Акварели Людвига Осиповича Премацци — будто порталы самого Времени. Любоваться его работами — всё равно, что проникать взглядом в давно минувшую эпоху, видеть Россию 19-го века ровно такой, какой застало её поколение Достоевского и Толстого, Лермонтова и Чехова, Тургенева и Тютчева.
Сегодня работы необычайного талантливого и бесконечно трудолюбивого художника украшают стены Государственного Эрмитажа и Русского музея, как прежде украшали альбомы членов императорской семьи и великого множества русских дворян.
Итальянский мастер, блестяще владевший техникой перспективной живописи, он как никто иной умел совместить точность «видописания» с уникальным настроением, присущим каждому конкретному интерьеру, пейзажу, явлению.
Как художник, Премацци шёл в своих работах от реалистичности к выразительности. Отыскивал самый выгодный ракурс, экспериментировал с геометрическими пропорциями, контрастностью и световыми эффектами. Всё для того, чтобы придать реально существовавшим местам и явлениям свежее эмоциональное звучание, открыть необычное в привычном, раскрыть гармонию и уникальное настроение каждого интерьера и каждого пейзажа.
В умении поставить свой талант и вдохновение на службу практическому навыку и тонкому расчёту Людвиг Осипович во многом уподоблялся своим великим античным предшественникам, работавшим в скульптуре и архитектуре. Геометрически прочитанное пространство его акварельных композиций, заполненное деликатными отражениями и тихими бликами, умеет внушать своему зрителю ощущение невесомости массивных каменных строений. Привнося пропорции «золотого сечения» во взаимное расположение доминантных объектов композиций, мастер дарит нашему подсознанию ощущение гармоничного сочетания рукотворных и природных элементов интерьера или пейзажа, заставляя каждый элемент картины работать на её общее настроение.
В то время наш герой прибыл жить и творить в Россию ровно двадцати лет от роду. Отмеченный лично Николаем Первым, юный мастер в самом прямом смысле «пришёлся ко двору» русского императора. Иметь в своём альбоме акварели Луиджи Премацци, ставшего вскоре известным под именем Людвига Осиповича, было признаком хорошего тона для аристократии середины позапрошлого века. А затем были выставки в Париже и Лондоне, Милане и Вене. Успех следовал за нашим героем по пятам, постепенно превратив скромного юношу, пробавлявшегося преподаванием рисования в богатых домах Петербурга, в одну из знаковых фигур русской живописи 19 века.
В возрасте сорока лет Премацци избирают академиком столичной академии художеств, а ещё через пять лет наш герой становится «профессором перспективной акварельной живописи». И получает в своё распоряжение самых талантливых студентов со всех концов огромной империи. Премацци оказался великолепным педагогом. Его вклад в развитие русской акварели — и в качестве преподавателя, и в качестве художника — просто невозможно переоценить. И потому глубоко символичным является тот факт, что именно по его инициативе в 1880 году в Санкт-Петербурге учреждается Императорское общество акварелистов.существующее по сей день, пусть и после долгого 80- летнего перерыва и в несколько ином формате.
Людвиг Осипович много путешествовал, отдавая особое предпочтение побережью Чёрного моря. По заданию императорской семьи он создал множество прекрасных акварелей, посвященных архитектуре и природе юга России. Сегодня большинством из сохранившихся в открытом доступе работ мастера можно полюбоваться в Эрмитаже, а также в Русском и Центральном военно- морском музеях Петербурга.
Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться
Почитать еще: