Найти тему
Авиационное обозрение

Советская авиационная радиостанция РСИ-3.

Приветствую. Несколько месяцев назад мы начали одну из узкоспециализированных тем, посвященных авиационным радиостанциям. Тогда на нашем канале вышел обобщенный цикл из трех публикаций, в котором было рассказано про советские авиационные радиостанции времен Великой Отечественной войны. Тогда были приведены общие сведения о представителях семейства РСР, РСБ и РСИ (Ссылка на статью). В зависимости от класса летательного аппарата- бомбардировщик, разведчик, штурмовик или истребитель, на него устанавливался тот или иной тип радиостанции. Хотя существовали и некоторые исключения, в первую очередь на экспериментальных машинах. К примеру на опытном прототипе тяжелого истребителя ТИС (МА) была установлена радиостанция РСР-1 (Ссылка на статью). Каждое семейство включало в себя несколько основных изделий, а также отдельные модификации. По ходу написания этого цикла, мы отметили что на некоторых радиостанциях остановимся более подробно. В первую очередь это будет касаться образцов "истребительного" семейства- РСИ. Самым массовым его представителем во время войны была радиостанция РСИ-4. Ей на смену пришла РСИ-6, которая успешно применялась на первых реактивных самолетах и после окончания боевых действий. Но начать подробное рассмотрение стоит все же с РСИ-3. Она была разработана во второй половине тридцатых годов. Эта радиостанция не стала массовой. Применялась она в основном на истребителях семейства И-16, И-153. Также ее использовали на МиГ-1 и ограниченно на МиГ-3. Но именно она была базовым вариантом для последующих истребительных радиостанций. В данной статье мы подробно рассмотрим ее состав, некоторые характеристики, а также пример размещения радиостанции на конкретных моделях самолетов и общее устройство основных элементов.

Приемник РСИ-3 "Сокол" в кабине истребителя И-16. Источник: https://retrotexnika.ru/
Приемник РСИ-3 "Сокол" в кабине истребителя И-16. Источник: https://retrotexnika.ru/

Состав и некоторые характеристики радиостанции РСИ-3.

Радиостанция РСИ-3 представляла собой приемо-передающую симплексную коротковолновую станцию, которая могла обеспечить двухстороннюю связь с другими самолетами (с однотипными радиостанциями), так и с землей (к примеру с радиостанциями РАФ или 11-АК). В ее состав входили:

  • Передатчик РСИ-3 "Орел";
  • Приемник РСИ-3 "Сокол";
  • Умформер РУН-30А с фильтром;
  • Микротелефонный щиток;
  • Установка питания приемника;
  • Комплект соединительных кабелей;
  • Амортизационные подушки для приемника и передатчика;
  • Антенное устройство;
  • Шлемофон со встроенной парой телефонов и ларингофонов.
Комплект радиостанции РСИ-3.
Комплект радиостанции РСИ-3.

Передатчик работал в непрерывном диапазоне частот, который указывался в паспорте радиостанции. Согласно одному из источников, этот диапазон составлял от 3500 до 6000 кГц. Еще до вылета выставлялась рабочая частота, которую в полете нельзя было изменить. Рабочая частота устанавливалась ручкой "волна передатчика", которая находилась на его передней панели. Приемник супертегеродинного типа работал на пяти фиксированных частотах в том же диапазоне. Летчик имел возможность управлять им во время полета. Радиостанция была рассчитана на прием в течении всего времени полета. Непрерывная передача могла продолжаться не более 30 минут. Нормальная работа гарантировалась в диапазонах высот до 10 000 метров. Дальность радиосвязи зависела от многих сопутствующих факторов и условий. Двухсторонняя радиосвязь между самолетам с однотипными радиостанциями была возможна примерно на расстоянии от 15 до 20 км. Дальность приема наземной радиостанции составляла примерно 80 км. Микротелефонный щиток был необходим для управления радиостанцией во время полета. На нем размещался тумблер управления, а также гнезда ларингофонов и телефонов. Питание радиостанции было выполнено по смешанному типу. Передатчик получал электроэнергию от бортовой сети самолета с напряжением в 26 В. Соответственно первичным источником был генератор или бортовая аккумуляторная батарея. Для преобразования тока низкого напряжения силой 3,3-3,5 А (от бортовой сети 26 В) в ток высокого напряжения (85-90 мА при напряжении в 325 В) для питания передатчика, использовался умформер типа РУН-30А.

Фильтр умформера РУН-30А.
Фильтр умформера РУН-30А.

Он был оснащен специальным фильтром, который применялся для сглаживания пульсаций напряжения и уменьшению уровня помех. Максимальная мощность потребляемая передатчиком составляла 120 Вт. Питание приемника было независимым и не связывалось с бортовой сетью самолета. Оно осуществлялось от автономной установки питания. В ее состав входило два последовательно соединенных аккумулятора типа 2-НКН-10 (емкостью 10Ач, вес- 1,6 кг), две анодные батареи типа БАС-60 (их номинальная емкость составляла 0,5 Ач). Кроме того в эту установку входили предохранитель и панель для подключения кабеля к приемнику. Вся проводка питания радиостанции была экранированной.

Для осуществления переговоров в шлемофон летчика были смонтированы два телефона типа ТА-2 (необходимы для приема речи) с заглушками и два ларингофона типа ЛА-2 (необходимы для передачи речи). Также в него был встроен четырехжильный шнур и две вилки для соединения шлемофона с микротелефонным щитком. Весовые и габаритные значения основных составляющих радиостанции приведены в таблице ниже.

Массогабаритные характеристики элементов радиостанции РСИ-3.
Массогабаритные характеристики элементов радиостанции РСИ-3.

Размещение элементов радиостанции на истребителях типа И-16 и МиГ-1.

Размещение и крепление составных элементов радиостанции, а также антенны отличалось в зависимости от типа истребителя. Часть оборудования находилась в кабине летчика, а часть в специальном отсеке внутри фюзеляжа. В качестве примера мы рассмотрим установку радиостанции РСИ-3 на двух типах машин. Это основной советский истребитель второй половины тридцатых годов И-16 и перспективный предвоенный МиГ-1.

Один из прототипов истребителя МиГ-1. Источник фото: http://авиару.рф/
Один из прототипов истребителя МиГ-1. Источник фото: http://авиару.рф/
Для справки. Истребитель МиГ-1. Скоростной истребитель-перехватчик разрабатываемый с конца тридцатых годов в ОКБ Н. Н. Поликарпова и ОКБ-155 (А. И. Микояна/М. И. Гуревича). Конструктивно представлял собой одноместный одномоторный низкоплан с классическим оперением и убирающимся шасси. Всего было построено около ста экземпляров, после чего в серию была запущена модернизированная версия под индексом МиГ-3.

На истребителе МиГ-1 приемник радиостанции размещался под электрощитком и крепился на специальный кронштейн. Прочие основные элементы радиостанции (умформер, передатчик, источник питания) находились в отсеке фюзеляжа за бронеспинкой. Передатчик крепился на кронштейн, а умформер и установка питания на кожаные ремни. Приемник и передатчик были заземлены через хомуты с клеммами. Антенна радиостанции одной стороной крепилась за мачту, которая находилась на верхней панели фюзеляжа, а вторым концом- за кронштейн на киле. Сама антенна была однолучевая, жесткая. Схемы размещения и соединения элементов радиостанции на истребителе МиГ-1, приведены на соответствующих скриншотах ниже.

Что же касается истребителя И-16, то приемник радиостанции устанавливался чуть ниже приборной доски и крепился на соответствующий кронштейн, который обеспечивал его быструю установку. При этом использовались элементы амортизации в виде брезентовой амортизационной подушки. На самой приборной доске размещались тумблеры включения и отключения радиостанции. Микротелефонный щиток (там был переключатель приема-передачи) находился по левому борту кабины в пределах досягаемости руки летчика.

Установка микротелефонного щитка в истребителе И-16.
Установка микротелефонного щитка в истребителе И-16.

Передатчик, умформер и установка питания размещались в специальном отсеке за сиденьем пилота. Этот отсек был снабжен люком для осуществления обслуживания, который закрывался крышкой. Как уже отмечалось выше, настройка передатчика в полете пилотом не предусматривалась и осуществлялась еще до вылета. На истребителе И-16 использовалась жесткая наружная антенна. Она состояла из мачты, медного антенного провода и пальчиковых изоляторов. Стальная мачта с деревянным наконечником крепилась к моторной раме под углом 30 градусов. Антенный провод был протянут от мачты до верхней части киля. Схема размещения антенны на данном типе самолетов приведена на скриншоте ниже.

Антенна радиостанции на истребителе И-16.
Антенна радиостанции на истребителе И-16.

Коротко об устройстве передатчика и приемника радиостанции.

Конструктивно передатчик радиостанции представлял собой совокупность деталей, узлов и элементов, которые были смонтированы на специальном алюминиевом каркасе. Этот каркас состоял из штампованного шасси сваренного с передней панелью. На передней панели размещалась ручка установки волны передатчика, ручка настройки антенны, колодка питания, индикаторная лампочка, гнезда для ларингофона и несколько клемм. На шасси передатчика (как сверху, так и снизу) компоновались конкретные радиоэлементы- лампы, конденсаторы, сопротивления, катушки, дроссели и т. д. Передатчик был собран по схеме Доу на двух лампах типа 6П3 или 6Л6. Одна из них выполняла функцию задающего генератора и усилителя мощности. Вторая лампа была модуляторной.

Передатчик предназначался для решения следующих задач:

  • Преобразование энергии постоянного тока источника питания в энергию колебаний высокой частоты;
  • Преобразование энергии механических колебаний голосовых связок и энергию электрического тока звуковой частоты;
  • Модуляция звуковой частоты на электрически колебания высокой частоты с последующей передачей последних в антенну.

Приемник радиостанции представлял собой пятиламповый супергетеродин. Его принципиальная схема строилась из нескольких каскадов (преобразователи частоты, усилители частоты, выходной каскад и т. д.). Конструктивно он также собирался на алюминиевом каркасе с размещением радиоэлементов на штампованном шасси. В рамках текущего обзора подробно останавливаться на устройстве и принципе работы приемника и передатчика мы не будем. Впоследствии в качестве примера, мы рассмотрим принципиальную схему того или иного типового устройства, более подробно. Сейчас же заинтересованным читателям рекомендую найти оригинальные технические описания из приведенного ниже списка специальной технической литературы, где можно более подробно изучить данную тему. В завершении обзора приведем принципиальные схемы основных узлов радиостанции РСИ-3.

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, https://retrotexnika.ru/, https://wwii.space/, https://forum.qrz.ru/, http://www.rkk-museum.ru/, https://military.trcvr.ru/, http://www.russianarms.ru/, https://aviarestorer.ru/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г, книга А. Г. Лидлейн. Справочник по авиационным радиостанциям, книга В. И. Иванов. Справочник по радиоаппаратуре для инженеров и техников связи, Альбом схем к справочнику по радиостанциям, книга под редакцией Г. К. Холоманова. Самолет И-16 с двигателем М-63. Описание конструкции, книга Военного издательства НКО СССР. Радиостанция РСИ-3 обр. 1940 года. Инструкция и описание, книга Временное техническое описание самолета МиГ-1 с мотором АМ-35А и винтом ВИШ-22Е.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц