Найти тему
Мансарда книголюба

«За день до послезавтра» пахнет кровью

Давненько я не бралась за рубрику #о_высоком, хотя за прошедшее время было с жадностью поглощено изрядное количество «книг для мальчиков» по меткому выражению Андрея Кравеца. Сей великолепный чтец, к слову, любой текст превращает в аудио-блокбастер. Если бы у нас так снимали кино, как Андрей озвучивает книги, наш кинематограф завоевал бы мир. И это при том, что аудиокниги я не люблю, и за прослушивание взялась исключительно из необходимости оптимизировать временны́е затраты. Ни на секунду не пожалела и люто рекомендую оценить. Канал на ютубе открыт и доступен.

Это, впрочем, лирическое отступление, а поговорить я сегодня хотела о монументальной книге Сергея Анисимова «За день до послезавтра». Вернее, о серии из трёх книг: «За день до послезавтра», «Позади Москва» и «Гнев терпеливого человека».

Повторюсь, книг в жанре боевой фантастики Ваш покорный автор приносит глубочайшие извинения за некорректное использование термина «жанр», но оно слишком плотно вошло во всеобщее употребление впитано было со времени последней публикации преизрядное количество, вот только до настоящего момента ни ум, ни сердце не тронула ни одна. Максимум, развлекла пара-другая. Виной тому несравненный Сурен Сейранович Цормудян, задравший планку для данного жанра на уровень действительно высокой литературы. «За день до послезавтра», на первый взгляд просто одна из многих, тронула и ум, и сердце. Привычное уже «Не Цормудян» прозвучало в этот раз не в смысле провала по качеству, а в смысле другой темы да чуть менее близкого мне образа автора в тексте. Но обо всём по порядку.

Серия из трёх книг рассказывает о третьей мировой войне. Это уже не столько боевая фантастика, сколько альтернативная история. Первая часть серии издана в 2014-м году, и пишет Сергей Анисимов про настоящее на тот момент время. Узнаваемые имена политиков и журналистов, узнаваемые события. Пугающая реалистичность. И глубокий анализ работы пропаганды от лица героев книги, находящихся по обе стороны конфликта. Не до конца безошибочный, если примерять его на реальность, но абсолютно обоснованный в рамках событий книги. Многие читатели в комментариях называли книгу пугающе пророческой, и «как бы не случилось в реальности так же», но я с этими высказываниями, пожалуй, не соглашусь. Несомненно, Автор верно ощущает напряжение в мировом информационном пространстве. Но интерпретирует его как «дискриминация образа России для оправдания миротворческой операции на её территории». Главным антагонистом здесь выступают Соединённые Штаты, по инициативе которых в «миротворческую операцию» втягивается весь просвещённый запад. В реальности, само собой, мировой капитал сначала доест более мелкие страны и республики, а уж потом постарается распилить хоть и не мирового лидера, но всё же способную серьёзно огрызнуться державу. Впрочем, в рамках книги логика событий выстроена пугающе живо и последовательно.

Сергей Владимирович Анисимов. Фото бессовестно утащено из соцсетей
Сергей Владимирович Анисимов. Фото бессовестно утащено из соцсетей

Главных героев в истории несколько, но на них не сделан основной акцент. Будто кинооператор лишь иногда приближает камеру посмотреть, «а как тут, кстати, у Николая Ляхина дела». За основными событиями читатель наблюдает то с экранов телевизора, то из радиоэфиров, а то и глазами вражеских полковников. Из-за этого картина выглядит полной, всеобъемлющей и непредвзятой, а сами главные герои, которые всё же имеются, не становятся супергероями, успевающими во все ключевые сражения. Это простые люди с непростыми характерами и в, мягко говоря, непростых условиях. Не все герои даже доживают до конца войны. И эта их смертность тоже делает их живыми вместе с их словами и действиями, с их надеждами и страхами.

За что не могу не похвалить Сергея Анисимова, так это за умение создать атмосферу. Повествование охватывает немалое пространство и время: мы оказываемся то под пулемётными очередями в пригороде Санкт-Петербурга, то в квартире приютившей раненных курсантов женщины в Калининграде, то в вертолёте американских миротворческих сил над российской глубинкой. И в отличие от большинства современной прозы ни места, ни события, ни их участники не являются клонами друг друга, порождёнными пустой головой автора. Оказавшись с отрядом бойцов под градом пуль, буквально чувствуешь запах крови, чувствуешь, как под тобой дрожит земля от суровой поступи танков. Ощущаешь боль товарищей по оружию. Слушая речь американского полковника, забываешь, что речь написана русским языком. Другой ритм, другой эмоциональный окрас. Усиливают эффект малозаметные с первого прочтения детали вроде сравнения панели управления американского вертолёта с панелью управления «Аполлона». Сравнивает американец, и из-за того, что он говорит не «космический корабль», а именно «Аполлон», сразу возникает понимание, что это не твой земляк, у него подобные технологии ассоциируются не с «Восходом».

Благодаря этой живой, дышащей, местами кричащей от боли и усталости атмосфере Сергею Анисимову удаётся не просто тронуть пару струн в душе читателя, а некоторые даже порвать, отыграв на них рок-концерт. Война – это неправильно, страшно, это больше, чем плохо. То, что происходит в мире сейчас – это неправильно, потому что ведёт к войне. Этими мыслями повествование пропитано от первой до последней строки. И всё, что происходит в книге, воображение очень легко примеряет на реальность даже сейчас, когда мы уже знаем, что в 2014-м году мировой капитал ограничился Украиной, разломав её на шестерёнки, как старые часы в поисках драгоценных камешков. Книга напоминает, что угроза мировой войны никуда не делась. Капитал, разрастаясь, пожирает страны, высасывает колонии, а когда ему становится некуда расти, он начинает пожирать себя.

Карикатура с просторов сети
Карикатура с просторов сети

Устами героев книги озвучиваются разные идеи и мысли. Есть исполняющие долг российские военные, есть самоотверженные партизаны, есть испуганные местные жители, старающиеся переждать и пересидеть. Очень много (как мне кажется, слишком пессимистично много) тех, кто встречает «освободителей от путинской тирании» с радостью. Среди «миротворцев» есть как расчётливые руководители высшего эшелона, прекрасно понимающие, зачем провоцируется война, так и заряженные пропагандой паладины священной демократии. И так же есть военные, просто исполняющие свой долг или зарабатывающие блестяшку на плечо. Николай Ляхин – скрепляющий всё повествование персонаж – упоминает, что ему не близки идеи коммунизма, но эти идеи в прошлый раз помогли победить, да и вместе мы все сильнее. Невольно вспоминаются слова одного великолепного писателя про товарища по цеху: «Он за всё хорошее против всего плохого, значит, он коммунист, просто ещё об этом не знает».

Минусом книги для меня стал так называемый «вирус здравомыслия». Искусственно выведенный лёгкий родственник гриппа с побочным эффектом у некоторых переболевших – возникновением критического мышления. Перелом в войне случился из-за потери силы пропаганды над умами людей, и как следствие, потери боевого духа армии «миротворцев». В сюжете достаточно других обоснований победы для того, чтобы можно было исключить ветку с вирусом. Проблема даже не в его фантастичности, которую не сгладили ни логичные объяснения медицинских аналитиков, ни правдоподобные термины. Автор имеет множество научных трудов по медицине, и у меня нет повода сомневаться в его авторитете в этом плане. Проблема в том, что вирус ослабляет идею книги, хотя предназначен её усиливать.

К началу войны «миротворцы» подготовили добротный информационный фон. Дикие русские не могут обеспечить безопасность своих атомных реакторов и атомных подлодок, чем представляют угрозу всему миру (затопленная лодка и террористическая атака на АЭС, хоть и отбитая, прилагаются). Дикие русские напали на соседнюю державу (какую, когда и почему – уже не актуально, но, кажется, где-то в Прибалтике). Из русского оружия убит вице-канцлер Германии (крайне неудобный для руководства США, но это детали). Тирания Путина достигла недопустимых пределов. Весь мир приветствует отважных «миротворцев», несущих варварам демократию.

-4

А через несколько месяцев уже известно, что никакого нападения на прибалтийские страны не было, и что подлодка утонула не сама. В мировые СМИ проникла информация об ужасающих бесчинствах «миротворцев», отчаянно косплеящих войска СС. Сами русские, отступив в глубь страны, подсобрали в один кулак технику и кадровый состав, после чего смогли перейти в наступление (на применение ядерного боезапаса обе стороны не пошли). На фоне этих последовательных и логичных событий вирус, внезапно прочистивший мозги мировому сообществу и спровоцировавший массу самоубийств среди одумавшихся вражеских офицеров, выглядит роялем в кустах. Интереснее было бы наблюдать за ходом информационной и фактической войны без лишней гирьки на весах.

Но впрочем, это моё субъективное мнение. Всё же целью Автора, как мне показалось, были донесение мысли о всесильности бессовестной пропаганды и призыв к критическому восприятию. И надо сказать, во время прочтения я не раз подумала о том, что нам бы в реальности подобный вирус не помешал. А то в последнее время такое количество поклонников Дудя и Познера вокруг, что Сергей Анисимов перестаёт казаться пессимистом.

В заключение хочу сказать, что трилогия более чем достойна ознакомления. Сильная, страшная и очень живая, она, несомненно, не раз сделает вам больно, но оставит правильное послевкусие. В ней есть место и красивому героическому подвигу, и надежде, и человечности. Только не увлекайтесь вслед за Автором делением на своих и чужих по географическому признаку. Всё же стоит не забывать о том, что истинное единство – классовое – наднационально.