Найти тему
Живопись

Художник Людвиг Премацци: акварели русского итальянца

Акварели Людвига Осиповича Премацци — будто порталы самого Времени. Любоваться его работами — всё равно, что проникать взглядом в давно минувшую эпоху, видеть Россию 19-го века ровно такой, какой застало её поколение Достоевского и Толстого, Лермонтова и Чехова, Тургенева и Тютчева.

Сегодня работы необычайного талантливого и бесконечно трудолюбивого художника украшают стены Государственного Эрмитажа и Русского музея, как прежде украшали альбомы членов императорской семьи и великого множества русских дворян.

Премацци Л.О., «Вид Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы»,1861, акварель, бумага, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Вид Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы»,1861, акварель, бумага, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Зал новейшей скульптуры», 1856, акварель, бумага, белила, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Зал новейшей скульптуры», 1856, акварель, бумага, белила, Эрмитаж

Итальянский мастер, блестяще владевший техникой перспективной живописи, он как никто иной умел совместить точность «видописания» с уникальным настроением, присущим каждому конкретному интерьеру, пейзажу, явлению.

Премацци Л.О., «Кабинет итальянских школ», 1860, акварель, бумага, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Кабинет итальянских школ», 1860, акварель, бумага, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Розовый павильон в Луговом парке Петергофа», 1850, акварель, бумага, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Розовый павильон в Луговом парке Петергофа», 1850, акварель, бумага, Эрмитаж

Как художник, Премацци шёл в своих работах от реалистичности к выразительности. Отыскивал самый выгодный ракурс, экспериментировал с геометрическими пропорциями, контрастностью и световыми эффектами. Всё для того, чтобы придать реально существовавшим местам и явлениям свежее эмоциональное звучание, открыть необычное в привычном, раскрыть гармонию и уникальное настроение каждого интерьера и каждого пейзажа.

Премацци Л.О., «Вид Александровского дворца  в Царском Селе», акварель, бумага, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Вид Александровского дворца в Царском Селе», акварель, бумага, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Александровский дворец в Царском Селе Красная и "малиновая" гостиные», акварель, бумага, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Александровский дворец в Царском Селе Красная и "малиновая" гостиные», акварель, бумага, Эрмитаж

В умении поставить свой талант и вдохновение на службу практическому навыку и тонкому расчёту Людвиг Осипович во многом уподоблялся своим великим античным предшественникам, работавшим в скульптуре и архитектуре. Геометрически прочитанное пространство его акварельных композиций, заполненное деликатными отражениями и тихими бликами, умеет внушать своему зрителю ощущение невесомости массивных каменных строений. Привнося пропорции «золотого сечения» во взаимное расположение доминантных объектов композиций, мастер дарит нашему подсознанию ощущение гармоничного сочетания рукотворных и природных элементов интерьера или пейзажа, заставляя каждый элемент картины работать на её общее настроение.

Премацци Л.О., «Пейзаж с Камероновой галереей и Зубовским корпусом», акварель, бумага, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Пейзаж с Камероновой галереей и Зубовским корпусом», акварель, бумага, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Зал русской скульптуры»,1854, акварель, бумага, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Зал русской скульптуры»,1854, акварель, бумага, Эрмитаж

В то время наш герой прибыл жить и творить в Россию ровно двадцати лет от роду. Отмеченный лично Николаем Первым, юный мастер в самом прямом смысле «пришёлся ко двору» русского императора. Иметь в своём альбоме акварели Луиджи Премацци, ставшего вскоре известным под именем Людвига Осиповича, было признаком хорошего тона для аристократии середины позапрошлого века. А затем были выставки в Париже и Лондоне, Милане и Вене. Успех следовал за нашим героем по пятам, постепенно превратив скромного юношу, пробавлявшегося преподаванием рисования в богатых домах Петербурга, в одну из знаковых фигур русской живописи 19 века.

Премацци Л.О., «Вид Женевского озера», акварель, бумага, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Вид Женевского озера», акварель, бумага, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Вид Лаго Маджоре»,1879, акварель, бумага, белила, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Вид Лаго Маджоре»,1879, акварель, бумага, белила, Эрмитаж

В возрасте сорока лет Премацци избирают академиком столичной академии художеств, а ещё через пять лет наш герой становится «профессором перспективной акварельной живописи». И получает в своё распоряжение самых талантливых студентов со всех концов огромной империи. Премацци оказался великолепным педагогом. Его вклад в развитие русской акварели — и в качестве преподавателя, и в качестве художника — просто невозможно переоценить. И потому глубоко символичным является тот факт, что именно по его инициативе в 1880 году в Санкт-Петербурге учреждается Императорское общество акварелистов.существующее по сей день, пусть и после долгого 80- летнего перерыва и в несколько ином формате.

Премацци Л.О., «Вид Лаго Маджоре»,1879, акварель, бумага, белила, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Вид Лаго Маджоре»,1879, акварель, бумага, белила, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Особняк барона А.Л. Штиглица. Столовая для обедов»,1869, акварель, бумага, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Особняк барона А.Л. Штиглица. Столовая для обедов»,1869, акварель, бумага, Эрмитаж

Людвиг Осипович много путешествовал, отдавая особое предпочтение побережью Чёрного моря. По заданию императорской семьи он создал множество прекрасных акварелей, посвященных архитектуре и природе юга России. Сегодня большинством из сохранившихся в открытом доступе работ мастера можно полюбоваться в Эрмитаже, а также в Русском и Центральном военно- морском музеях Петербурга.

Премацци Л.О., «Вечер в Малороссии», акварель, бумага, Эрмитаж
Премацци Л.О., «Вечер в Малороссии», акварель, бумага, Эрмитаж

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться

Почитать еще: