Создателем известной картины «Прекрасная шоколадница» был швейцарский художник Жан Этьен Лиотар. Личность весьма выдающаяся и неординарная, человек многих талантов и интереснейшей биографии.
Королевский живописец при дворе французского короля, писавший портреты римского папы и турецких сановников, при этом никогда не стремившийся польстить внешности заказчика. Ориенталист, много лет проживший в Турции, обожавший наряжать своих моделей в восточные платья, со временем ставший поставщиком маскарадных костюмов сразу для нескольких европейских королевских дворов. А ещё как-то раз герой нашего рассказа явился на приём к австрийскому императору в костюме «а ля турк». Что для середины XVIII века было той ещё дерзостью.
Сегодня его имя прочно ассоциируется с пастельными портретами, покорившими Париж и Рим, Женеву и Лондон. Мастер не знал отбоя от клиентов, но никогда не «почивал на лаврах». И весьма болезненно реагировал на успехи коллег по творческому цеху. К примеру, проиграв негласное соревнование французскому мастеру пастельного портрета Латуру (их работы часто оказывались по соседству на парижских выставках начала 1750-х), маэстро перебрался на Туманный Альбион, где воспринял некоторые новаторские химико-художественные приёмы Френсиса Котса, также писавшего картины пастелью... Впрочем, это уже совсем другая история.
Сегодня же нас интересует самая знаменитая пастель Лиотара, написанная в 1745 году, в бытность нашего героя при дворе императора Франца I. То было особенно удачное время для швейцарца, отмеченное написанием портрета Марии Терезии, а также созданием целого ряда весьма удачных живописных образов представителей венской знати.
Так вот. Согласно самой популярной (и романтичной) версии, «Прекрасная шоколадница», стала свадебным даром влюблённого князя Дитрихштейна своей красавице-невесте. Якобы дело обстояло так: прослышав о кулинарной новинке, подававшейся в столичной кофейне, его светлость решил заглянуть в модное заведение. Где моментально влюбился в юную и обаятельную разносчицу модного напитка. Красавицу звали Анной, и происходила она из обедневшего дворянского рода Бальтауф. Презрев опасения и возражения друзей и близких, князь женился на Анне, моментально наречённой венскими острословами «новой Золушкой». А художник Лиотар получил заказ, нежданно-негаданно превратившийся в заглавную работу всей его жизни.
Впрочем, есть у этой картины и другой вариант истории возникновения. Куда более скучный, но много более правдоподобный. Всего скорее, героиня произведения действительно носила фамилию Бальтауф. Вот только звали девушку не Анной, а Шарлоттой. И была она дочерью вполне преуспевающего венского банкира. Красавица состояла камеристкой в свите королевы Марии-Терезии, чей портрет аккурат в то время и писал господин Лиотар.
Очевидно, во время одного из рабочих визитов во дворец австрийского императора художник и повстречал типаж своей мечты. Дальнейший ход событий сокрыт пеленою времён, но кое-что мы можем утверждать уверенно. К примеру: Лиотар вряд ли взялся за свою «Прекрасную шоколадницу» из коммерческих соображений. Слишком уж много любви и старания вложено в плавные переходы тёплых и холодных тонов, в деликатнейшую работу со светом, в совмещение портретной точности и жанровой динамики композиции. Кажется, художник сделал всё возможное, чтобы «подружить» цвет и линию, совместить идеализированный образ с достоверностью облика. И получить «на выходе» шедевр, не желавший помещаться в тесные рамки эпохи салонных портретов. А ведь до полноценного пришествия европейского романтизма оставалось ещё более полувека...
Сегодня, как и в середине XVIII века, эта картина находится в Галерее старых мастеров. Примечательный момент: во время Великой Отечественной бойцы Красной армии спасли легендарное полотно и возвратили жителям города Дрездена.
Автор: Лёля Городная