Вне пределов Китая мало кто знает настоящих мастеров ушу, которые не словом, а делом всей своей жизни демонстрировали своё высокое искусство. В нашей группе уже опубликованы десятки биографий выдающихся китайских мастеров о существовании которых у нас и не подозревали. И один из таких мастеров несомненно Лю Чжицин лаоши. Постепенно устраняю своими скромными трудами сию неровность.
Лю Чжицин (刘志清) (1887-1986), уроженец Наньгуань уезда Гуань, мастер боевых искусств направления Лунсин (龙行) или "Идущего дракона".
Его отец первоначально открыл ювелирный магазин в Тяньцзине, но переехал в Гуань из-за случившегося пожара. В Тяньцзине было много местных боевых искусств которые были популярными, и Лю Чжицин овладел некоторыми из них, когда ему было всего восемь или девять лет.
Когда началось так называемое "Боксёрское восстание" Ихэтуань (义和团), он присоединился к движению со своим старшим и третьим братьями, тогда ему было всего 14 лет. Участвовал в битве при Ланфане (廊坊) против союзных войск восьми держав. В ожесточенном бою, который там произошёл, было много раненых, его третий брат пришел им на помощь, но был убит. С тех пор он твёрдо решил изучать боевые искусства, чтобы защищать свою семью и страну, противостоять насилию и бороться с унижением.
В 1922 году он преподавал боевые искусства в педагогической школе Гуань. В 1924 году он служил учителем боевых искусств в речном бюро Юндин (永定). Зимой 1925 года он вступил в Первую национальную армию Фэн Юйсяна и служил инструктором по боевым искусствам в Корпусе охраны.
В течение этого периода он встретил известного мастера боевых искусств Сунь Лутана (孙禄堂) и они многому научились друг у друга.
После того, как войска двинулись к горе Утайшань (五台山), он поклонился (т.е. стал личным учеником) старейшине храма Тиелинь сы (铁林寺 "Храм непоколебимого леса" или "Храм железног леса", есть и такй вариант в топономике) мастеру Фэнцину (峰青), который практиковал стиль под названием Лунсин сань чжан (龙行三掌) или "Три ладони идущего дракона", таким образом эта система была передана ему.
Летом 1927 года он был вынужден покинуть Национальную армию чтобы присоединиться к Северо-восточному флоту. После инцидента «18 сентября» (или т.н. Мукденский инцидент — подрыв железной дороги около Мукдена (сегодня Шэньян) и последовавшее за этим наступление Квантунской армии Японии на китайские позиции, что стало началом захвата Маньчжурии и предвестием Второй мировой войны на Дальнем Востоке), Лю Чжицин открыл в Харбине небольшой бизнес, чтобы иметь средства для борьбы за справедливость в своей стране.
После основания Китайской Народной Республики он был уже достаточно авторитетным в мире Улинь (武林, "Боевой Лес", сообщество практикующее традиционные боевые искусства). Он выдвинул такую идею как:
Сохранять различия между стилями, но устранять сектантские предрассудки
цунь мэньлэй чжибе, мэньху чжицзянь
存门类之别,除门户之见
И отстаивал идею:
Быть уникальным в своём стиле, но не игнорировать другие школы
цзи яо душу йичжи, юбу пайчи бецзя
既要独树一帜,又不排斥别家
Мастер Лю за многие десятилетия изучал разные боевых искусств, выделяя лучшие из всех школ. Он создал новую школу боевых искусств с уникальным стилем под названием Лунсин (龙行) или "Идущий дракон". Поэтому Лю Чжицин в кругах мастеров боевых искусств известен как Лунсин чжи фу (龙行之父) или «Отец Идущего Дракона».
Всю свою жизнь мастер Лю напряжённо работал, тренировался и результатом этого стало несколько уникальных книг, таких как: Лунсин цзянь (龙行剑) или "Меч идущего дракона", Лунсин дуй цзянь (龙行对剑) "Идущий Дракон против меча", Лунсин дао (龙行刀) или "Сабля идущего дракона", Лунсин шуан цзянь (龙行双剑) или "Парные мечи Идущего Дракона" и так далее.
Мастер Лю Чжицин учился у различных учителей и за более чем 80-летнюю практику боевых искусств накопил колоссальный опыт. Его формы ушу включают в себя много разных #таолу, таких как: лунсин цзянь (龙行剑) или "Меч идущего дракона"、лунъюнь цзянь (龙云剑) или "Меч облачного дракона", лунсин дао (龙行刀) или "Сабля идущего дракона", цянгунь (枪棍) или "Копьё против палки", шуан цзянь (双剑) или "Парные мечи", шуан дао (双刀) или "Парные сабли", шуангоу (双钩) или "Парные крюки", чунцю дадао (春秋大刀) или "Алебарда времён Весны и Осени", шуан тоу цян (双头枪) или "Двуглавое копьё", фанчжан чань ( 方丈铲) или "Лопату буддийского настоятеля", а также различные формы "безоружный против длинного оружия".
А шедевры мастера Лю, такие как "Меч Идущего дракона" (Лунсин цзянь), "Меч облачного дракона" (Юньлун цзянь) и "Сабля идущего дракона" (Лунсин дао) - получили множество наград на Национальной конференции боевых искусств.
Искусство мастера Лю начало распространятся по миру и вслед за премьер-министром Чжоу Эньлаем имело место выступление в разных странах Европы и Азии. В 1959 году Национальная спортивная комиссия также приняла во внимание прекрасные выступления программы «Лун Син Цзянь» при составлении предписанной программы Ушу Уровня А.
В 1979 и 1980 годах он занял первое место на конференциях Национальных боевых искусств проходивших в г. Наньнине и г. Тайюане. В 1979 году Киностудия "Центральные новости" сняла о нем несколько телепередач. До этого мастер Лю был заместителем председателя Харбинского НПКС (Народный политический консультативный совет), заместителем председателя Ассоциации ушу и председателем Ассоциации ушу Харбинского Педагогического Университета.
Умер в 1986 году в возрасте 100 лет.
Воистину, китайское традиционное ушу широко, словно река Хуанхэ, а глубина его неизмерима. Но именно такие мастера как Лю Чжицин являются его драгоценностями, которые и сегодня побуждают людей во всем мире практиковать китайское #ушу.
Удачи в практике!
Данная статья не является учебным пособием, но лишь указывает на личный и постоянный поиск, желательно под присмотром опытного наставника.
С уважением, Глава Общества изучения багуа чжан "БАГУА МЭНЬ" (с) Владимир Амида.