Найти тему
Platforma

Восстания в Царицыне: как в крепости сражались с Емельяном Пугачевым

Оглавление

26 декабря случилось восстание декабристов. Было это в Петербурге, но нам стало интересно — было ли что-то подобное в Царицыне. Когда это был даже не город, а небольшая крепость, когда многие из декабристов даже не родились или были еще слишком малы, чтобы думать о восстаниях.

Оказалось, что было. Отряды Емельяна Пугачева посещали юг нашей страны. Рассказываем вам, как проходила битва, смог ли Царицын отбить 10-тысячное войско самозванца и что пришлось пережить жителям крепости.

Пугачев собирается на юг

Наш город всегда любил быть в центре самых горячих событий. Да и любит до сих пор. И Емельян Пугачев не смог в 1774 году обойти Царицын стороной. Перед наступлением на Москву самозванец понимал, что его войска измотаны, поэтому принял решение сначала посетить юг. Пугачев считал, что на юге его ждет большая поддержка народа, и он не ошибся. Именно благодаря жителям Саратова и Камышина самозванцу удается взять эти города.

Еще 23 октября 1773 г. государственная военная коллегия приказала коменданту Царицына полковнику Цыплетеву собрать все силы гарнизона и выставить заслон по Волге. Чтобы при приближении Пугачева «встретить оного вооруженно, как его самого, так и злодейскую с ним толпу переловить и проход за Волгу всемерно воспрепятствовать…»

Царицын готовится к обороне

Самозванец почтил нашу сторону визитом только летом 1774 года. И тогда казалось, что даже исполнение прошлогоднего указания не поможет, потому что у Емельяна была 10-тысячная, хоть и ослабленная, армия. А гарнизон Царицына был ничтожно мал. Но Цыплетев все равно готовится к обороне и перебрасывает в крепость войска со всех окрестностей.

Начинается мобилизация. Сарепта остается без защиты, а потому будет очень скоро захвачена Пугачевым. Все гарнизоны сторожевой линии тоже переводятся в город. Все поселения, которые находятся за пределами крепости и не имеют стен сжигаются. Остатки отрядов из Дубовки, Камышина и Саратова направляются в Царицын.

План Царицына, 1751 год
План Царицына, 1751 год

К моменту подхода самозванца к стенам крепости Цыплетев уже готов встретить его 6-тысячной армией и 73 орудиями. Часть орудий устанавливают на стенах крепости, а часть – на судах на Волге, создавая за счёт этого сложный перекрёстный огонь. Комендант полковник Цыплетев в донесении Екатерине II писал: «…Город уныл и в опасности… Я ободряю царицынских жителей и войска, обнадеживая Вашею милостью, если они геройски отстоят город. Жду к себе Багратиона с Бухден, требую донских казаков…»

Бой против пугачевцев

Пугачев вместе со своей артиллерией встал на Сибирь-горе. Это там, где сейчас начинается улица Невская — за вокзальным мостом. И в те времена, когда не было никаких вообще зданий вокруг, а лишь одна крепость стояла в нескольких километрах (а может и в одном) — её очень удобно было обстреливать. В некоторых исторических сводках написано, что снаряды даже перелетали через Царицын сразу в Волгу.

В битве Пугачев потерял 500 человек, но это не точно, может и меньше. Бой продолжался около пяти часов. Узнав, что к городу подходит карательный отряд полковника Михельсона, Пугачев обогнул крепость и отступил на юг, к Сарепте. Этого полковника самозванец не зря боялся — именно он окончательно разобьет разбойнические отряды. В решительном сражении у Черного Яра Емельян Пугачев потерял 2000 убитых, 6000 пленных, а также 24 орудия, около 600 подвод с припасами и различным имуществом.

-3

Что происходило в крепости после отступления Пугачева

В Царицыне осталось большое количество пленных пугачевцев. Кормить их было нечем, поэтому их отправляли в другие города. По дороге многие умирали: из отправленных 85 человек в г. Петровск дошло только 3, в Саратов из 106 человек дошло только 17.

Писатель Леопольдов, живший в Саратове, описывал события, происходившие в Царицыне после изгнания Пугачева так: «Жители Царицына были свидетелями наказаний всех уличенных в соумышленности с самозванцем; еще 31 августа казнили здесь трех донских казаков: Колесникова, Копеичкина и Мордвинова, дворовых людей Васигина и Рогова повесили, многих секли кнутом и плетьми. Михельсон на другой день после битвы 25 августа отослал в Царицын целые толпы пленных… начался голод, ни людям, ни лошадям есть нечего, народ питался желудями… Каждый день в городе казни, экзекуции…».

Царицын акварелью. Картина 1804 года, написанная с Сибирь-горы
Царицын акварелью. Картина 1804 года, написанная с Сибирь-горы

Автор: Элизабет Гюрджян