Найти тему
Ретро-Исилькуль

Первый Исилькульский Совет

Оглавление

Проработал полгода – вписан в историю навсегда

Как свидетельствуют архивные документы, в ноябре 1917 года в Исилькуле был создан Совет рабочих депутатов. В него вошли М. Захаров, Р. Иванов, А. Ломов, С. Субач, П. Мерзляков и другие. Первым председателем Совдепа стал М. Захаров, комиссаром – А. Ломов, Р. Иванов - казначеем.

Комиссар первого исилькульского Совета Андрей Ломов с женой и сыном.
Комиссар первого исилькульского Совета Андрей Ломов с женой и сыном.
Сафрон Субач.
Сафрон Субач.

Информацию о деятельности Совета можно найти в книге «Один из малых городов России. Исилькулю 120 лет». Авторы соответствующей главы Г. Гензель и И. Коломбет пишут: «Был проведен ряд мер по конфискации земельных угодий и передаче их беднякам, улучшению положения беженцев, были увеличены пособия солдаткам, деньги взимались с крупных землевладельцев и торговцев. Важнейшей работой Совета стало обеспечение бесперебойной работы железной дороги и пропуск хлебных эшелонов в голодающие Москву и Петроград. Были реквизированы хлебные запасы на мельницах Регера и Горелкина, в нескольких купеческих складах.

Совдепом был создан отряд Красной гвардии, в который вошли в основном венгры, всего отряд насчитывал около 26 человек. Отряд охранял железную дорогу, товарную станцию, депо и водокачку в с. Городище. На основании постановления Омского Совета об организации сельской милиции и о расформировании сельской полиции в поселке была создана милиция.

Одной из мер борьбы с голодом была отправка семей рабочих из голодающих центров в Сибирь. Много семей эвакуированных прибыло на станцию Исилькуль. Для них изыскивались свободные земельные участки и оказывалась материальная помощь из складов переселенческого управления».

Деятельность первого Совета была непродолжительной, 25 мая 1918 года вспыхнул белочешский мятеж, начались бои под Марьяновкой.

Историческая справка:
Марьяновские бои – крупнейшее сражение, происходившее когда-либо на территории Омской области. Первый бой произошел 25 мая 1918 года. Помощь чехам, следовавшим с оружием по железной дороге из центральной России во Владивосток, оказали сибирские казаки. Им противостояли омские рабочие. В схватке погибли более ста красногвардейцев. Чехословаки отступили в сторону Исилькуля. Между противниками было заключено перемирие до 4 июня, после чего стычки возобновились.
Решающее сражение произошло 6 июня. Численность белочехов за счет подкрепления, подтянувшегося на эшелонах со стороны Челябинска, составила около 5,5 тысячи штыков и трех орудий, и в конном казачьем отряде Анненкова – более 200 сабель. В обороне омичей числилось около 2 тысяч бойцов, в том числе работники железнодорожного депо, пулеметы, броневик. Бой длился 11 часов. Под Марьяновкой погибло около 1 тысячи бойцов-красногвардейцев. Потери чешской стороны точно не известны. Захватив Марьяновку, уже 7 июня 1918 года чешские легионеры вошли в Омск. 23 июня к власти пришло Временное Сибирское правительство, а в ноябре Верховным правителем России объявил себя адмирал Александр Колчак, и Омск почти на год стал столицей Белой России.

Белочехи в Исилькуле

После сражения 25 мая чешские эшелоны из Марьяновки перебазировались в Исилькуль: на крышах вагонов – пулеметы, у эшелонов – охрана. На следующее утро вагоны оказались в тупиках, из чего был сделан вывод – чехи не собираются уезжать. В Исилькуль приехали высокие офицерские чины. Чешским командованием в одном из складов товарной станции был устроен бал, где звучали торжественные речи, духовой оркестр чехов, в котором было больше ста человек, исполнял русские, украинские и чешские песни, вальсы. В последующие вечера чехи устраивали танцы, на которые допускали только девушек, что нередко приводило к столкновениям местных с чехами.

Власть на станции осуществлял чешский комендант. Им и отрядом атамана Анненкова был создан временный контрреволюционный комитет. Из местной больницы вынесли тяжелобольных и устроили лазарет на 20 коек для раненых чехов. Начальником лазарета стал В.И. Лосиц. Местный врач Сингалевич делал перевязки раненым. Комиссара Совета по здравоохранению Шишкина за протест против закрытия больницы арестовали и потом расстреляли.

В первых числах июня начались аресты членов Совдепа. По улицам на чешском и русском языках выкрикивали «Хороший дом и справное хозяйство тому, кто выдаст Советы!». В отряд, который занимался арестами большевиков, входили зажиточные исилькульцы Иван Булгаков, Федор Рудаков, Федор Бурцев, Алексей Кудрин, Левандовский, в качестве наблюдателей выступали два чехословацких офицера. Были арестованы А.М. Ломов, С.Я. Субач, Р.В. Иванов, М.Л. Захаров.

Их отвели в стоящий в тупике между станцией и депо вагон. Сначала было два вагона с арестованными, в третьем располагалась охрана. Приближаться к вагонам не разрешалось, родственники арестованных допускались только к вагону охраны, где начальник караула принимал передачи – было объявлено, что арестованные должны питаться своими продуктами. Арестованных везли и из близлежащих сел и деревень, вагоны не могли вместить всех привезенных, и их разместили в товарных вагонах, наспех переоборудованных в теплушки.

Члены Совдепа, в том числе комиссар А. Ломов были расстреляны 8 июня 1918 года на юго-западной окраине Исилькуля в нескольких десятках метров севернее железнодорожного полотна. Из-под расстрела удалось сбежать только С. Субачу, тяжелораненого его спрятали жители деревни Благовещенка, и до октября 1919 г. он скрывался в окрестных деревнях.

Чешский корпус усиливал позиции, у мельницы Горелкина за семафором от железной дороги к окраинам Городища и к дороге на Николаевскую станицу были вырыты окопы. У насыпи, идущей от депо к Березовке, направив в сторону Омска, установили пулеметы. Военное положение в Исилькуле длилось четыре дня. 19 июля 1918 года в 3 часа утра Р. Иванов и девятнадцать красногвардейцев-мадьяр были отведены за насыпь недостроенной ветки железной дороги на навозную свалку и расстреляны. Так начинался белый, а потом, в ответ, и красный террор периода Гражданской войны…

Белочехи проезжают через Исилькуль. 1918 год.
Белочехи проезжают через Исилькуль. 1918 год.

В памятниках и названиях улиц

В Исилькульском районе есть несколько памятных мест, связанных с периодом установления Советской власти.

На улице Деповской установлен обелиск, который назывался «Партизанское кладбище» или «Братская могила десяти красногвардейцев». Надпись на мемориальной доске гласит: «Здесь похоронены борцы за советскую власть Иванов Р.В., Субач С.Я., Скобелев В.П., Серебряков Н.А., Воротов Г.М., Петрутчик Н.И., Киселев Н.В., Портных И.К., Монташов С.Ф., Бальчак С.А.». Первый деревянный памятный знак на этом месте был установлен еще в 1918 году, реставрирован в 1936 году, стела установлена в 1978 году. Иванов и Субач – члены первого Совдепа, Скобелев, Петручик, Серебряков, Пальчак – секретари комсомольских организаций, погибшие в разные годы, Воротов - убитый кулаками уполномоченный по хлебозаготовкам. Киселев, Портных, Монташов – крестьяне из д. Гагаринки Называевского района, взятые как заложники и расстрелянные в 1918 году. Но как впоследствии выяснилось, там же были захоронены и их противники. Поэтому теперь этот памятник неофициально носит название «Жертвам гражданской войны».

Памятник десяти расстрелянным красногвардейцам в Исилькуле.
Памятник десяти расстрелянным красногвардейцам в Исилькуле.

В Исилькуле есть улицы, носящие имена Сафрона Субача, Василия Скобелева, Андрея Ломова. Памятник комиссару Исилькульского Совета А.М. Ломову установлен на территории плодопитомника в 1968 году.

Андрей Михайлович Ломов родился в 1887 г. в Тамбовской губернии. Окончил начальную школу, экстерном сдал экзамены за полный курс гимназии. В начале ХХ века семья Ломовых в поисках лучшей доли подалась в Сибирь, осела в поселке Березовка (ныне часть г. Исилькуля). Андрей занимался кожевенным ремеслом, в 1915 г. был мобилизован в армию, службу проходил в одном из сибирских полков в Новониколаевске (ныне Новосибирск). В 1917 году после самороспуска полка вернулся в Исилькуль.

Вскоре А.М. Ломов был избран в состав первого Исилькульского Совета на пост комиссара финансов. Нелегкая ноша легла на его плечи. В условиях разрухи, голода и невероятной девальвации нужно было обеспечивать работу железнодорожной станции, мелких предприятий, выкраивать из скудного бюджета средства на одежду и обувь детям бедняков, на открытие начальной школы в Березовке.

О расстреле Ломова есть воспоминания очевидца М.И. Пономарева: «Поздней ночью, ближе к рассвету, арестованных вытолкали из смертного вагона и повели в сторону Булаево по тропе между питомником и железной дорогой. Они еле передвигали ноги от голода и побоев. Сопровождали арестантов конные каратели, подгоняя их штыками и злобными криками. Их было четверо, среди них был и Ломов… Весть о расстреле быстро распространилась по Исилькулю. Родственники убитых просили власти взять тела для погребения. Разрешено было взять тела Мерзлякова и Шишкина, а тело Ломова осталось лежать непреданное земле. Среди народа стал расти гнев и недовольство. Боясь осложнений, власти разрешили родным Ломова похоронить тело, но не на кладбище».

В газете «Знамя» за 5 апреля 1967 года был опубликован материал краеведа И.С. Петрищева «Имя твое не забыто, комиссар!». В нем утверждается, что первоначально А.М. Ломова захоронили рядом с землянками, в глубине нынешней усадьбы № 72 по улице Карла Маркса. К 67-му году там уже разрослась городская улица. «Оставить здесь могилу комиссара – значит забыть его. Надо перенести останки комиссара в братскую могилу, где лежат его современники-революционеры», – предлагал автор. Но было принято другое решение: спустя 50 лет после гибели обелиск А.М. Ломову был установлен комсомольцами средней школы № 2 на месте его расстрела.

Обелиск на места расстрела Ломова.
Обелиск на места расстрела Ломова.

В Историческом архиве Омской области в фонде Р-1958 «Исилькульская районная комиссия по делам бывших партизан и красногвардейцев» хранится заявление Ефимии Ивановны Ломовой в Исилькульский райисполком, датированное 4 июля 1932 года: «1918 г. 8-го июня сын мой Андрей Михайлович Ломов, красный фронтовик, вернувшийся с фронта в Исиль-Куль, был расстрелян бандой Колчака как подпольный работник, как организатор 1-го Исиль-Кульского Совдепа и член Исиль-Кульского совдепа. Вся семья наша подверглась разным репрессиям со стороны белогвардейцев. В частности, были арестованы другой мой сын Иван Мих. Ломов и дочь Анна Мих. Ломова несколько раз, а муж мой М.И. Ломов не выдержал смерти сына и вскоре умер. В день 14-й годовщины (8-го июня) памяти моего сына Андрея Ломова, погибшего за сов. власть, прошу принять его память и заслуги со стороны сов. власти и обеспечить меня правами, которыми пользуются семьи красных партизан и погибших кр-цев. Документы прилагаются».

Известно, что сестры Андрея Михайловича Анна и Клавдия Ломовы были первыми учительницами Березовской школы, сестра Нина – одной из первых комсомолок Исилькуля, впоследствии они переехали в Подмосковье. У комиссара Ломова был сын Геннадий, 1914 г.р., который с 1936 года служил в РККА. Во время Великой Отечественной войны командир стрелкового взвода 113 стрелкового полка гвардии лейтенант Ломов был убит в бою 9 августа 1944 года.

Есть в Исилькульском районе и еще один обелиск, напоминающий о жертвах Гражданской войны, – памятник в Кудряевке С.Ф. Курганову и С.В. Харитонову, погибшим от рук белогвардейцев в 1919 году. Но о них в нашей газете будет опубликован отдельный материал.

По материалам очерка Светланы Тарасовой и Анны Ермаковой «Шел в борьбе и тревоге боевой 18-й год…», опубликованного в газете "Знамя" в 2018 году.