- Я согласна.
Игнату показалось, что он ослышался. Согласна?! Согласна!!! Да это чудо какое-то! Целых восемь лет он ухаживал за Люсей, каждый год делал предложение и всё время слышал в ответ:
- Я не готова к семейной жизни, извини.
Вокруг было столько девчонок, только, что называется, свистни. Но Игнату на остальных было плевать, любил-то он именно эту, только она одна была нужна. После каждого такого «извини», ему хотелось убежать, забыть, но… Люся ласково улыбалась и говорила:
- Ты же не обижаешься? Подожди немного, ладно? Столько дел нужно успеть сделать!
В 1970м Игнату исполнился 31 год, и он с горечью сказал брату Прокопию:
- Видимо, судьба такая, одному быть. Заканчивается наш род.
Дочь и внуки Прокопия к тому времени умерли, как и дочка ещё одного их брата, Романа. Больше детей в семье не было (сын Романа Вася родился немногим позже меня).
В этом году он решил смириться, не хочет Людмила за него замуж, что ж поделать? Не силой же заставлять! Хотя иногда ему в голову приходила сумасшедшая мысль увезти её в тундру и держать там, пока не согласится. Но потом вздыхал, пустые это мысли…
Прокопий брата понимал, после смерти жены он тоже больше не женился, никто не мог заменить его любимую. Но смириться с тем, что младший братишка останется один, тоже не хотел. Хватит с их семьи несчастных людей! Савелий, Варвара, Ольга, брат и сёстры так и остались одинокими, неужели и Игнату выпала та же участь, несправедливо! Надо подумать, что тут можно сделать…
***
После окончания физмата Якутского госуниверситета Игнату дали направление в крупнейшую школу района. Он был принят учителем математики, но проработал всего год, потом его пригласили в райком комсомола заниматься вопросами спорта в районе. Новая работа захватила его с головой, он без устали носился по селам, организовывал различные мероприятия. Через полгода его отправили на курсы в город, и там он встретил её, Людмилу.
Люся была младше на год, но была уже вторым секретарем райкома комсомола в соседнем районе. Таких девушек Игнат никогда раньше не видел, хотя пять лет проучился в городе в университете. Эта была не похожа ни на кого, она просто была лучшая, по крайней мере для него.
Весь месяц, что длились курсы, он как привязанный ходил за Люсей, старательно оттирая от нее других поклонников. А когда пришла пора возвращаться домой, Игнат набрался храбрости и первый раз сделал предложение. Девушка не сказала категорического «нет»:
- Ну куда мне сейчас замуж? Мне только-только 22 исполнилось, я всего второй месяц работаю. Ты мне очень нравишься, правда, но выходить замуж я не готова, ни за тебя, ни за кого другого.
Игнат уцепился за эти слова:
- Это не отказ? Нужно просто подождать? Можно, я буду тебе писать?
С тех пор и пошло. Игнат писал письма чуть ли не каждый день, цеплялся за любую возможность съездить в соседний район, лишь бы увидеть любимую. Как бешеной собаке сто вёрст не крюк, так и ему ничего не стоило провести верхом сутки, только бы просто услышать её голос. И каждый год в марте он делал ей предложение, как бы спрашивая, ну что, пришло время или ещё подождать?
А потом Людмилу назначили к ним в район первым секретарем райкома комсомола, Игната выбрали вторым. Теперь они виделись каждый день, он помогал ей и в работе, и в быту – воду носил, дров колол, печку топил. Но девушка смотрела на него всё тем же безмятежным взглядом, позволяя себя любить и ничего не давая взамен.
В 1969-м в районе началась активная подготовка к 100-летнему юбилею Владимира Ильича Ленина. Люся с Игнатом ездили по району, в соседние, очень много времени проводили вместе. Казалось, счастье совсем рядом, но на очередное, седьмое предложение, Люся вновь ответила отказом.
Наступил 1970-й, вот тогда и состоялся разговор между братьями, который я привела в самом начале.
- Нет, Проня, хватит. Не буду в этом году делать предложение, лишний раз страдать. Раз суждено жить одному, значит, так тому и быть.
***
Люся вышла из райкома и покрутила шеей: как же она устала! И тут в темноте к ней шагнула невысокая фигура:
- Добрый вечер. Мы можем поговорить?
Людмила с удивлением узнала в подошедшем старшего брата её коллеги и давнего поклонника:
- Прокопий Афанасьевич? Вы, наверное, к Игнату? Он уехал в наслег.
- Нет, я к тебе. Поговорить нужно. Пойдем, я тебя провожу.
Людмила послушно подошла к мужчине:
- О чём вы хотели поговорить?
- Не о «чём», а о «ком». Об Игнате, конечно. Хорошая ты, Людмила, но скажу прямо: хватит парню голову дурить. Не хочешь за него замуж – отпусти. Я в нашем селе невесту ему присмотрел, хорошая девочка, достойная пара получится. Сама посуди, умный, университет закончил, работа хорошая, не пьет, не курит, характер добрый, не ленивый, детей любит. Что еще нужно? Тебе-то да, зачем, ты у нас птица другого полёта, а для наших простых девочек мой брат вообще клад.
- Это почему это я «птица другого полёта»? – неожиданно оскорбилась Людмила, - И вообще, Игнат в курсе, что вы его женить собираетесь?
- Нет, конечно, - улыбнулся в усы Прокопий, - Узнает, скандал будет. Но я точно знаю, что с твоими отказами он смирился, больше лезть не будет. Просто прошу, помоги, пособи, пусть он окончательно убедится, что вам с ним не по пути.
- А может, по пути? – звонко выкрикнула Люся и подумала, хорошо, что темно и не видно её покрасневших щёк.
- Ну а если по пути, - вдруг довольно жёстко сказал Прокопий, - То зачем время тянешь? Это самое ценное, что есть у человека, а ты его так бездарно теряешь! Ладно, вот твой дом, я пошёл. И не обижайся на старших, не надо, я вам только добра хочу.
Люся в задумчивости дошла до дома. Аргументы Прокопия показались ей весомыми, и правда, чего она ждёт? Какой-то сумасшедшей безумной любви? А если такой не случится? Ей уже 29, осенью исполнится 30. Пора бы уже и о себе подумать. А вот нужен ли ей Игнат? Люся даже рассердилась на себя за этот вопрос: конечно, нужен! Ведь Прокопий, перечисляя достоинства брата, был абсолютно прав! Да еще и учесть то, как долго он терпит её, Люсины, отказы. Решено, на следующее предложение скажу «да». Люся улыбнулась принятому решению и приготовилась ждать.
Но предложения так и не последовало. Обычно это бывало в марте, но тут уже апрель на носу, а Игнат молчит, как воды в рот набрал. Люся начала терзаться: разлюбил? не захотел ждать? брат уговорил жениться на другой? что делать?!
В понедельник было совещание у первого секретаря райкома партии, комсомольцев тоже пригласили. Начинался апрель, юбилей на носу, все были на взводе.
- В соседнем районе организовали целую спартакиаду, другие соседи затеяли 100-му ребенку подарок вручить, третьи всех именинников апреля, у кого круглая дата, задумали поощрить. А у нас что, я вас спрашиваю?! Ни-че-го! – первый секретарь грозно посмотрел на подчиненных, - Нужно срочно что-то придумать! А, комсомол? Есть мысли?
- Есть, - вдруг кивнула головой Людмила, - Мы 22 апреля сыграем 22 свадьбы! Сто не наберем, а 22 – запросто!
- Отлично! Сколько на апрель подано заявлений? Всем даты изменить на 22-е!
Заявлений было всего 15, требовалось срочно найти еще 7 пар. Позвонили в села, там наскреблось 5 пар, которых немедленно вытребовали в райцентр. День Х приближался, но желающих больше не было.
- Ну что там с твоей затеей, Людмила Александровна? – ровно через неделю проводилось новое совещание, - Всего двадцать? А нужно двадцать две! Ищите, где хотите! Да вот ты сама, не замужем ведь? А жених есть?
Люся зажмурила глаза и выпалила:
- Есть! Вот он, Игнатий Афанасьевич. Только он что-то стесняется.
Игнат только рот открыл:
- Так ты согласна???
Первый секретарь удовлетворенно кивнул головой:
- Вот и отлично, комсомол показывает пример! Осталось последнюю пару найти… А, была не была! Дочка моя замуж летом собирается. Уговорю на апрель, никуда не денется!
Игнату события казались каким-то сном. Люся согласна выйти за него замуж! Но… Неужели только ради Ленина?! Обидно как-то…
- Ты что, с ума сошёл? – Люся искренне негодовала, - Нет, я хорошо отношусь к Владимиру Ильичу, но даже ради него я замуж выходить бы не стала! И вообще, может, я всю эту идею со свадьбами придумала, чтобы тебя подтолкнуть? А то жду-жду предложения…
Сразу после свадьбы их ждала новость: Люсю переводят в соседний район, уже в райком партии. Так они оказались в Черском.
***
Рождение ребенка ждали 21 - 22 января 1971 года, ровно через 9 месяцев после свадьбы. Поэтому в начале января Люся и полетела на межрайонное партийное совещание с чистой совестью, а что, до рождения ребенка чуть больше двух недель, она успеет! Но не успела😊 Я родилась в самый разгар этого совещания, 6 января.
…Папа да и дядя Прокопий частенько меня так и называли – «подарок на столетие Ленина»😊