дела в отношении участников ОПФ «Неверова» необходимо допросить Жесткова В.С., так как он является важным свидетелем по уголовным делам.
После того как следователь Грязнов допросил Жесткова В.С., в условиях СИЗО №1 г.Самара, Грязнов предоставил руководителю СУ СК России по Самарской области, Самодайкину В.В., документ за подписью одного из руководителей СК РФ, о необходимости передачи расследования уголовного дела №11702300016029518 по ст.30 ч.1 ст.105, ч.1 ст.222 УК РФ, Грязнову.
Впоследствии выяснилось, что 24 марта 2017 года Владимир Сафронов приехал к своему старому знакомому – армейскому товарищу Дмитрию в офис на ул. Свердлова, 41 в Тольятти. Зашел внутрь, вышел минут через 20, сел в машину справа от водителя. В этот момент вплотную к ним как раз со стороны Сафронова подъехала серебристая "Лада", между машинами оставалось буквально несколько сантиметров. Напротив Сафронова оказалось окно пассажирского сиденья прямо за водителем «Лады». Из него прямо на мужчину был направлен пистолет. Впоследствии Сафронов вспоминал, что слышал два щелчка – пистолет не сработал. Потом зазвучали выстрелы.
Водитель Сафронова – Алексеев выскочил из машины, выдернул товарища и этим фактически спас его жизнь. Мужчина «словил» 7 пуль, но выжил..
Но уже тогда о Сафронове говорили, как о криминальном авторитете.
2 апреля 2014 года в Тольятти вынесен приговор в отношении 43-летнего тольяттинского предпринимателя Владимира Сафронова.
Сафронов был признан виновным по части 2 статьи 318 УК РФ «Применение насилия, опасного для жизни и здоровья в отношении представителя власти». Роман Масалимов, который являлся телохранителем Сафронова, признали виновным по двум статьям – части 1 статьи 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти» и ст. 222 УК РФ (предусматривает наказание за незаконный оборот оружия, так как в ходе обыска в доме Масалимова была обнаружена и изъята ручная осколочная граната марки РГД-5). Первого фигуранта дела приговорили к 2,5 годам колонии общего режима, второго - к 1,5 годам колонии-поселения.
Хотя изначально им предъявили обвинение по ст. 30 ч.3, ст. 105 ч.2 п. «б, ж» УК РФ – «Покушение на убийство, лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой». Что грозило сроком до 10 лет лишения свободы. В апреле 2013 года находившийся в следственном изоляторе № 1 города Самары Владимир Сафронов объявил голодовку. На протяжении нескольких дней он отказывался принимать пищу.
Как заявляли представители Сафронова, он пошел на крайний шаг в силу нескольких причин. Одной из них было то, что он реально опасался за свою жизнь и принял пострадавшего сотрудника полиции за киллера. Потому считал обвинение в попытке убийства надуманным.
Версии сторон по поводу событий, предшествовавших аресту Сафронова, существенно разнились. По утверждению самого Сафронова, 20 декабря 2012 года он вместе со своим другом Романом Мусалимовым направлялся к одному из подъездов дома № 17 по улице 40-летия Победы. Сафронов не мог не обратить внимание на отиравшегося по близости подозрительного субъекта, который явно за ним следил. Незнакомец прошмыгнул перед группой в подъезд и побежал вверх по лестнице. Будучи уверенным, что этого человека подослали имевшие очень недобрые намерения конкуренты, Сафронов с телохранителями начал его преследование. На лестничном марше 9-го этажа мужчина был настигнут.
«Ребята попросили задержанного объяснить цели его появления в подъезде, - утверждали защитники Сафронова. – Человек внятных пояснений не давал и пытался вырваться. Возможно, когда придерживали его, то, будучи по известным причинам на взводе, помяли немного. Затем предполагаемого киллера «общупали» на наличие оружия, увидели удостоверение сотрудника полиции, сразу прекратили активные действия и отпустили его».
Однако, по версии правоохранителей, события развивались иным образом, нежели их пытается представить Владимир Сафронов. 20 декабря 2012 года у дома Сафронова дежурили в машине оперативник управления уголовного розыска ГУ МВД России по Самарской области Владимир Павлов и сотрудники отдела по борьбе с организованной преступностью Кирилл Подвигин и Рашид Хайруллов. Оперативные мероприятия проводились в связи с возможной причастностью Сафронова и Масалимова к избиению президента федерации бокса Тольятти Сергея Бибикова.
Когда Павлов отправился осматривать подъезд, подсудимые, обнаружив слежку через систему видеонаблюдения, напали на него, избили, угрожали убийством и требовали рассказать, зачем он за ними следит. В частности, как следует из показаний Павлова, авторитет будто бы ударил его заточкой в бок со словами: «Я тебя сейчас, мусор, завалю! П****ц тебе!».Видимо, в связи с этим правоохранительные органы приняли решение начать наружное наблюдение за Сафроновым. Но объект слежки и его телохранители вычислили «филера» и набросились на него в подъезде. По утверждению потерпевшего, он сообщил нападавшим, что является сотрудником полиции и показал служебное удостоверение. Но это не спасло его жестокого избиения.
В июне 2014 года апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Самарского облсуда по представлению прокуратуры Автозаводского района г. Тольятти был изменен приговор районного суда от 2 апреля 2014 года, вынесенный в отношении жителей Тольятти Владимира Сафронова и Романа Масалимова.
"Учитывая характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, судебная коллегия по уголовным делам Самарского областного суда согласилась с доводами апелляционного представления прокуратуры о мягкости назначенного наказания осужденным, - сообщили в облпрокуратуре. – В связи с чем она назначила Сафронову 5 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима, а Масалимову – 3 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении".
А в августе 2015 года.. Сафронов был внезапно освобожден из-под стражи президиумом Самарского областного суда.
Защита обоих подсудимых направила жалобу в ВС РФ, и та была внезапно удовлетворена и возвращена на рассмотрение президиума Самарского областного суда.
В июле 2015 года президиум под председательством Любови Дроздовой, руководствуясь решением вышестоящего суда, удовлетворил требования адвокатов и отменил апелляционное определение об ужесточении наказания Сафронову и Масалимову. Той же позиции в процессе придерживался и представитель обвинения, зампрокурора области Александр Галузин.
Дело было возвращено на повторное апелляционное рассмотрение новым составом суда. Сафронов и Масалимов были освобождены из-под стражи, поскольку оба на тот момент уже отбыли сроки, назначенные им первым приговором.
Но погулять удалось недолго..
13 апреля 2018 года Автозаводский районный суд по ходатайству следователя на два месяца заключил под стражу Владимира Сафронова (для своих Сафрон) и Игоря Романова (Космос). Обоим вменена часть 4 статьи 159 УК РФ – «Мошенничество в особо крупном размере». Объектом преступления называлось имущество фирмы «Автоградтранс» (ремонтные работы по муниципальных контрактам), директор которой Сергей Ожегов в конце 2017 года был приговорен к 9,5 годам исправительной колонии строгого режима за пособничество в убийстве оперуполномоченного «убойного» отдела УВД г. Тольятти Дмитрия Кручинкина (дело киллера Сергея Агеева, Акима).
А в декабре 2020 года в Самарском областном суде стартовал процесс по делу еще троих членов «неверовского» ОПС — Александра Браева, Романа Зинина и Сергея Стенькина, обвиняемых в похищении тольяттинского бизнесмена Александра Душкова. Еще один активный участник преступления — Михаил Душенков — объявлен в розыск. Так вот по материалам уголовного дела также проходят Владимир Сафронов, его водитель Владимир Алексеев и Евгений Егоров.
По версии следствия, Александра Душкова похитили в Тольятти, убили в Подстепках, а тело уничтожали в тольяттинском ангаре на улице Офицерской.
«Труп Душкова был перевезен мной, Душенковым и Зининым в ангар, расположенный возле АГЗС дяди Браева, куда также прибыли Сафронов и его водитель по имени Владимир. В ангаре труп Душкова был разрублен на части и разложен по полимерным пакетам Сафроновым и Душенковым. Затем я, Душенков и Зинин уехали в село Подстепки, в связи с чем местонахождение частей трупа Душкова мне неизвестно», — рассказал на следствии Сергей Стенькин.
При выезде на местность Стенькин опознал АГЗС на улице Офицерская, 32Б, и ангар напротив нее, как место, где происходило расчленение тела Душкова. Тело разрубали рядом с металлической печью. «Со слов Душенкова мне известно, что части трупа Душкова были впоследствии сожжены», — сообщил следователям Стенькин.
В версии же Романа Зинина, пакеты с останками не сожгли, а положили в багажник машины Сафронова.
По словам Стенькина, уже после убийства кто-то из лидеров — Душенков или Сафронов — приказали ему и Зинину нанести несколько ударов по трупу Душкова ножом. Тот же Стенькин рассказал душераздирающие детали того, как именно уничтожали труп. «Сафронов и Душенков взяли в руки два топора, один из которых был строительным с деревянной рукоятью, а второй был разделочным. Затем этими топорами Сафронов и Душенков стали разрубать тело Душкова. Когда рубили труп, мне и Зинину стало плохо, нас тошнило», — рассказал следователям Стенькин.
Так что нас еще ждет много информации об "авторитетном предпринимателе" Сафронове..
Из воспоминаний:
- Я с Володей служил вместе. Удивительно конечно. Я знаю многих из тех, о ком Вы пишите, но 30 лет ничего про Сафрона близко не слышал! А тут читаю и удивляюсь, нашёл однополчанина..
Я служил в 154-м Комендантском полку, что это за полк легко найти в интернете..
(154 отдельный комендантский Преображенский полк Министерства обороны Российской Федерации. Полк был сформирован в декабре 1979 года. Его основой стал 99-й отдельный комендантский батальон и 1-я отдельная рота почетного караула. Преображенский полк был подчинен военному коменданту города Москвы и размещен в военном городке «Лефортово». В настоящее время в состав полка входят два комендантских батальона, которые имеют в своем составе несколько рот, батальон почетного караула, автомобильная рота и рота обеспечения, а также группа разминирования.
Комендантские батальоны занимаются несением гарнизонной службы, а также службы во внутренних нарядах. Они обеспечивают безопасность военных судов, военной прокуратуры и других гарнизонных объектов. Кроме того, они осуществляют антитеррористическую деятельность в гарнизоне.
Батальон почетного караула полка участвует во всех крупнейших мероприятиях, проводимых руководством государства в нашей стране и за рубежом. Таких как встречи и проводы глав иностранных государственных, правительственных и военных делегаций во время их официальных визитов в Россию, возложение венков к Вечному огню мемориального комплекса «Могила Неизвестного Солдата у Кремлевской стены» и многих других. При участии военнослужащих батальона также проводятся военные парады в Москве- О.И.)
Я служил с весны 1989 г. Володя с осени 88 года..
Где-то в конце 89-го, осенью, в полку было образованно спец-подразделение по охране коменданта города Москвы, но тогда это только начало всех супер спец групп. В те годы генерал-лейтенант Смирнов, комендант столицы, был еще без охраны и вот появилась первая его охрана. Собрали из самых условно больших срочников полка, их было 8-12, точно не помню, но то что они просто были здоровые- это точно. Ими занимались, тренировали.
Володя оказался в их числе и реально один из лучших. Ну лучше может только командир отделения.. Плюс куча халявы, учитывая, что в нашем полку максимальная уставщина..
Но жили, ели, спали они с нами, простыми срочниками.
Надо сказать, что хоть и дедовщина имела место, но Вова, мне кажется, это игнорировал. Был выше этого. Реально никаких дедовских дел, в целом никому не заметный, но уважаемый рядовой. Но.. устав все таки не для него! Вообщем летом 90-го его со скандалом переводят в простую комендантскую роту. По сути дела ничего не поменялось- даже койка та же.. Но уже не спецназ. Перевели за нарушение дисциплины и поставили в строй, как у нас говорили, дали АК и поставили в караулы. Стали командовать (устав же). Ну тут он и начал бычить, не то чтобы сильно, но принципиально. И не с лейтенантами (они же почти наши сверстники), а с командирами, прямо принципиально. У него был друг один, тоже из Тольятти- Дима Баловнев, так его вообще из полка перевели (это было супер позор тогда). Я вот как то суть конфликта не помню, но четко помню- там был просто стык сильных людей. Вова вообще не скандалил, а просто.. не подчинялся. Без шума, но упорно. Причём непосредственно он никого не подставлял, ведь была служба, было оружие. Упорно в бытом смысле- типа спать, когда нельзя..
Как итог, последний месяц (могу ошибаться, может больше) jн просидел на Московской "Губе" (Алешенские казармы). До 31 декабря. Эту "Губу" (гауптвахта- О.И.) охраняли мы- его же сослуживцы. Он сидел в одиночке и пел песню:
"Утомлённое солнце
Нежно с морем прощалось.
В этот час ты призналась,
Что нет любви"
Для справки- у нас уходили рано на дембель или как положено. Кто призывался осенью и уходили осенью. Его же продержали до..
Я его увидел 31 декабря в роте. Его же наши привезли с караулом (что вообще то наказуемо) часов в 7 вечера. Он зашёл, попрощался и ушёл в шинельки без погон, как Янковский в фильме "Два товарища"..
Вообщем парень ни как все! Даже в таком полку!
Я так и думал, Тольятти город маленький- ну не мог он быть просто так!
P.S.
Февраль 2019 года. Стражи порядка остановили на улице молодого человека 1993 года рождения, поведение которого им показалось странным. При личном досмотре выяснилось, что задержанный Никита Сафронов имел при себе порядка пяти граммов синтетического наркотика, именуемого в просторечье «скоростью». Это был сын Владимира Сафронова от первого брака. На подозреваемого возбудили уголовное дело по «наркотической», 228-й статье Уголовного кодекса РФ. На время следствия подозреваемого поместили туда же, где.. находится его отец – в СИЗО.