«Портрет Дориана Грея» — немой художественный фильм Всеволода Мейерхольда по мотивам одноименного романа Оскара Уайльда. Фильм вышел на экраны 1 декабря 1915 года. Он до сих пор считается одной из вершин русской кинематографии.
Художественные особенности
Мейерхольд строил кадр с помощью ширм. Так он совмещал сразу несколько перспектив. Он смог реализовать свой замысел, а именно снять не просто фильм, а скорее произведение изобразительного искусства. В этом ему помог оператор и художник по костюмам.
Мейерхольд остановил свой выбор на «Портрете Дориана Грея» как на первой своей постановке в кино. Сейчас можно только гадать о причинах этого выбора, однако возможно, что роман Уайльда был так привлекателен для режиссера из-за яркого сюжетного примера человеческого порока.
Превращая роман в сценарий, Мейерхольд отказался от серьёзных изменений сюжета и сюжетных сокращений: он сохранил всю фабулу. Действие фильма превратилось в краткий пересказ кинематографическими средствами. Герои были описаны очень скудно, поэтому актёрам было особо нечего играть, они только иллюстрировали фабулу романа.
Привлекательность прозы Уайльда для читателей во многом определяется её блестящим языком и нескончаемым потоком эффектных парадоксов. В немом кинематографе найти экранный эквивалент этой важной стороне творчества писателя было, разумеется, невозможно. Но Мейерхольду удалось передать всю суть произведения. В этом ему очень замечательный театральный художник В. Егоров. Изысканная и условная атмосфера романа отлично была передана в изысканных и условных декорациях. По-новому было трактовано кинематографическое пространство: его определяла театральная мизансцена и живописная композиция. Каждый кадр был выразительной иллюстрацией к роману Уайльда. Все они складывались в единое целостное и законченное кинематографическое повествование.
Характер изобразительного решения фильма подчеркивался и операторской работой А. Левицкого. Художник, удивительно тонко чувствовавший режиссерский замысел, смог найти для его выявления интересные приёмы светописи. Левицкий в этом фильме показал себя самым передовым русским оператором. Он прекрасно выявил глубинный характер кинематографических мизансцен и кинематографического пространства. Оператор впервые использовал новые эффекты: контражур, освещение и игру света в зеркалах.
Производство и мнение критиков
Работу над сценарием брал на себя Мейерхольд с привлечением литературного работника Пшибышевского, некого Ахрамовича. Все разговоры на киностудии проходили исключительно о постановке Мейерхольда.
Многое в картине критики признавали удачными. Однако отмечали, что есть сцены с рядом совершенно ненужных эпизодов: например, силуэты во время позирования Дориана Грея. Очень удачно была дана стилизация театра. В этом великолепном художественном штрихе сверкнула искра режиссерского таланта. В картине не чувствовалось Англии. Мейерхольд показал себя и на кино-сцене талантливым режиссером: его компоновки далеки от шаблона. Они поражают смелостью, оригинальностью и гармоническим сочетанием света и тени. Актёры прекрасно справились с ролями. От романа осталась одна голая фабула.
Прежде всего зрителей поразило отсутствие пустых, ненужных жестов и суетливости движений. Видимо, актерам был дан не один вариант диалога. При такой диалогической квинтэссенции актер извлекает органическое содержательное движение лица и всего тела.
Визуально весь фильм отличался тщательной и изысканной для экрана облике. Все носило печать подлинно британского эстетства. Искусное пользование черно-белой гаммой экрана и его контрастами света и тени подарили немало красивых моментов, построенных на чёткой силуэтности или световой игре. Особенно запомнились черные силуэты Бэзила, Грея и Генри на фоне светлой мастерской и сцена у входа в театр. К числу больших достоинств инсценировки следует отнести и сосредоточение ее на основной схеме романа: обилие хорошо подобранных цитат и полное отсутствие какой бы то ни было импровизации. Но красивость бутафории затмила собой внутреннюю значимость происходящего. На фильм были затрачены огромные средства, однако он не пользовался успехом у публики, для которой поиски Мейерхольда оказались слишком утонченными.
А вы смотрели этот фильм?