Через шесть лет после успеха связанного с премьерой первой оперы "Жизнь за царя"("Иван Сусанин") Михаил Глинка подготовил новую оперу "Руслан и Людмила". Премьера проходила не той же сцене Большого театра в Санкт-Петербурге. Тогда ещё был такой. Более того, композитор выбрал для этого случая, ту же дату, что и шесть лет тому назад, полагаясь наудачу. К тому времени имя Михаила Глинки уже много значило в профессиональных музыкальных кругах, не только Санкт-Петербурга. В Большом театре произведение ждали и немедленно приступили к подготовке.
В 1842 году, в ожидании премьеры оперы «Руслан и Людмила», одна из петербургских газет сообщала: «Великое празднество готовится для нас: с волшебной музыкой Глинки. Вы услышите волшебные стихи Пушкина; гениальный композитор и гениальный поэт являются на сцене вместе».
Писали о необыкновенных технических эффектах, о роскошных декорациях, ведь за эскизы к ним художник А. Л. Роллер получил звание академика. В. Ф. Одоевский писал 18 октября в «Литературной газете»: «Роскошь костюмов и постановки превзойдет богатством своим все, что мы до сих пор видели на театре. Можно ли сомневаться, что опера будет иметь огромный успех? Роллер – большая голова на выдумки, больше той, которая вас удивит и напугает».
Театр бы полон. Приехал Император с семьёй. Придворные. Ценители искусства оперы. То что случилось потом трудно объяснить даже сейчас. То ли замена в одной из ведущих партий молодой неподготовленной актрисой. То ли эпизод с Головой во втором действии, который привел зрителей в недоумение: «В ней сидит целый хор и ревет из нее, как стадо быков».
То ли новые подходы, которые решил использовать композитор.
Но это был провал! Император, недослушав, покинул зал. Публика шикала на финальных аплодисментах потому как, изрядно устала. Если первый акт был принят с интересом, то на пятом с нетерпением ждал окончания. Глинка вспоминает:
" В конце 5-го действия императорская фамилия уехала из театра. Когда опустили занавес, начали меня вызывать, но аплодировали очень недружно, между тем усердно шикали, и преимущественно со сцены и оркестра. Я обратился к бывшему тогда в директорской ложе генералу Дубельту: „Кажется, что шикают; идти ли мне на вызов?” — „Иди, — отвечал генерал, — Христос страдал более тебя”».
Публика называла оперу многострадальной, критики обвиняли в том, что ей не хватает драматического действия. И лишь немногие оценили новый жанр, который Николай Римский-Корсаков позже назвал эпической оперой. Сегодня «Руслан и Людмила» — классика музыкального театра. Только на сцене Большого театра ее исполняли около 700 раз.
P. S.
"Мученица нашего времени", — так называл оперу В. В. Стасов. Вскоре она была снята с репертуара, в дальнейшем либо не исполнялась вообще, либо ставилась от случая к случаю. Глинка говорил: «Поймут моего „Руслана” лет через 100». Но произойдет это гораздо раньше. После смерти Глинки, в зале Дворянского собрания в Петербурге, 8 марта 1857 года был дан концерт Филармонического общества, в котором наряду с другими произведениями Глинки была исполнена большая часть оперы «Руслана и Людмилы». 10 марта газета «Русский инвалид» писала: «Благоговейное внимание всех и потом неумолкаемые рукоплескания — доказательство того, что настала пора верной оценки для Глинки… Отныне Пушкин и Глинка будут жить нераздельно в наших представлениях».