В истории мира насчитывается огромное количества гениев военного искусства — Александр Македонский, Цезарь, Наполеон и, конечно, величайший русский полководец Александр Васильевич Суворов (1730—1800), о котором и пойдёт речь.
Суворов являл собою тип русского человека в лучшем, своём воплощении. Он завоевал всеобщую любовь современников, какой не пользовался, по крайней мере при жизни, даже Пушкин. Солдаты, офицеры и генералы готовы были умереть, но выполнить его приказ, – и потому побеждали любого противника. Кто-то определял талант полководца, как способность принимать безошибочные решения в условиях острого дефицита времени и достоверной информации.
Он был больше, чем гений! Второго Суворова у России не будет никогда. Слуга царю, отец солдатам, не проигравший ни одной битвы, военачальник, защитник Отечества, однажды сказал:
«Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдет там Фермопилы, Леонида и свой гроб».
В его книге «Наука побеждать» есть интересный момент о том, как должен справляться с болезнью в походах русский солдат.
Наука побеждать.
Бойся богадельни. Немецкие лекарствица издалека, тухлые, всплошь бессильны и вредны. Русской солдат к ним не привык. У вас есть в артелях корешки, травушки, муравушки. Солдат дорог, береги здоровье, чисти желудок коли засорился; голод – лучшее лекарство. Кто не бережет людей – офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет. Жидок желудок, есть хочется – по закате солнышка немного пустой кашки с хлебцом, а в крепком желудке – буквица в теплой воде или корень коневьего щавеля.
Помните, господа! полевой лечебник штаб-лекаря Белопольского. В горячке ничего не ешь, хоть до 12 дней, а пей солдатский квасок, то и лекарство, а в лихорадке не пей, не ешь. Штраф, за что себя не берег: лишь бы Бог дал здоровья. Богадельни: первой день мягкая постель, второй день французская похлёбка, третий день её, братец, домовище к себе и тащит. Один умирает, десятеро хлебают его смертельный дух. В лагере больные, слабые, хворые в шалашах, не в деревнях: воздух чище. Хоть без лазарету и вовсе быть нельзя, тут не надобно жалеть денег на хорошие лекарства, коли есть где купить сверх своих и на прочие выгоды без прихотей. Да всё это неважно: мы умеем себя беречь; где умирает от ста один человек, у нас и от 500 в месяц меньше умрет. Здоровому – питьё, еда, больному – воздух, питьё, еда.
Суворов был патриотом, считавшим Россию уникальной страной: «Природа произвела Россию только одну. Он выучил и дал проявить себя множеству талантливых военачальников: от Багратиона до Кутузова, благодаря которым и отстояли Россию в Отечественной войне 1812 года. Суворов навеки остался в благодарной памяти народа и в военных учебниках, как непревзойденный образец патриотизма и воинского искусства. Равняться на него, учиться у него и уважать его мы продолжаем по сей день.