Создание ножа армейского (или, если хотите, ножа разведчика) стало для РККА по-своему значительным событием. Ведь специальные подразделения Красной Армии практически за год до вступления в войну с Германией получили современный для того времени нож. Правда, сегодня на сайтах интернета некоторые «снобы», владеющие современными «модерновыми» ножами «крутых забугровых» фирм, отзываются о НА-40 пренебрежительно: «Так себе ножик», «дешевка, сделанная из бросовых материалов». Так и хочется им сказать: «А чего вы хотите от оружия массового производства военного времени, когда главными параметрами являлись дешевизна и быстрота изготовления?» Зато эта вещь была многофункциональной и применимой как в бою, так и в армейском быту, чего в то время были лишены армейские ножи других воевавших держав. В отличие от НА-40, боевые ножи других стран изначально проектировались для траншейного боя и снятия часовых, выполнять ими хозяйственные задачи было затруднительно или вообще невозможно.
Так, немцы в начале 2-й мировой войны были вооружены штатными моделями красивых, но малофункциональных кинжалов СА и СС, и разнообразными «форменными кортиками», которые хоть и вполне годились для ведения рукопашного боя, но были совершенно неспособны помочь немецкому солдату во фронтовом быту. Недаром уже после начала войны осознавшее это германское командование выдало фирме «Золинген» заказ на создание боевого армейского ножа, годного не только для уничтожения противника, но и для бытового применения в походе. И фирма «Золинген» в конце концов создала такое оружие на базе… обычного кухонного ножа. Кстати, качество исполнения этих ножей «цивилизованной нации» было даже ниже, чем у «варварского» советского НА-40.
Солдаты армии США после вступления в войну пользовались морально устаревшими окопными стилетами-кастетами «U.S.1917/1918» и кинжалами-кастетами Mark I времен 1-й мировой. Однако их чисто боевая функциональность побудила американских военных уже после начала военных действий обратиться к гражданским моделям, и на базе многофункциональных охотничьих ножей создать так называемую «шестидюймовую версию семидюймового охотничьего ножа». Но и этот боевой нож американской морской пехоты, известный под маркой KA-BAR, по сравнению с советским НА-40 был намного крупнее, тяжелее и сложнее в производстве. По показателям соотношения массы, габаритов, боевых возможностей и универсальности применения НА-40 являлся более сбалансированной и удобной конструкцией.
Таким образом, Германия и США вступили в войну, фактически не имея удобного многофункционального боевого ножа. Однако развитое ножевое производство этих стран позволило не только создать новые армейские модели, но и быстро удовлетворить огромный спрос на эти клинки. Намного хуже пришлось британским коммандос. В 1-й половине 20-го века в Англии действовало жесткое уголовное антиножевое законодательство, которое к концу 30-х гг. практически уничтожило некогда мощную и процветающую клинковую отрасль Шеффилда. В результате в начале войны английские военные стали скупать ножи у мясников, а затем переделывать их для работы не по коровам, а по людям. В 1940-м на фирме Wilkinson Sword специально для коммандос разработали известный кинжал «Фэйрбэрн-Сайкс»; однако несколько десятков лет без практики для британских оружейников даром не прошли, и бытовые качества этого боевого кинжала оказались не на высоте...
Похожая ситуация сложилась и в Стране восходящего солнца. В Японии, исторически гордившейся своим производством холодного оружия и великолепными самурайскими мечами, перед войной не удосужились разработать нормальный армейский нож. В результате в годы 2-й мировой японские солдаты были вынуждены использовать в качестве армейских… поварские рыбные ножи Yanagi-ba, предназначенные для приготовления сашими и суши. Эти ножи были разнообразны и индивидуальны; длина их клинков колебалась от 190 до 350 мм. Причины отставания были те же, что и в Великобритании – чрезмерно жесткое законодательство в отношении оборота универсальных и охотничьих ножей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что СССР стал единственной страной, вступившей в войну с разработанным и запущенным в производство многофункциональным армейским ножом. Только в Советском Союзе осознали, что боевой нож, как предмет экипировки разведчика, да и вообще любого бойца, не имеет права на узкую специализацию - кинжала как оружия, или хозяйственного ножа как рабочего инструмента. И создатели НА-40 смогли удачно объединить в своем детище эти две функции. Базовая концепция советского ножа позволяла использовать его не только в качестве оружия. При помощи этого клинка можно было оборудовать боевую позицию, разбить лагерь, изготовить средства транспортировки и передвижения – волокуши, носилки и снегоступы; его можно было использовать вместо щупа для обнаружения мин при ползании по минному полю. К тому же нож даже с ножнами имел небольшой вес, и это было важно при глубоких пеших рейдах в тыл противника. А невысокий уровень развития технических средств диверсионной борьбы тех лет делал НА-40 незаменимым, когда была важна скрытность и бесшумность уничтожения отдельных солдат противника.
Что касается снятия часовых и уничтожение врагов в рукопашном бою, то именно из-за этой функции НА-40 получил свою «фишку» - его особенностью стал «неправильный», «обратный» изгиб крестовины гарды: у брюшка рукояти упор отклонен к клинку, а у спинки — к руке. Привычно резать таким ножом несколько неудобно, так как верхний упор крестовины упирается в руку. Но подобный изгиб был продуман и обусловлен боевой направленностью ножа. «Перевернутая» S-образная крестовина помогала надежно и удобно удерживать нож при обратном хвате «лезвием к себе», что было необходимо для круговых ударов сверху и сбоку, и при прямом хвате «лезвием вверх» - для круговых ударов снизу. С точки зрения боевого применения это было совершенно оправдано. Ведь если при нанесении колющего удара нож удерживался режущей кромкой вверх, рана за счет реза выходила более широкой. К тому же, такой хват ножа более удобен для удара при нападении сзади. А прямые колющие удары в грудь в стесненных условиях окопов и сооружений наносились с упором головки рукояти в основание другой ладони. При этом клинок располагался в горизонтальной плоскости. Это способствовало более эффективному поражению в межреберное пространство. Кстати, в свое время автору данной статьи довелось «пощупать» НА-40 и потыкать его в разные предметы; проникающая способность клинка со «щучкой» оказалась просто потрясающей…
Вообще, так как потери в разведке были очень велики, и новые разведчики учились по ускоренной программе, которая строилась не на изощренной технике фехтования, а на освоении нескольких несложных базовых ударов с доведением их до автоматизма, советские наставления по ножевому бою предусматривали только два основных хвата. Это прямой хват с лезвием вверх (при этом удар направлялся снизу-вверх в живот, с разрезанием области живота до ребер - в направлении сердца) и обратный хват (удар наносился сверху-вниз в область шеи, с разрезанием ее по всей длине). В обоих удержаниях традиционно изогнутая S-образная гарда мешала бы кисти, именно поэтому ее «перевернули». Правда, иногда на фото и на сохранившихся ножах встречается традиционно установленная крестовина. С чем это связано – трудно сказать. Возможно, какие-то производственные артели не поняли замысла конструкторов и «перевернули» гарду, а возможно, это делали сами бойцы или послевоенные владельцы ножей для удобства резания в быту.
Кроме вышеупомянутого «тюнинга» с переворачиванием гарды многие бойцы занимались еще и украшательством своего оружия. Особо популярной была замена деревянной рукояти на наборную из разных материалов, например из оргстекла, кости, латуни или других материалов. В некоторых случаях внутри прозрачной плексигласовой рукояти закрепляли пластинку с именем владельца или каким-либо лозунгом вроде «Смерть немецким оккупантам!».
Но весь этот «тюниг» по сути являлся кустарщиной, а вот для высшего командного состава РККА на ЗиК выпускалась отдельная модификация с жёлтой рукоятью, отличавшаяся хорошей отделкой деталей и полировкой всех металлических частей. Модель носила название «нож армейский генеральский образца 1940 г».
В 1943 г Златоустовский инструментальный завод-комбинат № 259 имени В. И. Ленина (ЗиК) и Златоустовский инструментально-механический завод № 391 в дополнение к НА-40 начали выпуск специализированного ножа разведчика образца 1943 года - НР-43 «Вишня». Нож НР-43 создавался на базе основного армейского ножа НА-40. Форма лезвия практически осталась прежней, и поначалу для производства ножей «Вишня» даже использовались клинки с клеймами армейского ножа обр. 1940 г. Но впоследствии длину клинка немного увеличили, что привело к удлинению всего ножа (длина клинка – 158 мм, общая длина ножа – 270 мм). Однако основные изменения коснулись гарды и рукояти. На «Вишне» отказались от S-образной гарды и заменили ее на традиционную крестовую; перекрестие гарды и оголовок рукояти выполнялись из металла. Рукоять НР-43 изготавливали из ударопрочной пластмассы чёрного, зелёного или белого цвета, форма рукояти сильно изменилась. Кроме того, разработчики отказались от неудачных деревянных ножен, которые в тяжелых условиях боев быстро выходили из строя; теперь нож НР-43 комплектовался более удобными кожаными ножнами. Ножи «Вишня» поступали исключительно в разведывательные и десантные подразделения, армейские автоматчики продолжали пользоваться старым НА-40.
И нож армейский НА-40, и нож разведчика НР-43 «Вишня» широко использовались советскими воинами для уничтожения врага до самого последнего дня войны. Но и после Победы эти ножи долго остались на вооружении Советской армии. И не только Советской: НА-40 копировали военные конструкторы армий ряда стран Варшавского договора. Так, в 1951 году идеи НА-40 использовали югославы, создав на базе советского свой, югославский боевой нож образца 1951 года (М1951). От оригинала его отличала симметричная со сторон спинки и брюшка форма рукояти, на боковые поверхности которой была нанесена глубокая нарезка - для предотвращения проскальзывания в ладони. Клинок в сравнении с советским прототипом имел чуть большую толщину; на основании клинка у рукояти штамповалась пятиконечная звезда, что сегодня запутывает мысли некоторых любителей ножей, которые принимают югославскую версию за советскую модификацию НА-40.
С 50-х годов до 1975 года в Чехословакии фирма Миков выпускала несколько вариантов боевого ножа V07, который так же являлся версией (правда, огрубленной) советского НА-40. От советского прототипа нож отличался чуть более «вздёрнутой» формой скоса обуха, прямой гардой и более плоской рукоятью. Нож носился в оригинальных кожаных ножнах.
Но самой точной копией НА-40 стал созданный в Польше штурмовой нож образца 1955 года, отличавшийся от советского только металлическими ножнами и другим способом крепления клинка к рукояти - на двух заклёпках. Эта польская версия НА-40 выпускалась в огромных количествах, и сегодня весьма распространена во всем мире, где ее тоже часто принимают за очередную советскую модификацию армейского ножа.
Что касается оригинальных советских боевых ножей, то НА-40 служил в Советской армии до 60-х годов включительно, а НР-43 «Вишня» сих пор встречается в Российских спецподразделениях.
В настоящий момент армейский нож образца 1940 года стал историей. Однако завоеванная им в боях слава оказалась столь велика, что марка «НР-40» (именно под этой маркировкой тот нож воспринимают современники) сегодня стала коммерчески привлекательным брендом. В результате целый ряд отечественных ножевых фирм использует элементы внешнего вида или название ветерана при создании своих современных ножей, что способствует росту продаж их продукции.
Но дальше всех пошел Златоустовский завод. Недавно он возобновил выпуск советского армейского ножа образца 1940 года под названием «Черный нож». Это название служит напоминанием о том, что в 1943 году рабочие Златоустовского инструментального комбината изготовили и вручили армейские ножи образца 1940 года своим землякам, отправлявшимся на фронт: всему составу Уральского добровольческого танкового корпуса - от рядового до командира (всего было вручено 3.356 ножей). Отличительной особенностью этих ножей была окраска: и ножны вместе с металлическим прибором, и рукояти НА-40 были выкрашены в «радикальный черный цвет». На фронте немецкие разведчики сразу обратили внимание на нестандартное вооружение прибывших советских танкистов, и начали именовать Уральский танковый корпус «Шварцмессер дивизион» — «дивизия Чёрных ножей». В боях «дивизия Черных ножей» заработала гвардейское звание, став 10-м гвардейским Уральским добровольческим танковым корпусом, и с боями дошла до Праги, где уральские танкисты и закончили с честью войну.
Тот самый «Шмайстер»: легенды и реальность
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.