Воспитательница накричала на ребенка. У него может возникнуть психотравма. Родитель в магазине жестко пресекает капризы ребенка из разряда «купи-купи». Не травмирует ли он тем самым психику ребенка?
В настоящее время общество заостряет внимание на проблемах травмирования детской психики, на деле часто не стоящих яйца выеденного.
Это обратная сторона медали популяризации психологических знаний в обществе. Мы стали оперировать многими понятиями, не до конца понимая их суть.
Путаницы не будет, если взрослые будут четко различать, что может травмировать психику ребенка, а что нет
Травмаоопасной для психики могут быть факторы дистабизизирующие жизненные функции, наносящие стойкий длительный вред психосоматике ребенка. Если после травмирующего события у ребенка:
- нарушается сон, аппетит;
- он стал избегать привычного круга общения или не может оставаться один даже на короткое время;
- есть перепады настроения;
- он многократно проигрывает один и тот же сюжет или напрочь отказывается от каких-то игровых действий;
- замечаются расстройства невротического характера: тики, легкое заикание, энурез, навязчивые движения, раскачивания
– следует говорить о психотравме.
Если же, ребенок как ни в чем не бывало играет со сверстниками, у него стабильно-приподнятое настроение, он отлично ест и крепко спит, но старается избегать контакта с накричавшей на него воспитательницей – есть проблемная ситуация, которую он со временем может решить сам или с помощью взрослых. Но это не травма.
Психотравма – ломает, проблемная ситуация – делает сильнее, выводит ребенка на новый виток личностного роста.
***
К сожалению, опыт западных психологических служб показывает, что перестараться в вопросе соблюдения психологической безопасности детей тоже можно.
Ситуация может стать абсурдной с точки зрения здравого смысла и опасной для многих членов общества: распадаются семьи, искажаются основы гендерного воспитания.
Важно разделять факторы на то, что ломает психику ребенка и то, что делает ее устойчивее, помогает ребенку формироваться, как личности.
Второй фактор способствует соблюдению психологической безопасности, а первый ее нарушает.
В связи с этой разумной гранью здравого смысла, предлагаю рассмотреть ситуацию:
Ребенок, вырвав руку у матери перебегает дорогу на красный свет.
Мама расстроена, но никаких замечаний ребенку не делает. Дома жалуется на ситуацию свекрови. Свекровь предлагает:
– Обязательно поговори с ним. Скажи, что его так когда-нибудь задавит машина. Это смертельно опасно. Можно погибнуть.
– Что Вы, – удивленно говорит мама. Я же напугаю его. Он будет шарахаться от машин. Разве можно так. Это психологическое насилие.
Кто прав? Какими аргументами можно доказать правоту выбранной Вами стороны.
Всё, что касается рекомендаций, собираю для вас здесь: #консультации психолога из детсада
К этой теме близко:
Как стать из пассивно-доброй мамы, мамой Уважаемой
Приглашаю подписаться на канал практика. Ваш Психолог из детсада