Китай приступил к строительству множества плотин на тибетском участке реки Брахмапутра. При этом Пекин заявляет, что планируемые мегаплотины на самой высокогорной реке в мире могут быть полезны и Нью-Дели, если обе страны будут сотрудничать
Самая высокогорная река в мире, пересекающая Тибетское плато и местность вдоль китайско-индийской границы, несет свои беспокойные воды на фоне новой эры пограничной напряженности между двумя азиатскими гигантами. Эта напряженность может драматически вырасти с новым агрессивным планом Пекина по строительству мегагидроэлектростанций и плотин на реке Ялузангбу, или Ярлунг Цангпо, протяженностью 2900 километров.
Маловероятно, что в ближайшее время реализация этих проектов начнется, но шаг Пекина вызвал беспокойство в Нью-Дели по поводу водной безопасности в нижнем течении реки Брахмапутра в его северо-восточном штате Ассам и близлежащих регионах. Стратегически уязвимые индийские штаты граничат с Тибетом на севере и связаны с основными частями Индии тонким коридором Силигури, также известным как «Куриная шея», расположенным недалеко от Бангладеш.
В связи с тем, что недавние смертоносные столкновения на границе с Китаем все еще вызывают недовольство, Нью-Дели не смог легкомысленно отнестись к возрожденной попытке Пекина использовать в энергетических целях одну из крупнейших и наиболее важных международных рек в Южной Азии.
Китайские проекты плотин, водохранилищ и гидроэлектростанций вдоль ущелий Ялузангбу были не так давно обнародованы. Технические детали все еще отсутствуют, но план, который, как утверждается, превосходит по своим масштабам плотину Трех ущелий, был интерпретирован в обеих странах как четкая тактика Пекина по блокированию и отводу вод реки от северо-востока Индии в случае начала новых боевых действий.
Количество электроэнергии, которое может быть произведено, будет в три раза больше, чем у электростанции «Три ущелья» в центральной провинции Хубэй, которая подала в национальную сеть 103,1 миллиарда киловатт-часов электроэнергии по состоянию на середину ноября прошлого года. Ян Чжиюн, президент государственной China Power Construction Corporation заявил People's Daily, что одобрение центральным руководством соответствующих проектов вдоль Ялудзанбу на завершившемся пленуме коммунистической партии в октябре ознаменовало «важный шаг к использованию самой высокогорной реки в мире «и представляет собой беспрецедентное» рекордное десятилетие для гидроэнергетического сектора Китая. Ян добавил, что некоторые подготовительные работы уже включены в четырнадцатую пятилетку на 2021-2025 годы.
Газета China Energy Daily сообщила, что долина Ялузангбу, расположенная ниже по течению у северного склона Гималаев, в частности в так называемых каньонах «Грейт-Бенд», может похвастаться богатейшими гидроэнергетическими ресурсами в мире. При этом ресурсы реки все еще в значительной степени не использованы, и Янцзы, питающая плотину Трех ущелий, «бледнеет» по сравнению с уровнем Ялузангбу ниже по течению.
Гонконгская газета Ming Pao и сингапурская Lianhe Zaobao ранее сообщали, что Китай намеревался построить гигантскую плотину возле района Грейт-Бенд, которая была бы как минимум вдвое больше, чем плотина Трех ущелий длиной 3335 метров и высотой 185 метров. China Power Construction Corporation не ответила на электронные запросы Asia Times о предлагаемой плотине. Однако по крайней мере 11 малых и средних гидроэлектростанций были введены в эксплуатацию вдоль реки Ялудзангбу с 2010-го года.
В последние десятилетия на многие другие грандиозные планы строительства плотин в Тибете были наложены вето, или они иным образом исчезли из планов в регионе, где царит расовая напряженность и геополитика, приводящая к вооруженным конфликтам. Еще неизвестно, действительно ли будет реализован новый импульс, данный проекту Пекином, на этот раз. Считается, что новый план строительства гидроэлектростанции на реке Ялуцзанбу подчеркивает новое видение Пекина в отношении Тибета после того, как президент Китая Си Цзиньпин созвал в конце августа конференцию на высшем уровне по Дальневосточному автономному региону.
Пекин предпринял меры по усилению контроля и стимулированию экономического развития в регионе посредством крупных инфраструктурных программ, а также сокращения масштабов нищеты и освоения природных ресурсов. «Китай не вкладывает ошеломляющее количество рабочей силы и денег на строительство больших плотин только для того, чтобы отрезать воды Ялудзангбу, и чтобы в Брахмапутре в индийском Ассаме не осталось воды», - говорится в статье Global Times, - «Со стороны индийских властей и средств массовой информации слышится безответственное и противоречащее здравому смыслу обвинение в распространении такого диковинного заговора. Однако тщательные гидрологические исследования показывают, что водный поток здесь достаточно велик, чтобы его можно было использовать для производства электроэнергии».
Одним из примеров, часто приводимых индийскими СМИ о влиянии китайских гидроэнергетических проектов вверх по течению, является плотина Зангмо в Тибете. Спутниковые снимки показывают изменения в реке после расширения плотины. Чжан Цзядун, декан Центра исследований Южной Азии Шанхайского университета Фудань, сказал, что водохранилища, расположенные выше по течению в Тибете, по-прежнему должны будут сбрасывать воду в Брахмапутру в периоды пикового паводка, и если бы не было потока воды из реки, то электричество не могло бы производиться. «Если Китай не объявит план строительства новых водохранилищ или проектов по отводу потоков воды в верховьях реки, а план, который, насколько мне известно, не существует, то Индии не следует слишком внимательно относиться к китайским гидроэнергетическим проектам на своей территории», -сказал Чжан. В интервью China News Service. Он также сказал, что с новыми плотинами вверх по течению Китай может помочь «снизить расход воды, регулировать и уравновесить» сезонные потоки воды вдоль Брахмапутры, чтобы у фермеров в Ассаме было достаточно воды для орошения в засушливые сезоны, при условии, что Пекин и Нью-Дели смогут уладить свои разногласия и споры и наладить отношения.
Пекин возобновил обмен ключевыми гидрологическими данными с соседями в Юго-Восточной и Южной Азии в 2018-м году. Помимо Брахмапутры, шесть других крупных трансграничных рек в регионе, включая Меконг, берут свое начало в провинциях Тибет, Юньнань, Гуанси и Сычуань на юго-западе Китая. The Global Times сообщила, что, несмотря на продолжающееся напряженное пограничное противостояние, китайские и индийские органы управления водными ресурсами все еще поддерживают контакты и обмениваются данными о потоках воды на реке Ялузангбу. В официальном пресс-релизе говорится, что Нью-Дели может предложить изъять страницу из «Механизма сотрудничества Меконга» с тем, чтобы создать аналогичную платформу для объединения Индии, Китая и Бангладеш, где река Брахмапутра впадает в Индийский океан.
FRANK CHEN