Найти в Дзене
Лунная программа

Почему пленки, на которые снимали астронавты на Луне, не расплавились, а они сами не погибли от радиации?

Оглавление

Меня спросили:

КАК МОГЛИ ЭТИ ВСЕ КАМЕРЫ НОРМАЛЬНО РАБОТАТЬ В УСЛОВИЯХ КОСМОСА?

Вопрос 1) Как себя ведёт пленка Кодак в вакууме? (условия МКС и условия Луны)

Вопрос 2) Как Кодак выдерживает гамма-излучения и высокую/низкую температуру?

Вопрос 3) Как сплавы в Хассельбладе выдержали условия высокого вакуума на Луне?

Вопрос 4) Как, ничем не защищённый фотоаппарат Хассель, боролся с температурой?

Вопрос 5) Как Хассельблад избежал эффекта "холодная сварка" в космосе?

Вопрос 6) Как себя поведёт аккумулятор Хасселя в высоком вакууме?

В принципе, здесь четыре вопроса:

  1. температура и ее влияние на фотоаппарат
  2. температура и ее влияние на фотопленку
  3. радиация и ее влияние на пленку
  4. холодная сварка

Температура и ее влияние на фотоаппарат и на пленку

Начнем с того, как Хассельблад боролся с температурой. А собственно никак. Экстремальной температуры не было! А от перегрева он был выкрашен в серебристый цвет.

И этого оказалось достаточно? Как же так, ведь многие уверены, что на Луне страшная жара - 180 градусов, не меньше. Ошибка здесь кроется в том, что эти 180 градусов - температура поверхности. А она никак не будет влиять на нагрев камеры. Потому что между ними... пустота. Это как в термосе. Колба термоса держит как тепло, так и холод за счет того, что она сделана с двойными стенками, между которыми выкачан воздух. Почти вакуум. Как и на Луне. И как и колба термоса, покрытая светоотражающим материалом, так и корпус Хассельблада покрыт светлой краской. Камера может нагреться только от лучей Солнца или потерять тепло, остыть, если будет долгое время в тени. Однако, камера была в работе. Она не была постоянно или на Солнце, или в тени. Так и космический корабль медленно вращают как шашлык на шампуре, чтобы он не был все время освещен Солнцем с одной стороны.

К тому же конспирологи ошибочно полагают, что во время пребывания астронавтов на Луне температура поверхности была большая. Астронавты были там лунными утрами! К моменту лунного полудня они уже летели к Земле. А аппараты лежали на поверхности. Что с ними стало увидят наши потомки. Может и расплавились.

А какая была температура, например, во время прогулок Нила Армстронга и Базза Олдрина? Смотрим:

-2

От минус 27 до плюс 7 градусов. Минус 27 это не холодно. Я снимал Киевом-88 на обычную пленку в минус 30. Без проблем.

И низкая температура для фотосъемки не минус, а огромный плюс. Качество возрастает! Как у пленки, так и у цифровой матрицы. Для астро и микросъемки камеры специально охлаждают. Вот пример с Алиэкспресс:

-3

Да. Простенькая астрономическая камера за 200 тысяч. С охлаждением! Температуру матрицы создатели камеры обещают сделать ниже температуры окружающей среды на 35-40 градусов. За это и цена такая. То же было и в пленочные времена. Пленку охлаждали.

Что еще было сделано специально в лунных камерах?

1. удалена вся смазка. В вакууме она могла закипеть.

2. создали специальный механизм для удаления статического электричества со стеклянной пластинки с рисками - покрыли ее специальным прозрачным токопроводящим слоем. А два серебряных контакта, которые отводили статику на металлические части камеры, повергли Анатолия Панова в шок. Он даже придумал какую-то конспирологическую теорию для объяснения двух темных пятнышек на краях кадра. В каком-то посте я это объяснял.

В принципе и все. Как работал аккумулятор? Почему не расплавился или не замерз? Мы уже видим, не было экстремальных температур. Почему пленки не расплавились? А они должны были расплавиться при минус 20 градусов? И я где-то читал, что пленки могли выдержать плюс 120 градусов.

Радиация и ее влияние на пленку

Для Аполло 11 фирма Кодак предложила следующие фото/кинопленки:

Kodak Ektachrome EF film SO-168 (ASA 160), (16mm и 70mm);

Kodak Ektachrome MS film SO-368 (ASA 64) (16mm, 35mm и 70mm);

Kodak Panatomic-X recording film SO-164 (70mm).

Кодак сделал для этих пленок специально более тонкую основу, что позволило вместить на 33 процента больше пленки на те же катушки. А для борьбы с вредными последствиями радиации - рекомендовали использовать пленки с невысокой чувствительностью. ISO 400 брать не стали.

Что касается уровня радиации на Луне, то сейчас стало модным цитировать данные китайских замеров, которые показали, что уровень этот выше в 200 раз чем на Земле. Это много? Это лишь означает, что 1 сутки, которые провела пленка на поверхности Луны, равны 200 суткам, которые пленка провела бы на Земле. Во времена СССР мы покупали пленку тогда, когда видели ее в магазине, и столько - сколько давали "в одни руки". А потом хранили дома. И не всегда в холодильнике. Я, например, хранил ее при комнатной температуре (холодильник не резиновый) и больше года. Не засвечивалась.

Кстати, почему эти китайские замеры вызвали такой ажиотаж? Вот в работе 2012 года они примерно такие же - 110 mSv - 380 mSv на Луне в год. На Земле за аналогичный период времени - 2.4 mSv. Впрочем, я знаю почему китайское сообщение так взволновало конспирологов. А журналисты так подали материал! Это как бутылка может быть наполовину полная или наполовину пустая. Жареная подача материала для журналистов - хлеб. Вот конспирологи и купились.

Есть ли у нас еще примеры того, что пленка не должна быть уничтожена страшной радиацией в считанные минуты (как пишут некоторые конспирологи)? Да. Есть. В 1959 году к Луне отправилась советская станция, которая сфотографировала обратную поверхность Луны. Пленка была проявлена на борту станции, сканирована и изображения переданы на Землю. Пленка не была засвечена. (ходит легенда, что это была американская трофейная пленка, но эта легенда, правдивая она или нет, никак не влияет на факт - пленка не была засвечена). В 60-х аналогично работали американские лунные спутники - Lunar Orbiter. Они тоже снимали на пленку, проявляли ее, сканировали и отправляли на Землю полученные изображения. Для борьбы с вредоносным эффектом радиации использовали пленку с низкой чувствительностью.

Еще один пример того, что в космосе можно снимать, можно видеть во время выхода в открытый космос Эда Уайта:

-4

Простая камера. Даже не покрашена в светлый цвет. Не закрыта метровым свинцовым листом. Если кто-то скажет, что Эд Уайт снимался в студии, то вспомним Алексея Леонова

-5

У него с собой была кинокамера. Пленка не была засвечена. Не расплавилась, не замерзла.

А какова была доза облучения астронавтов? Они же тоже должны были сгореть на Луне заживо по мнению конспирологов?

Orloff R.W. "Apollo By The Numbers" 1996
Orloff R.W. "Apollo By The Numbers" 1996

Самая большая доза облучения пришлась на астронавтов миссии Аполлон-14 - 1.14 и Аполлон-17 - 0.55. При том, что какие-либо негативные последствия начинаются с 25 рад.

Никаких особых радиационных кошмаров не видят на Луне и российские исследователи:

«…при уровне радиационного риска 3% прогнозируемая длительность пребывания человека на поверхности Луны не должна превышать полутора месяцев во время максимума солнечной активности и превышает 1 год во время минимума солнечной активности, если при этом персонал защищен алюминиевым экраном толщиной 10 г/см2»

Кузнецов, Н.В. и др_Оценка Радиационного Риска Для Космонавтов На Луне_2012. Научно-исследовательский институт ядерной физики им. Д.В. Скобельцына, МГУ, Институт ядерных исследований РАН, г. Москва (КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, 2012, том 50, № 3, с. 224–228)

Исследования на предмет вуалирования пленки проводились и на околоземной орбите:

NASA_Space radiation hazards to photographic film in the Apollo telescope mount and orbiting workshop Final report_2013
NASA_Space radiation hazards to photographic film in the Apollo telescope mount and orbiting workshop Final report_2013

Плотность засветки было решено считать критичной с 0.2. До такого параметра плотность не поднималась в экспериментальном материале:

NASA_Space radiation hazards to photographic film in the Apollo telescope mount and orbiting workshop Final report_2013
NASA_Space radiation hazards to photographic film in the Apollo telescope mount and orbiting workshop Final report_2013

Это, конечно, не Луна, но некоторое представление дает.

О возможной радиационной безопасности знали и пытались рассчитать ее последствия. В начале 1969 года пришли к выводу, что опасность много меньше той, какая могла бы стать непреодолимой для лунной экспедиции.

Холодная сварка

Практика показывает, что Луноходы 1 и 2 передвигались по Луне, телекамеры работали, механизмы не сваривались. Советские АМС, которые садились на поверхность Луны и передавали оттуда панорамы, также работали без проблем. Почему в таком случае мы должны говорить об опасности холодной сварки именно для Хассельбладов? У Алексея Леонова кинокамеру не заклинило в результате сварки. Тоже был в вакууме.

Для того, чтобы металлы соединились (сварились) в вакууме, нужен плотный контакт металлов (очень плотный), металлы не должны иметь покрытие, металлы должны быть одинаковыми, контакт должен быть продолжительным. В Хассельбладах движущиеся части имели покрытие, не имели плотного контакта, и контактировали не продолжительное время. Ни о какой холодной сварке и речи быть не могло. Ну а если что и сварилось, то болты и гайки. В любом случае, это если и произошло, то уже за прошедшие 50 лет их пребывания на Луне. На аукционную цену это не повлияет.

Вывод - фото/киносъемка на Луне была вполне реальной. Никаких реальных препятствий конспирологи до сих пор найти не смогли.

Наука
7 млн интересуются