Много поколений выросло на сказках об Иване Дурачке в различных вариантах, О богатырях - которые боролись со Змеем –Горынычем, о чуде-юде, Трех богатырях и Соловье разбойнике. Мы не раз слушали эти сказки сами и читали своим детям и внукам и младшим братьям и сестрам. Но мало кто из нас задумывался над вопросом: - А существовал ли реальный человек или событие которые были прообразом тех или иных персонажей. Про колобок не понятно, про богатырей Илью Муромца, Алешу Поповича и Добрыню Никитича более-менее ясно. Не ясно про Соловья разбойника. Кто он? Что за свист такой у него был, что человек не мог устоять на ногах и сносило дома и деревья ? И почему с ним не могли так долго справиться? Вот про Соловья разбойника я и изложу свою версию в сегодняшней публикации.
Образ Волхва в представлении художника Брюсова Валерия Яковлевича
Из прочитанных сказок взрослому человеку несложно сделать вывод что события, связанные с борьбой против Соловья разбойника происходили после крещения Руси, те. в 10 веке и позднее.. Князь Владимир, по прозвищу ‘Ясно-солнышко « «осчастливил» всех людей древней Руси тем, что теперь у них будет новая вера. Те, то с восторгом и радостью приняли решение князя Владимира о смене веры стали добровольно принимать христианскую веру. Большинству людей было трудно противиться воле князя, и они принимали крещение оставаясь при этом язычниками. Двоеверие тогда не пресекалось и с этим явлением не боролись. . Стояла задача хоть как-то продвинуть новую веру в массы. Но были и такие люди которые желали сохранить ту веру, которая у них была до этого . А некоторые не хотели терять власть и влияние на людей , которую они имели ранее. Вот и получилось так, что Соловей разбойник стал олицетворять собой сторонников старой языческой веры. Историю пишут победители. Я, лично ничего не имею против христианства. Но если следовать теории, что вера является консолидирующей силой для общества, то тогда из этого следует однозначный вывод о том, что вера нужна для укрепления государственности. Вера должна быть единой и контролироваться властью. Не исключено. что в обмен на то, что Русь станет частью христианского мира управляемого из Константинополя, князь Владимир получал поддержку оттуда. И военную и материальную. Борьба за власть и междоусобные войны никогда не прекращались. Поддержка Константинополя нужна была ему для укрепления княжеской власти Владимира в нелегкой борьбе за власть. Князь Владимир из ярого язычника быстро стал воинствующим христианином. Началась борьба с инакомыслящими и иноверцами. Если народу не препятствовали до 20-го века иметь двойную веру, то с сильными и авторитетными людьми ситуация была иной. Они подвергались гонениям и публичным казням. Главными противниками князя Владимира в то время являлись волхвы. Волхвы-это вовсе не ругательное слово в Древней Руси.
Волхвы для дохристианской Руси были личностями, не менее значимыми чем князья и старейшины родовых племён. Информация о Волхвах содержится в христианских учениях против язычества, а также исторических фактах о бунтах язычников против распространения новой христианской религии. Там все представлено в негативном свете по отношению к волхвам и язычеству. Многие сильные и известные волхвы, жрецы и служители языческих культов остались безвестными. Их имена на протяжении веков специально выжигались и уничтожались по заказу действующей власти.
Фрагментарные сведения, что достались потомкам, избежав цензуру власти и новой церкви христианской, несут сведения о том, кем были эти волхвы, какое они имели значение, какие имена у них были, чем занимались и какую роль играли в жизни народа населявшего нашу страну. Установлено, что волхвами были не только мужчины, но и женщины, которые упоминаются, в источниках как носители веры.
Волхвы являлись главными проводниками и служителями языческой веры. Волхвы издавна были главными служителями, которые проводили обряды и праздники. Без волхвов не обходился ни один сход на котором решались важные вопросы.
Волхвы наставляли людей и помогали им понять иерархию Богов и свою жизнь. Кроме того они были целителями, ведунами, колдунами, которые умели заниматься волшбой (ворожбой), целительством, гаданиями, предсказаниями, разгадыванием снов и видений. Авторитет у них был очень большой и непререкаемый. Вожди и князья приходили и уходили и часто менялись, а Волхвы оставались. К ним было особое отношение со стороны простых людей и вождей. Мнение волхвов ценилось выше чем мнение и решения вождей и князей.
Князь Владимир стремился к единоличной власти. Он хотел стать первым после бога, важнее которого никого нет. В ходе жестокой и кровопролитной борьбы с противниками его власти Владимир предпочел носителей той религии, которые были более удобны для него лично. Константинополь предложил ему выгодные условия. Волхвы стали ему сильно мешать и оказались враждебно настроенными по отношению к экспансии новой религии и притоку иноземной военной помощи. Волхвы были признаны Владимиром помощниками темных сатанинских сил. Их стали притеснять и преследовать. Их сажали в остроги и темницы. Их заживо сжигали и развеивали прах. Многих волхвов и их приближенных мучили голодной смертью и топили живьем.
Но всех сразу невозможно было поймать и уничтожить. Волхвы и жрецы уходили в леса в окружении людей. И людей было немалое количество. Проповеди и песнопения Волхвов которые завораживали людей стали преподноситься как разбойничий свист. Сила слова исходящая от волхвов была очень большой и значимой. Владимир видел в Волхвах сильную оппозицию. Кстати у Волхвов была и своя письменность. Еще до грамоты изобретенной миссионерами Константинополя - Кириллом и Мефодием , на Руси была своя письменность. Народ не был таким темным и забитым каким его стали представлять впоследствии чужестранцы , занявшие в Российском государстве важные государственные должности. У Волхвов была своя выстроенная иерархия. Были старейшины, были представители веры во многих областях древней Руси. Были те кто жил отшельниками в лесах. Были и такие, кто имел знатное происхождение и голубую княжескую кровь.
Волхв Всеславьевич ( Всеслав Вещий, Всеслав Чародей, жил примерно с 1030 по 1100 гг), который был сыном Брячислава имеющего кровь легендарного Рюрика. Он имел огромное влияние . На шее он носил амулет сделанный из кожи дикого кабана с вкраплением крови самого Рюрика. В единственном источнике «Слово о полку Игореве» имеются сведения о том, что Всеслав обладал даром предсказания, гадания и наваждения и умел превращаться в диких животных. В народных сказаниях и былинах говорилось, что Волхв Всеславьевич умел превращаться в ясного сокола, большого медведя, и разъярённого быка. Там же говорилось, что его отец вручил его в детстве на обучение волхвам. В обучении он провел долгих 22 года и приобрел навыки и знания, которые позволили ему стать лучшим и первым среди остальных. В образе Волхва Всеславьевича были представлены одновременно черты волхва и удельного князя. По другим источникам такое явление как сочетание роли вождя-старейшины и волхва одновременно было распространено в древней Руси повсеместно. В общем, говоря языком современным, народ был недоволен политикой князя Владимира по всеобщей принудительной христианизации населения княжеств и начал протестовать и проявлять сопротивление. Тогда, в те времена не было радио, телевидения ,газет, журналов и телефонов. Главным рупором с помощью которого проводилась политика Верховного князя были проповеди при помощи устной речи и пения. Из Константинополя были призваны миссионеры в большом количестве, которые стали проводниками христианской веры во всех отдаленных и труднодоступных местах Руси. Им оказывалась всемерная помощь и поддержка со стороны князя Владимира и Константинополя. Кстати многие известные и почитаемые храмы и соборы на Руси построены именно миссионерами или их учениками и последователями. (Валаам, Оптина пустынь, Александро – Свирский монастырь, Троице-Сергиева лавра и множество других).
Проводилась массированная пропаганда против волхвов. И методы, и способы были не самыми гуманными.
Во времена Всеслава были настоящие битвы и сражения сторонников языческой веры волхвов против войск князя Владимира. Владимир естественно имел большое преимущество. У него был огромный ресурс и большая помощь со стороны греков. Были восстания в крупных городах таких как Киев, Новгород, Ярославль. Восстания и сопротивление жестоко подавлялись. Людей сжигали живьем целыми селениями. На деньги, полученные от Константинополя Владимир нанимал войска из кочевников- монголов, татар, половцев, хазар и др. Наверное отсюда и была придумана теория для учебников истории о монголо-татарском нашествии. По моему мнению монголо-татарского ига не было на Руси и не могло быть. Были наемники, в составе которых были кочевые племена и монголо-татары в том числе. Но развивать эту тему я пока не буду. Ограничусь тезисами. Так, вот песни и проповеди сторонников старой веры стали называть разбойничьим свистом Соловья –разбойника. Соловей-разбойник-собирательный образ сторонников старой веры славян.
Волхвов поставили вне закона. Их самих и сторонников уничтожали всеми доступными методами и способами. Их всячески дискредитировали при помощи миссионеров, прибывших ,как группа поддержки из заграницы. Христианские проповедники смогли утвердить в умах людей, мысли о том, что славянские волхвы, - это злые колдуны, еретики, отступники, ужасные преступники и чернокнижники. Они якобы были связаны с демонами и силами зла и стремились уничтожить всех людей.
В хрониках имеется описание восстания в Великом Новгороде при князе Глебе. Волхв Евлампиус, являлся противником насаждения новой христианской религии. Он поднял восстание в Новгороде. За князя Глеба выступила его дружина состоящая в основном из представителей кочевых племен и христианские служители - миссионеры. Простое население города и близлежащих мест были однозначно настроены против князя и поддерживали волхвов. Княжеская власть не считалась с верой и убеждениями населения и при помощи головорезов-степняков нанятых на деньги греков жестоко расправилась с восставшими. Народ не хотел принимать христианство. Но сила оказалась сильной. Подавлялось инакомыслие и инаковерие. Сопротивляться новой религии было очень трудно. Чтобы остаться в живых народ либо сбегал в леса и необжитые районы, либо становились двоеверцами. Князь Глеб хитростью и коварством лишил жизни главу восставших Он пригласил Евлампиуса на мирные переговоры и зарубил его безоружного боевым мечом.. Люди лишились предводителя и были вынуждены отступить. Но это вероломство князя Глеба не осталось безнаказанным. Новгородцы все-таки изгнали Глеба со своей земли. И он был убит в 1078 году одним из вождей племени чудь.
Эта информация была взята мною на экскурсии в Несвижском музее князя Радзивилла в Минской области. Интересное место. Это целый дворцов-архитектурный ансамбль на огромной территории. И информации очень много и представлены древние рукописи. Сам я их к сожалению, не смог прочитать из-за того, что не знаю язык древних рукописей. Пришлось верить на слово экскурсоводу по имени Елена Эрнстовна Свигорская. Вот, что я записал еще с ее слов :-
Большим заблуждением является, что на территориях, издавна населённых славянами, до принудительного обращения народов в христианство было язычество в том примитивном виде, которое представлено в учебниках истории. Согласно официальной версии присутствовало язычество, в виде народной, фольклорной веры в сказочных, выдуманных богов, в отличие от глубоких систематизированных знаний о построении мироздания, вселенной и существовании единого истинного Бога.
У славян были и языческие варианты веры. Религиозные представления отдельно взятой группы людей имеют различия в зависимости от уровня нравственного и интеллектуального развития каждого члена этой группы. Как везде и всегда развитие общества неравномерно и имеет неоднородный характер. Были племена с низким уровнем развития. Современных коммуникаций тогда не было и не могло быть. Они приносили богам в жертву убитых животных и людей. Они мясо съедали сами, а души жертв отправляли богу. Тогда это не казалось такой абсурдностью и дикостью, как сейчас. Но более развитые сообщества того времени не одобряли такие жертвы и по возможности старались изменить представления о боге своих соседей. В древней Руси были организованы школы, наподобие церковно-приходских в царской России.
Среди славян имелись развитые люди, которые имели глубокие и системные знания о Едином Боге-Творце во вселенной. Они понимали суть и смысл происхождения человека , как божьем творении, Они считали, что жизнь человеку дана для того. чтобы совершенствовать свое сознание и познавать волю Творца. Человек должен стремиться к духовности и душевной гармонии. единении с самим собой и богом. Таких ученых и продвинутых людей и называли волхвами. Их то и приказано было уничтожать, и именовать соловьями –разбойниками.
Была организована и создана широкая сеть школ для детей и юношей для изучения законов мироздания.
Русь была благодатным местом для развития и сохранения нравственных Божественных законов и семейных ценностей.
В Школы отбирались способные и крепкие юноши . Школа имела два отделения: - Детское и взрослое/, если по нашему, по современному. Оттуда выпускались люли духовно и нравственно подготовленными.
Денег на Руси тогда не было. Преобладало натуральное хозяйство. Духовные школы обеспечивались продовольствием и вещами примерно как в наше время в Таиланде. Каждый желающий мог оказать посильную помощь школе волхвов. Если от дающего принимался дар, то это было для него большой честью. Они были лишены забот о пропитании. Сельские общины к тому же платили за обучение своих делегатов дарами леса и сельского хозяйства. Школы дополнительно к обучению помогали жителям лекарствами, снадобьями, лечении, ветеринарии, размножению и оплодотворению домашних животных. родовспоможении, строительстве домов, поискам воды, предупреждением засух, наводнений, бурь, ураганов и множеством других важных и нужных дед и советов. Люди жили общинами. И те общины, при которых были школы волхвов, жили как одна дружная семья.
Главным предметом в школе было:- общение души человека с Богом.
Проповедовались семейные ценности. Разврата не было, как преподносят некоторые псевдописатели. Сердечная любовь была нормой жизни. Бога-Творца, который был единым богом. Его славяне называли Сварогом. Род –тоже одно из имен единого верховного бога для славян.
От имени бога Род произошли нынешние слова- родители, роды, родственники и другие производные. От слова Сварог произошло слово сотворить, сварганить, обрести. Как много оказывается в нашей жизни осталось от язычества. Не смогли все вытравить и уничтожить.. И это все благодаря волхвам-Соловьям разбойникам.
Святых духов славяне называли Сварожичами , т.е. детьми творца.
Бог Вышень- Всевышний в наше время, и Крышень- покровитель по нашему.
Была Богиня любви Лада. На свадьбах и гуляниях того времени жители общины желали молодожёнам ладить друг с другом, и чтобы всё было ладно.
Был Перун -Бог доблести, мужественности и силы и отваги. Любое общество неоднородно и имеет стратифицированность - расслоение по умениям и навыкам и целеустремлениям.
И в наши дни мы постоянно сталкиваемся и соприкасаемся с наследием язычества наших предков. Вот несколько примеров :
Масленица, - Радоница, - день Ивана Купалы, - Медовый и яблочный спас, -покров. Наша сегодняшняя жизнь переплетена с христианскими и языческими праздниками. Язычество осталось в нас, в нашем подсознании и никуда не ушло. Это и есть память о «соловье- разбойнике».
Воспитание и среда обитания человека имеют важнейшее значение для воспитания человека.
Религия у славян периода 6-12 веков была вовсе не примитивной и абсурдной ,а развитой научной системой. Повторюсь о том, что имелась письменность и системные знания о Творце и астрономии и математике. В школах учили людей для того, чтобы они несли свои знания в массы и открывали все новые и новые школы для других членов человеческого общества.
Славяне того времени не курили и не знали алкоголя. Они пили простоквашу настоянную на травах и с мёдом. К алкоголю славян пристрастили миссионеры из Греции, Константинополя. Может были у миссионеров и какие-то благие намерения на этот счет. Никто всерьез не изучал этот вопрос. Но очень похоже на диверсию со стороны миссионеров из земли греческой. Возможно пьяных людей было легче на что-то сподвигнуть.
Волхвы несли угрозу княжеской власти. Они были реальными конкурентами для власти. Ко всему прочему они умели предсказывать события, выходить в астральный мир и врачевать. Им приписали способность наводить порчу на людей. Но это не больше , чем вымысел направленный на то, чтобы подорвать их авторитет. Былинные герои такие ,как Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович с большой степенью вероятности не были такими уж милыми и хорошими здоровяками , как они изображены в сказках и былинах. Эти богатыри состояли на службе у князей и были проводниками их политики.
Добрыня по приказу князя Владимира уничтожал селения и деревни вместе с культами веры и людьми. Как воевода он участвовал в крещении особо значимых городов Киева и Новгорода. Но он был воспитанником школы волхвов. Добрыня был верным сподвижником князя Владимира . Князь Владимир и сам был приверженцем языческой веры до поры до времени. Пока Владимир придерживался веры волхвов -Добрыня утвердил для Новгорода культ Перуна, который стал главенствующим над всеми другими Богами. Только человек имеющий полномочия от Волхвов мог такое сделать-утвердить культ, ставить святилища и идолов , открывать новые школы для волхвов. Добрыня кроме богатырской силы и железной воли имел дар проповедника и обладал хорошими музыкальными способностями. Музыке, игре на гуслях обучали в школах. Но вера верой, а княжеский указ был для Добрынюшки важнее и главнее , чем служение идеалам. Ослушаться он не мог. Вслед за князем Добрыня сменил веру и стал громить волхвов, т.е. соловьев разбойников. По одной из версий летописцы придумали для волхвов имя «Соловей –разбойник» на основе реального персонажа . Таким был древнерусский волхв Богомил Соловей. Богомил устроил бунт в Великом Новгороде и встал на борьбу против Добрыни и Путяты. Во время восстания он пел песни и говорил речитативом о том, что лучше умереть ,чем отдать на поругание и забвение славянских богов. Добрыня сжег город. Победил огнем непокорных. Теперь мы знаем откуда пошло выражение : - Добрыня крестил Русь огнем. Богомил не сдался в плен. Он умер в огне в 991 году. В более поздние времена с волхвами(соловьями разбойниками) воевал и Илья Муромец.
Восстания были в Суздале в 1024 году и в Ярославле 1071 году и в Ростове в 1091 году. Волхвов нещадно и жестоко казнили. Их топили живьем и вешали на дубах вниз головой. И князья и их сатрапы по сути своей были вероотступниками. Таким образом они, наверное, подавляли свой стыд за содеянные злодеяния.
Из сохранившегося источника Слово о полку Игореве мы знаем историю смерти Олега от коня своего. Олег не поверил предсказаниям волхва о причине своей смерти. Через несколько лет конь Олега умер. Олег похоронил его с воинскими почестями. Ядовитая Змея после смерти коня , свила гнездо в его разложившемся черепе.. Олег пришел на могилу коня своего через несколько лет, чтобы развеять страх свой от давнего предсказания и посмеяться над "глупостью " предсказателя волхва. Олег неосторожно наступил на останки черепа коня своего. Змея укусила Олега в ногу. И Олег умер не прожив и дня после этого. Предсказание волхва сбылось . Поучительная легенда. Но где правда,где вымысел никто не знает с достоверностью. Возможно Олег умер и по другой причине.
В 1410 году в Пскове сожгли двенадцать «женок вещих». В царствование государя Алексея Михайловича, который правил в 1629- 1676гг волхвов заживо сжигали на костре, а женщин ворожей закапывали по грудь в землю. И царская власть подвергала гонениям волхвов и советская власть постаралась. Главным врагом была и осталась официально признанная церковь. Вера волхвов ,соловьев-разбойников оказалась неистребимой. Она живет и сейчас. Гонения прекратились. Язычество совсем не мешает нашей жизни.
Хорошо это или плохо вопрос риторический. На месте государственных деятелей того времени многие из нас возможно бы поступали как князь Владимир. Не от того, что он кому-то из нас глубоко симпатичен. По-другому, наверное, просто нельзя было поступить. И к волхвам у многих людей было бы бы доброе, хорошее отношение. Тем не менее , мы потомки, ничего не имеем против деяний великого князя Владимира. Он вошел в историю как великий реформатор и государственный деятель. И волхвы не зря страдали. Они оставили в наших душах и в нашем сознании все самое лучшее от тех знаний и учений ,которыми они обладали. Это наша история. И мы не должны стесняться своего прошлого. Время было такое.
Буду признателен за комментарии и подписку на мой канал.
С уважением Евгений Баренцев