Всё смешалось в храме муз: современные комедии и классика, антреприза и репертуарный театр. И среди публики единства нет: кто-то в вечернем, а кто-то в спортивном. Кто-то внимания на это не обращает, а кто-то требует принять меры и навести порядок.
Однажды тема дресс-кода возникла в соцсети одного из государственных театров. И в комментариях началось... «Джинсы запретить!» «В кроссовках не пускать!» «Это же искусство!»
Сказать по правде, шлепанцы, рваные шорты или треники я бы не надела. Театр — это не пляж и не фитнес-клуб. Но за джинсы стало обидно.
Репертуар
Поднимать вопрос о дресс-коде может только тот театр, который готов показывать исключительно классические произведения. Причем исключительно в классической постановке. Они все такие в кринолинах, боа, жабо. Ну и хотят, чтобы публика соответствовала. Не поспоришь. Но если Гамлет в джинсах, почему зритель не может одеться так же?
Театр сейчас старается заработать. А народ требует комедий. И народу комедии дают. Вроде «Детектора лжи». И если со сцены зрителя шокируют «стройбатнёй ср*ной», какие претензии могут быть к его внешнему виду?
Зрители
Но если театр поддерживает высокий уровень спектаклей, можно ли требовать от зрителей вечерних платьев и смокингов?
В любом театре публика бывает разная. Кто-то пришел впервые. Кто-то уже лет 30 не пропускает ни одной премьеры именно в этом театре, чувствует себя в нем, как дома, и постоянно пересматривает любимые спектакли. А кому-то безразлично, в какой именно театр идти. Это просто традиционный выход в свет — как говорится, на людей посмотреть и себя показать.
Кто-то наряжается и продумывает свое одеяние до мелочей задолго до события. А кто-то мчится прямо с работы в чем был и ничуть не беспокоится, соответствует ли его костюм предстоящему мероприятию. И вот в фойе перед началом спектакля можно увидеть платья, свитера, джинсы, трикотажные брюки, кроссовки, лакированные лодочки...
Так кто же прав?
В статье Натальи Крымовой о Владимире Саппаке «Добрый человек с Пятницкой улицы» есть замечательные слова:
«Из записной книжки (он раздумывает о том, требует ли театр „парадного“ состояния зрителя): „Когда приходят друзья, я остаюсь в свободной рубашке и ночных туфлях, а бабушка надевает платочек и душится, чтобы „выйти к гостям“. Кто прав? Оба“».
Правы оба. Но для себя я давно выбрала «свободную рубашку и ночные туфли».
А в чем ходите в театр вы?