Найти тему
Цветочные истории

Художник И. Н. Крамской: картины-загадки

С юности Крамской был бунтарем и ниспровергателем традиций.

Лидер “Бунта четырнадцати” против неоклассицизма в Академии художеств, один из вдохновителей Товарищества передвижных выставок, с самой юности он относился к написанию картин, как к революционному делу.

И. Н. Крамской"Автопортрет".1867 г.
И. Н. Крамской"Автопортрет".1867 г.

Новая живопись

В середине 19 века, когда вся Россия пришла в движение, когда отменили крепостное право, на общественную сцену вышли народники и революционные демократы со своей идеологией. Появилась новая литература в лице Чернышевского и Белинского.

Появилась и новая живопись. Классицизм больше никого не интересовал.

О том, какой должна быть новая реалистичная живопись, Крамской много раз писал и говорил своим товарищам-передвижникам.

Народными, национальными сюжетами картины напоминают людям о корнях, развивают идеи нравственности. Живопись отражает реальную жизнь и учит, помогает делать нравственный выбор. Каждая картина — маяк, который зовет человека к добру, свету и свободе.

Поэтому натюрморты и пейзажи Крамской не считал за настоящую живопись.

«Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Это хорошо делать людям, имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол». Так он писал в письме к В. Васнецову.

Природы в картинах Крамского почти нет. А если и есть, то только для того, чтобы подчеркнуть Человека.

Вот, например, картина “Пасечник”:

И. Н. Крамской"Пасечник".1872 г.
И. Н. Крамской"Пасечник".1872 г.

Почти все пространство занимает зелень: лес, трава. Но взгляд постепенно замирает на фигуре старого пасечника. Узловатые руки держат косу, а босые ноги привыкли к колкой траве. Старик похож на доброго лесного духа, плоть от плоти природы. Пчелы для него — как дети. За ними он может наблюдать бесконечно.

Когда были написаны необычные картины?

Однако же Крамской, вопреки своим убеждениям, все-таки написал букет цветов. И не один раз.

Правда, это произошло в самом конце его жизни.

Весну 1884 года художник провел во французской Ментоне. В этот городок на берегу Средиземного моря Крамской приехал лечить аневризму аорты, которую в те годы называли “грудной жабой”.

Светило русской медицины, профессор Боткин, буквально вытолкал художника из сырого, ветреного Петербурга к ласковому южному морю.

Здесь, под влиянием великолепной природы, в Крамском ярко проявилось то, что он сам называл “тихоструйностью”. В суровом и требовательном к себе и искусству человеке раскрылись поэтичность и даже сентиментальность.

"Цветы в вазе"

Эта картина — отголосок размышлений художника о бренности бытия и быстротечности человеческой жизни.

И. Н. Крамской"Цветы в вазе".1884 г.
И. Н. Крамской"Цветы в вазе".1884 г.

Гордо стоят, повернув лепестки к солнцу, великолепные желтые, розовые и красные розы. Взлетают к верхнему краю ветки, похожие на аспарагус и пастушью сумку.

Но если опустить взгляд, то все меняется: вянут, ниже склоняют головы бутоны. Одна ветка уже коснулась стола, на котором лежит конверт с надписью”Крамской”.

Что это? Послание художника самому себе, напоминание о том, что никто не вечен?

“Флоксы”

В этом же году Крамской пишет букет цветов, в котором есть настоящая загадка.

И. Н. Крамской"Флоксы".1884 г.
И. Н. Крамской"Флоксы".1884 г.

Казалось бы, это просто красивые цветы. Но давайте приглядимся, в чем стоит букет. Собственно, ваза —там, где блики. Небольшая, похожая на заварочный чайник или кувшин с крышкой. Она почти теряется на фоне массивного, с наростами...ствола дерева. Он как будто вырастает из коричневой земли, берет из нее силы и отдает прекрасным цветам. И флоксы, подпитываясь это живительной силой, цветут во всем великолепии.

Нет ли здесь аллегории?

Художник берет силы и вдохновение из реальной народной жизни. Эта связь жизни и искусства "помогает созревать экзотическим растениям, называемым картинами. И только такие картины будут составлять гордость племени, и современников, и потомков.”(И. Н. Крамской)

Отправить эти картины на передвижную выставку Крамской не мог — очень уж они не совпадали с идеями передвижников.

Поэтому “Флоксы” основатель Третьяковской галереи П. М. Третьяков приобрел только в 1887 году, на посмертной выставке произведений художника.

А вот о судьбе “Цветов в вазе” не нашла никаких упоминаний. Буду благодарна, если напишете в комментарии.

А вас какое впечатление от этих картин? Согласны с моим мнением?

Если статья понравилась, можно поставить лайк.

А таке подписаться на канал, ведь флористика — это интересно!