Получив Нобелевскую премию по литературе в 2017 году, британский писатель японского происхождения Кадзуо Исигуро в одном из интервью сказал, что грядет эпоха страха. Начинающие авторы, по его мнению, будут все чаще прибегать к самоцензуре, опасаясь полемики, осуждения и травли, в том числе в интернете. Писатель отметил, что тревожится за молодых коллег, которые будут бояться высказываться на острые темы. Сам заслуженный автор, рыцарь-бакалавр и кавалер нескольких почетных Орденов, тяжелых вопросов не боится. Но рассуждает о них сдержанно, почти нежно, давая читателям возможность делать выводы самостоятельно.
Он родился в 1954 году в Нагасаки. Когда Исигуро было 5 лет, его отца пригласили в британский Национальный институт океанографии. Семья переехала в Англию, где писатель вырос, получил образование и определился с тем, чем будет заниматься. Он не планировал становиться литератором. Окончив школу, Исигуро отправился в путешествие по Северной Америке, где надеялся начать музыкальную карьеру. Но с музыкой не сложилось, хотя в эту область Исигуро все равно попал, правда, как поэт-песенник, соавтор нескольких джаз-альбомов. Простая, но образная поэтика позже будет отличительной чертой его текстов.
Вернувшись в Англию, Исигуро получил степень бакалавра английского языка и литературы, затем степень магистра искусств, прошел литературный курс у знаменитого прозаика Малькольма Брэдбери и посещал писательские семинары, где его наставником была Анджела Картер — десятая в списке 50 лучших британских писателей ХХ века.
Исигуро не так часто пишет крупные вещи, но каждая книга становится настоящим событием. Его метафоричную тонкую прозу, наполненную литературными и музыкальными аллюзиями, любят простые читатели и маститые коллеги. Он пишет в сдержанной, слегка отстраненной манере, но при этом эмоционально. Он затрагивает темы, о которых обычно говорят в общих словах, аккуратно обходя болезненные моменты.
Рассказываем вам о четырех главных романах Исигуро.
Клара и Солнце
Пожалуй, самый ожидаемый роман Кадзуо Исигуро. Книга, которая вышла впервые после долгого молчания и запустила новый виток старой дискуссии о том, видят ли андроиды сны.
Недалекое будущее. Благодаря достижениям генной инженерии ученые научились редактировать ДНК человека. «Форсированные» дети рождаются развитыми физически и ментально. Публичные школы больше не нужны. Умным и красивым подросткам необходим строго индивидуальный подход и семейное образование. Недостаток общения восполняют Искусственные Друзья — андроиды на солнечных батареях. Достаточно смышленые, чтобы поддержать беседу. Недостаточно мобильные и гибкие эмоционально, чтобы заменить живого ребенка, навредить ему или сбежать.
Не отпускай меня
Роман, который вошел в список ста лучших современных британских произведений по версии Time. Молодая женщина Кэти вспоминает детство в школе-интернате, воспитанники которого проходят бесконечные медицинские осмотры, а в свободное время занимаются искусством. Некоторые ученики уезжают и больше не возвращаются. Кто-то доживает до возраста Кэти. Но абсолютно все они закупорены в атмосфере умалчивания и выученной беспомощности.
Остаток дня
Едва ли не единственная в истории Букеровской премии книга, которой члены жюри единогласно присудили победу. История дворецкого Стивенса, сдержанного и истово преданного своему хозяину, отразила британскую историю середины прошлого века. Рафинированный и исполненный достоинства, верный, как оруженосец, чопорный, как судья из баллад, Стивенс узнает о том, что его новый хозяин — шумный и эксцентричный на британский вкус американец. Дворецкий едет к бывшей экономке, чтобы уговорить ее вернуться в особняк. По дороге он вспоминает события прошлых лет. Неожиданно эта поездка становится ностальгическим путешествием, в конце которого Стивенса ждет немало открытий о самом себе — неожиданных, не всегда приятных.
Погребенный великан
«Погребенный великан» — роман необычный, завораживающий. Автор переносит нас в средневековую Англию, когда бритты воевали с саксами, а землю окутывала хмарь, заставляющая забывать только что прожитый час так же быстро, как утро, прожитое много лет назад.
Исигуро не замалчивает неудобные вопросы этики, рассуждая о приветствующих нацизм англичанах, этической стороне клонирования или нравственном мериле искусственного интеллекта. Он деликатно, но настойчиво обращает внимание своей аудитории на то, что технический прогресс и политические процессы достанутся ученым и сильным мира сего. Но об этичности происходящего придется задумываться всем нам.
А вы знакомы с творчеством Кадзуо Исигуро?
Подписывайтесь на наш канал, чтобы иметь книжные рекомендации на любой случай!