Найти тему
газета "ИСТОКИ"

СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ

В выставочном зале «Ижад» вновь знаменательное событие – выставка произведений преподавателей Детской художественной школы № 1 имени А.А. Кузнецова г. Уфы, приуроченная к 60-летнему юбилею школы.

В четырёх модулях развернулась экспозиция из 118 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства 30-ти преподавателей самой первой в Башкирии детской художественной школы, открывшейся в 1960 году в промышленной части Уфы – Черниковске. Её дальнейшая история продемонстрировала первостепенную роль детского художественного образования в процессе профессиональной подготовки будущих художников. Среди выпускников школы – известные в Башкортостане и России художники и деятели культуры: скульптор, заслуженный художник РФ и РБ Николай Александрович Калинушкин (1948–2004), живописцы, заслуженные художники РБ Николай Леонидович Пеганов (1948–2006) и Сергей Николаевич Игнатенко, живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, заслуженный художник РБ Станислав Александрович Лебедев (1945–2014), скульптор, художник декоративно-прикладного искусства, заслуженный художник РБ Рафаэль Аглямович Салимгареев, живописец и график, заслуженный художник РБ Филарет Хадиевич Шагабутдинов, живописец, Обладатель Серебряной медали «Духовность, традиции, мастерство» Союза художников РФ Михаил Григорьевич Спиридонов, график, член Союза художников СССР (РФ) Виктор Семёнович Брохин (1946–2005), заслуженный работник культуры РБ, в 1987–2000 годах директор Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова Владимир Александрович Соболев и многие другие.

-2

Открывают выставку живописные произведения А.А. Кузнецова, а также живопись, графика и скульптура корифеев, преподававших в ДХШ № 1 в предыдущие годы – Г.М. Крупина, Б.И. Замараева, Е.М. Цибульского, А.М. Графовой, В.А. Голова, А.К. Головченко, Е.М. Хоменко, А.Г. Сагитова.

Отдавая дань уважения первому преподавательскому составу, хочется вспомнить выпускников Пензенского художественного училища им.  К.А. Савицкого Бориса Ивановича Замараева (1940–2017), Георгия Максимовича Крупина (1935–2018) и Евгения Михайловича Хоменко (1937–2009), многие годы делившихся своими знаниями и творческим опытом со своими учениками. Так, преподаватель по дисциплине «скульптура» Б.И. Замараев, основываясь на «чистяковской» педагогической системе второй половины XIX века, столь же авторитетной в художественном мире, как и система Станиславского – в артистическом, учил, по его выражению, видеть структуру произведения «общё». Согласно системе П.П. Чистякова, «…обучение рисунку и науку живописи педагог разбивает на несколько этапов, благодаря чему мастерство приходило как зрелость живописца, а не как ремесленная основа его труда. Система, основываясь на глубоко реалистическом, объективном отражении мира через чувства и понимание жизни, воспитывала художника в подлинном смысле этого слова…». Чистяков одним из первых доказал, что «художественный образ это не систематизация живописцем того, что он видит, а выражение собственного переживания».

Обучая по этой системе своих учеников, Замараев на уроках «рисунка» строил импровизационные постановочные натюрморты, с воздвигнутым на пьедестал камнем, обёрнутым колючей проволокой, либо с введённым в композиционное пространство человеческим черепом. Ярким подтверждением популярной в те годы педагогической системы являются его произведения, представленные на выставке – это графические портреты, с выверенной композицией и психологизмом образа, деревянные скульптуры, посвящённые выдающимся личностям – «Портрет мужской», «Портрет девушки со скрипкой», «Нестеров», «Портрет актрисы».

Такой же творческой энергией и страстным желанием воспитать в своих учениках любовь и преданность к искусству обладал выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной Евгений Михайлович Цибульский (1923–977), представленный в экспозиции скульптурными объёмами: «Крупская», «Панфиловец», «Голова мальчика».

-3

Изящна и грациозна в своей танцевальной позе «Балерина» Розы Ягафаровны Сафаргалеевой (1949–2008) – скульптора, ученицы Евгения Цибульского.

Непревзойдённым мастером акварели и прекрасным педагогом был заслуженный работник культуры РБ Виктор Андреевич Голов (1925–2007), несколько лет являвшимся завучем школы. Его небольшие по формату пейзажные этюды, в лёгкой импрессионистической манере запечатлели сиюминутное мгновение тёплого розового заката, окутавшего старый город, с его прохладным речным портом и белокаменными соборами, ностальгическую красоту уютных уфимских двориков, с прогуливающимися горожанами.

«Бурлюковская» манера живописи прослеживается в жанровых композициях и портретах выпускника Казанского художественного училища Анвара Гилязетдиновича Сагитова, в течение 20 лет преподававшего в школе живопись, рисунок и композицию («На ярмарку», «Колхозные будни», «Пасмурный день», «Весенний этюд», «Портрет дочери»).

-4

Таинство природы и яркие характеристики персонажей переданы в живописных этюдах и портретах Георгия Крупина («Домик окнами в сад», «Вечереет», «Девушка с красным шарфом»).

В старинной технике маркетри представлена композиция «Золотая осень» Евгения Хоменко. При помощи тонких деревянных пластин автор мастерски передаёт каждую деталь в картине и состояние пейзажного мотива: покачивающуюся лодку, причаленную к берегу, ряд молодых берёз, небольшие домики и церковь на пригорке, тишину вечера, обволакивающего деревню. Также лиричны и его графические листы «Сим. Летний вечер» и «Летний этюд».

С 1964 года директором художественной школы № 1, а с 1977 года – школы искусств, была талантливый педагог Александра  Михайловна Графова (1936–2011). При её руководстве сформировались популярные школьные традиции: пленэрные походы, конкурсы детского рисунка на асфальте, ежегодные республиканские слёты юных художников, заложившие методико-организационную базу для будущих конкурсов детского художественного творчества, организуемых в Башкортостане, – республиканских и всероссийских, в том числе конкурса имени А.А. Кузнецова.

-5

В апреле 1999 года Детской художественной школе № 1 было присвоено имя заслуженного художника БАССР Алексея Александровича Кузнецова (1927–1990), сыгравшего большую роль в учреждении Башкирского республиканского общества изобразительного искусства (1989), обозначившего стремление преподавателей детских художественных школ и школ искусств республики к профессиональной консолидации.

Определённые живописные задачи ставит художник в создании портрета, где на первый план выдвигается психологизм образа. Так, в портрете начальника лётной школы, Героя Советского Союза В.А. Секина, фигура главного персонажа выдвигается на передний план, сосредоточив внимание на его выразительные черты. В серебристо-голубой цветовой гамме представлен портрет дочери художника.

В 1980–1990 годы художественное отделение школы пополнилось новыми преподавателями. Среди них – керамисты Михаил Федорович и Ирина Викторовна Тараны, а также Вера Георгиевна Деркач, живописцы Рамиль Хайруллович Мустаев и Сергей Николаевич Андреев, график Юрий Николаевич Григорьев.

-6

Философия жизни заложена в керамическом объёме «Не пара» Михаила Тарана.

В произведениях другого мастера – Ирины Таран – чувствуется женская рука, особый мир духовности, добра и чистоты. Используя различные керамические технологии и многообразную палитру, пигменты, красители, художник представляет мир, наполненный гармонией и красотой. Её образы величественны и в то же время пластичны («Хумай»).

Грациозны и молчаливы прекрасные ангелы Веры Деркач. Покоряет простота и лаконизм её работ, высокая одухотворённость образов. Материал, в котором работает Вера Георгиевна – шамот (обожжённая глина) – даёт возможность скульптору создать волшебный мир, в котором мы живём. Следуя сложным техническим приёмам: лепка, отливка по форме, крой из пласта, резьба по сухой глине, напыление, роспись глазурью, эмалями, солями, пигментами, акрилом, она оживляет свои работы богатой фантазией и вдохновением («Райский сад», «Ангел. Благое молчание», «Ангел-хранитель»).

-7

Философская интерпретация образа характерна для работ Рамиля Мустаева, посвящённых братьям-апостолам Петру и Андрею Первозванному. Цветовой декоративностью и строгостью композиции отличается его холст «Хозяйство Николая».

Выпускник школы Сергей Николаевич Андреев, с 2013 года став директором ДХШ № 1 им. А.А. Кузнецова, продолжил традиции, способствующие её дальнейшему развитию. Его загадочная и таинственная «Лунная ночь», когда-то воспетая известными русскими художниками – Алексеем Саврасовым, Исааком Левитаном, Архипом Куинджи и Иваном Айвазовским, приобрела у современного автора иное звучание. Переходное состояние природы передано в живописных пейзажах «Перед грозой» и «Авзян».

Инициатором весёлого детского конкурса «Черниковская котовасия», ежегодно проводимого в школе 1 апреля, в День смеха, стал Юрий Григорьев. Самым ярким событием также в жизни школы стала выставка, посвящённая Дню Победы, которая ежегодно проводится в парке им. Победы. В триптихе «Мы победили!», созданном в рамках этой темы, художник мастерски обращается к острым карикатурным характеристикам сатирического плаката военных лет 1940-х годов.

Школа оживилась и с приходом новых педагогов – Владимира Фёдоровича Факова и Николая Петровича Костюкова. Изобразительный язык произведений этих графиков индивидуален. Если у первого актуальность темы выражена через элементы сказочности и мифологии, то у второго – через аллегорию, штрих, пятно и силуэт («Исчезновение деревни», «Мой друг волшебник», «Двое», «Отражение»).

-8

Среди молодого преподавательского состава – графики Салават Гилязетдинов, Юлай Басареев, Зайтуна Шарипова, Надежда Бабина и Ольга Рожкова, живописцы Анатолий Головченко (1955–2009), Анжелика Фуфаева, Анна Калантар, Марат Шайхлисламов (Марат Марин) и Артём Новосёлов, художники-прикладники Альфия Нугуманова, Ольга Серебренникова и Дина Гарифуллина. Благодаря этим художникам возрос интерес учеников к материалам и техникам рисунка, к печатной станковой графике (офорту, линогравюре, бумаге ручного литья) и к различным видам декоративно-прикладного искусства: лоскутному шитью и пэчворку.

В 2001 году завучем ДХШ № 1 становится Зайтуна Равильевна Шарипова – талантливый педагог, неординарно работающий с самыми маленькими детьми, большинство которых – лауреаты и дипломанты многих конкурсов, в том числе «Котовасии» и конкурса им. А.А. Кузнецова. За основу своей деятельности новый директор и завуч взяли сохранение и преумножение традиций и достижений школы, накопленных за весь период его существования.

Сюжетами работ Зайтуны Равильевны стали живописные просторы башкирского края. Желание передать красоту первозданной природы приводит автора к акварелям, выполненных в технике «alla prima», с cохранением свежести и непосредственности мировосприятия. В пейзажных мотивах – через мысли, чувства и настроение – она стремится выразить личные переживания. В изображении белокаменных храмов, полевых цветов и трав художник тонкими градациями цвета и света совмещает драматизм с лёгкой, воздушной и загадочной трактовкой сюжетного образа («Вербное воскресенье», «Из детства»).

-9

С 2016 года работает в школе преподавателем рисунка, живописи и композиции выпускница Уфимского училища искусств Анна Александровна Калантар, представленная на выставке современными акриловыми композициями, с ярко-выраженной контрастной цветовой гаммой («Ограничения сняты», триптих «Ожидание»).

Историю древнего тюркского народа через символы и знаки интерпретировал в своих живописных холстах «Светлый день», «Всадник и красная птица» и графическом листе «Врата мира» Салават Гилязетдинов.

В тонких, мягких акварелях Юлая Басареева, природа будто оживает, растворяясь в тёплых лучах утреннего солнца, широких просторах пастбищ, луговых трав и туманных лесов («Весенний разлив», «Иремель. Тюляк»).

Бархатистая, тонально приглушённая пастель диптиха «Деревенские сны» Натальи Бабиной реалистично передаёт предметы деревенского быта.

Светлая, жизнерадостная акварель Ольги Рожковой возвращает нас в сказочное детство – с розовыми снегами и изумрудными лесистыми холмами («Вид из окна», «В окрестностях Благовара»).

В живописном портрете скульптора Калинушкина художник Анатолий Головченко в светло-серых и бежевых тонах выразительно и точно передаёт образ своего коллеги.

Яркая, декоративная палитра Анжелики Фуфаевой, с пронзительной тревогой и размышлением о жизни, обращает зрителя к истокам («Башкирский колодец», «Утро монаха»).

-10

Лаконизм композиции, неяркая, оригинальная живописная палитра и собственное видение мира присущи работам Артёма Новосёлова, работающего в жанре современного модернистского городского пейзажа («Дом на холме», «Мурмурация»).

Разнообразен и широк творческий диапазон Марата Марина, с его вдохновенной фантазией и воображением – от портретов-посвящений до расписных керамических тарелок («Осип. Мандельштам» и «Анна Ахматова» из серии «Память»; «Лунная мимикрия», «Антиподы», «Оазис»).

В разных видах творчества работает и Динара Гарифуллина. Так, в своих кукольных композициях из папье-маше художник использует сюжеты популярных сказок («Кролик», «Мышиный король», «Мудрая сова»), в войлочных работах – творческую фантазию и авторский дизайн (жилет «Зимнее настроение», сумка «Изумруд», туника «Мята»), в холодном батике и керамике – эстетизм и техническое мастерство («Родные мотивы», «Этно»).

Тематика войлочных композиций Ольги Серебренниковой даёт неожиданный простор её творческой фантазии и воображению. В созданных автором аксессуарах национальной одежды, мягкая фактура войлока позволяет достичь многообразных нюансов в решении пластичности форм (палантин «После дождя», шапка-шлем).

-11

В технике лоскутного шитья и гобелен представлены строгие, с этнографическим орнаментом панно обладателя Гран-при фестивалей «Лоскутная мозаика России» Альфии Нугумановой («В краю голубых озёр», «Мамиными молитвами», «Взгляд в пространство»).

Учебная и творческая жизнь школы продолжается. Благодаря активной поддержке своих преподавателей, учащиеся принимают участие в различных конкурсах, викторинах, мастер-классах, совершают поездки на пленэр, в музеи, художественные галереи и выставочные залы Уфы и других городов России. Многие ученики школы являются лауреатами и дипломантами международных конкурсов детского рисунка, проходивших в разные годы в Германии, Индии, Канаде, Македонии, Польше, Аргентине, Сомали, на Филиппинах, на острове Тайбэй и в различных городах России и странах СНГ. Выпускники школы успешно поступают в художественные вузы Башкортостана и России.

Выставка продлится до 9 мая. Добро пожаловать!

Ольга ПОЛЕНОК, фото автора

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Присоединяйтесь к нам в нашей группе в Вконтакте и Facebook