Найти тему

Как я работал курьером в Москве. Часть 3: Выводы и советы

Часть 1: От идеи до первой работы
Часть 2: Сравнения и тренды
Часть 3: Выводы и советы

Теперь, оглядев прошедшее и мысленно "переварив" всю информацию, возможно сделать некоторые выводы.

Прежде всего, напишу, что я получил полезного во время работы курьером:

  • Через 3-4 месяца поездок с бумажным атласом улиц Москвы, я приобрел свой первый смартфон на Android. Конечно, система потребовала изучения, несмотря на то, что у меня уже был планшет на подобной системе. В дороге я и занимался изучением новой версии Android и возможностей, которые открывает навигация.
  • Как оказалось, в дороге удобно и быстро решаются многие житейские, бытовые вопросы: оформление каких-либо документов, выбор банка для открытия пластиковой карты, выбор и покупки чего-то для дома, вещей и.т.д. Видимо сказывается доступ к организма свежему воздуху, кислороду.
  • В транспорте удобно готовиться к различным курсам: слушать и смотреть лекции, выполнять задания, тесты. Я занимался на курсах по психологии и вполне мог подготовиться к ним в дороге.
  • Дорога предоставляет достаточно времени для поиска и прослушивания новой интересной музыки. Можно подписаться на какой либо музыкальный сервис с доступом ко всей мировой музыке, а далее искать музыку или воспользоваться рекомендациями самого сервиса. Это целый мир...
  • Появилась возможность сделать множество замечательных фотографий в совершенно разных местах и различное время суток
  • Наконец, время можно потратить на переписку в чатах, группах социальных сетей, форумов.
  • Чтение книг, как же без этого :)
  • Появляется возможность оказаться в довольно интересных местах города, где прежде никогда не бывал. А еще, ощутить контраст от своих местоположений в течении дня: утром побывать загородном складе, стоящем у дороги в поле, где стрекочут кузнечики и нет городского шума. Днём — перед взором открывается прекрасный сад с цветущей сакурой на метро Кантемировская. Через час — увидеть кремлёвские звезды в центре Москвы. А зимним вечером встретить закат где-то ближе к концу радиальной ветки метро и сделать впечатляющее фото.

Из собственных наблюдений по периодам состояний "с работой" и "без работы" могу сказать следующее.
Работа вносит определенный коррективы и образ жизни и в собственный бюджет. Так например,
сумма, которую Вы тратили в месяц из своих сбережений, находясь неоплачиваемом отпуске или в поисках работы, при выходе на долгожданную работу может вырасти где-то в два раза! Каким образом? Очень просто! При работе на полную рабочую неделю, вырастет и преобразится Ваш аппетит (и не только на такой подвижной работе, как курьерская). После напряженного дня захочется чего-то более вкусненького и побольше :) Например — вкусно приготовленного мяса, хорошей морской рыбы с овощами, имеющих вкус. И это не прихоть, а естественная потребность организма, начавшего затрачивать нормальное при работе количество калорий.

Еще новая статья расходов — питание в дороге. Далеко не всегда хватает захваченных из дома бутербродов или даже каши с мясом в лотке. Приходится покупать что-то "на месте". И если летом траты на это еще финансово сравнимы с "безработным периодом" (можно купить шоколадку, кефир, простоквашу, хлебцы и сыр в магазинах по дороге), то зимой не обойтись без горячего чая (70 руб. за стакан минимум) и мясных изделий (150-200 рублей за кусочек в общем-то деликатесного мяса на перекус — буженина, карбонад, бекон в "Мясницком ряду"). Поэтому, нужно быть к готовым к возросшим тратам на питание, и не забывать держать на уровне планку желаемой оплаты.

Так же, после примерно месяца работы всегда возникает желание начать откладывать хотя бы минимальные суммы на непредвиденные и предвиденные траты. Например — на период неоплачиваемого отпуска, который почти уже правило на подобного рода работе. А так же, на быстро снашивающуюся обувь и одежду.

И еще одно наблюдение. Теперь Ваши выходные просто обязаны будут отличаться от будних дней. То есть
Вам необходимо будет восстанавливаться к началу очередной рабочей недели. Дома это сделать будет уже сложновато. Прогулки? Но Вы же этим и занимались всю неделю! Значит — выставки, музеи, концерты, свидания (а это кафе и развлечения). Всё это предполагает финансовые затраты. Даже просто поехать за город — на это уже не хватит оплачиваемого городского проездного. Нужны будут средства на электричку или маршрутное такси.


Теперь, небольшие хитрости и советы для курьеров.

  • Пересчитывайте любую оплату в "рубли в час".
    Что это значит? Любая работа состоит из дороги к ней (туда и обратно), простоев, времени работы в день и.т.д. Курьерская деятельность особенно. Самые дорогие вещи в мире — это время и человеческая глупость. Первое — вообще не восполняемый ресурс, а за второе приходится очень дорого платить. Поэтому — всегда после дня работы, трёх дней, или недели работы суммируем общее время работы от выезда на на работу до приезда домой и делим на это время полученную сумму.
    По моему опыту для курьера, развозящего товары общим весом 3-4 кг. эта сумма начинается примерно от 200 руб./час. Меньше — это если только какая-то временная подработка в поисках нормальной работы с вышеозначенной оплатой. Ну и в любых непонятных случаях еще одна разумная цифра для ориентирования. Цена одной поездки внутри МКАД — 300 руб. За МКАД — от 500 руб.
  • Еда и питьё в дороге.
    Тут в основном вопрос в том, стоит ли брать с собой лоток с кашей и мясом или же обойтись только бутербродами. Если Вам часто приходится возвращаться в офис и там есть холодильник с микроволновкой, то да — однозначно лоток пригодится (хотя к пище, приготовленная в микроволновке есть некоторые вопросы о безопасности для здоровья). Иначе - бутерброды с тушеным мясом, курицей, салом или с сыром.
    Вода покупная — дорогое удовольствие, особенно летом. Не всегда в продаже можно найти бутылку дешевле 50 рублей. А это в сумме минус 1000-2000 руб. из Вашего бюджета в месяц летом (сравнимо со стоимостью дня работы!). Я с собой брал из дома бутылочку 0.33 л. с кипяченой водой (больше — уже ощутимый вес) и далее доливал в неё воду из кулеров в офисах на точках доставки. Если и покупал воду, то в основном в магазинах "ВкусВилл", "Избёнка". Так же в этих и любых других магазинах можно купить что-то в съестное. Летом хорошо идёт йогурт в бутылках, кефир, простокваша, варенец, ацидофилин, зернёный творог, сыр в нарезке. Для употребления продуктов из стаканчиков достаточно иметь с собой пластиковую ложечку. При необходимости ложку (точнее — набор из 10 шт.) тоже можно купить в магазине.

    И, конечно, сейчас нужно быть аккуратнее, соблюдая гигиену питания в связи с распространением короновируса.
  • Туалет.
    С этим повезло, если Вы возите заказы по организациям, так как в любой организации туалет — место общего пользования. В иных случаях всегда выручают торговые центры и некоторые рестораны быстрого питания: "Маконалдс", "Бургер-Кинг", "Му-Му" и.т.д. В основном туда всегда можно зайти в туалет, даже ничего не заказывая. Редко, но встречается вход в туалет по пин-коду, напечатанному на чеке. Тогда можно что-то купить, например чай за 70 рублей.
  • Обувь и одежда.
    Обувь — выбирать следует как можно легче по весу, но без потери удобства и с некоторой гарантией долговечности. Зимой для этого лучше подходят скорее не зимние ботинки, а скорее демисезонные — с легкой фланелевой подкладкой, а не с меховой. Причем лучше, если вес одного ботинка будет не более 0.5 кг., иначе ноги будут уставать при ходьбе. Для утепления ног лучше воспользоваться двумя носками: простые (на 2 размера больше) поверх тёплых. Если надеть наоборот, то тёплые носки протрутся в течении пары недель. Поверх стелек в ботинки хорошо положить самодельные стельки из свернутой газеты. Она очень хорошо держит тепло, а при первых признаках намокания, её можно заменить, купив новую газету в киоске. Такие небольшие хитрости позволяли мне работать зимой при при температуре до -12°C. Подошва ботинок должна иметь немного выраженный "каблучёк" или иначе говоря "изгиб" подошвы, то есть не быть плоской. Это очень поможет ногам не уставать. Еще одна крайне необходимая вещь в гардеробе — куртка с капюшоном. Осень, зима, весна — при работе курьером на Вас обязательно должна быть куртка или ветровка с капюшоном. Исключение можно сделать только летом, чтобы не перегревать капюшоном шею и спину. Тем более, летом можно воспользоваться "одноразовым" плащём, купленным в магазине "FixPrice" или где-то еще. Капюшон лучше отстегивающийся, это бывает полезным иногда весной, когда припекает солнце или ранней осенью. Что касается шапки, то лучше иметь две — легкую и тёплую. Причем в состав материала обоих должна обязательно входить шерсть. Для тёплой шапки лучше, если состав шерсти составляет около 70% (больше - будет жарко при ходьбе и в метро, а меньше — голова будет мёрзнуть на улице). В легкой шапке может быть примерно 30-50% шерсти. Учитывайте, что шапку зимой придется носить и в метро, так как там — почти непрекращающиеся сквозняки по причине работы системы вентиляции (в переходах, на станциях и движущемся вагоне поезда). Летом конечно всё попроще — достаточно самых легких и дешевых спортивных штанов, майки, и кроссовок для ходьбы. На первых порах можно и включить сюда и кепку (непременно светлого цвета). Но через пару недель она возможно станет для Вас лишним грузом — постоянно её одевать, снимать, куда-то класть... Я достаточно быстро привык к летнему солнцу и обходился уже без неё. Одевал только в дождь — кепку тёмного цвета. О летних кроссовках могу сказать, что мне повезло — я работал в импортных "New Balance", стоимостью порядка 80$, купленных в зарубежном интернет-магазине. Причем они были именно для ходьбы (в продаже бывают еще кроссовки для бега и смешанного типа). Обычно я хожу в обуви на размер больше, так как нога увеличивается в размере при долгой ходьбе, да и натирает такая обувь меньше. И даже в этом случае приходилось после первых 1-2 дней работы всегда заклеивать места натирания на ногах пластырем заранее, перед начало рабочего дня. Опять же — в любом случае обувь стоит выбирать только с выраженным "изгибом" подошвы. Бывают кроссовки и на плоской подошве, даже дорогие, стильные. Но они не подходят для работы — стопа очень быстро устаёт в них. Все эти "мелочи" имеют очень большое значение. Так как главное главное работе курьера — это комфорт и удовольствие, тем более в такой не высоко оплачиваемой.
  • Требуйте, упоминайте или хотя бы спрашивайте у работодателя о наличии оплачиваемых вынужденных возвратов курьера в течении дня (за новой партией товара или если все заказы не возможо захватить с утра по причине габаритов или большого веса). Все ли возвраты оплачиваются ? А так же прочие "тонкости". Выяснив всё заранее, Вы возможно наоборот, "ухватитесь" за это место, вместо того, чтобы, разочаровавшись в низкой оплате, сразу потерять интерес к этому месту работы.

Отдельный вопрос — это оформление трудовых отношений между работодателем и курьером. Как ни странно, самое оптимальное и выгодное для работника — это официальное трудоустройство по трудовому договору (с трудовой книжкой).
(Не путать с гражданско-правовым договором или договором подряда)

Плюсы официального трудоустройства с трудовой книжкой:

  • Наличие оплачиваемого отпуска продолжительностью около месяца. Официальная часть Вашей зарплаты на полную ставку не может быть ниже МРОТ, а это более 20000 руб. на 2021 год в Москве. То есть, Вы можете целый месяц не выходить на работу, а ходить например на речку загорать и потом еще получить за это около 20 тысяч (не забудем про налоги). А если Ваша зарплата полностью "белая", то — всю сумму зарплаты. Получается, при официальном оформлении по трудовому договору с трудовой книжкой Ваша зарплата будет более, чем на 8% выше, чем если работать без такого оформления. Для наших родителей, бабушек и дедушек это было в порядке вещей, и упоминание об этом они сочли бы излишним. Сейчас же, для нашего времени это — маленькое, но реальное чудо, о котором нужно помнить и сохранять его в традициях, чтобы в будущем сделать его нормой.
  • Возможность взять больничный лист (не выходить на работу по болезни) и даже получить за эти дни некоторую компенсацию, которая зависит от Вашего стажа, хотя и в принципе может быть даже нулевой. Но главное — при наличии больничного листа Вас никто не сможет просто так, на следующий день болезни, заменить на другого человека.
  • Накопление трудового стажа во время такой работы.
    Для получения хоть какой-то пенсии по старости с установленного возраста в России необходимо хотя бы 10 лет стажа. Конечно можно не надеяться на пенсию по старости, а рассчитывать на социальную. Но возможность её получения возникает на 5 лет позже, чем пенсии по старости. В 2028 году возраст назначения социальной пенсии составит 65 и 70 лет для женщин и мужчин соответственно. Согласен, цифры космические, но кто знает до чего дойдет наука через 20-30 лет? Может быть кто-то из нас и достигнет этого времени и тогда разница в 5 лет между пенсией по старости и социальной окажется решающей! Неизвестно, какая экономическая ситуация будет тогда и на что будет хватать этой суммы, но если пенсии по старости будет хватать хотя бы для того чтобы оплачивать квартплату (и делать это на 5 лет раньше, не дожидаясь социальной), то накопление трудового стажа представляется не таким уж бесперспективным вложением.

Далеко не все работодатели предоставляют вариант оформления по трудовому договору с трудовой книжкой. Вероятно, Вы встретите много предложений на собеседованиях вообще без официального оформления, но с ежедневными выплатами (что является неписанным правилом в таком случае). Возможно разочарую, но в этом случае Вам не стоит надеяться на более высокую оплаты за счет экономии работодателя на отчислениях налогов, в пенсионный фонд и.т.д. Возможно, в прошлом такое предложение и могло означать вероятность более высокой оплаты для наемных работников, но судя по многочисленным отзывам, уже несколько лет это не так из-за сложной экономической ситуации.

Что касается оформления без трудовой книжки, но по договору гражданско-правового характера (гражданско-правовой договор, договор подряда), то при таком оформлении на Вас официально ложится полная материальная ответственность, даже если это не прописано в договоре. В этом отличие от оформления по трудовому договору, материальная ответственность при котором не превышает среднего месячного заработка работника (если конечно в договоре не было пункта о полной материальной ответственности или вы не генеральный директор или главный бухгалтер).

Из "минусов", а вернее особенностей официального оформления наверно остается только вероятность отработки двух недель при увольнении по собственному желанию, если работодателю (или Вам) это потребуется. Существует так же возможность задержки выдачи трудовой книжки при конфликтах с работодателем.

И наконец, о работе "через приложения". Здесь, насколько я понял, пока ни о каком стаже, страховании и оплачиваемом отпуске речи не идёт. И это не только "у нас". Работа "через приложение" — мировое явление. Конечно, ведется деятельность профсоюзов и не только "там", но и у нас. С работодателями найдены некоторые вопросы, где был достигнут компромисс. И теперь выдвинуты предложения профсоюзов сделать работников "приложения" полностью приравненными к работающими по трудовому договору. В любом случае, ситуация должна повернуться лицом в сторону наёмных работников. Ведь через приложение работают не только пешие курьеры, это и курьеры-водители и водители такси! И все они живые люди — им требуется регулярный отдых (отпуск) и лечение...

Мной не опробованными остались такие типы курьерской работы как курьер по доставке еды или офисный курьер. Но первый тип предполагает все таки большой вес, с которым я не работаю. А во втором случае, насколько я знаю, большую часть рабочего дня приходится проводить в офисах банков, налоговой инспекции и других учреждениях (а это — очереди в закрытом помещении). Просто же ездить между офисами фирм в режиме забрал-отдал документы это конечно очень заманчивая работа, но встречается не так часто как хотелось бы. Да и если встречается, то все же предполагает возврат в офис после утреннего объезда точек доставки и "дежурство" в офисе в ожидании подготовки следующей партии документов, которая бывает готова лишь к концу рабочего дня (но доставить нужно их непременно сегодня, иначе срыв договоров, поставок фирмы...). Поэтому об этих и других (возможно — совсем новых) видах работы курьером я с удовольствием почитаю уже Ваши статьи :)

Вот собственно и всё, что я планировал изложить. Буду рад Вашим комментариям и ссылкам на статью! Удачной работы и отдыха!

Автор: Антон Дюжев
При копировании (полном или частичном) данной статьи необходимо согласование с автором.