Найти в Дзене
Москва памятная

Введенское кладбище. Где похоронен один из отцов- основателей советской фантастики и другие выдающиеся литераторы

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Предлагаю вашему вниманию продолжение виртуальной экскурсии по Введенскому кладбищу, одному из самых известных и интересных московских некрополей.
Сегодня мы продолжаем говорить о известных советских литераторах нашедших на нем свой последний приют.

Казанцев Александр Петрович (1906-2002)

Замечательный советский ученый-изобретатель, писатель-фантаст, участник Великой Отечественной войны, кавалер пяти боевых орденов и множества медалей.

Родился 2 сентября 1906 года в Акмолинске. Окончил Томский технологический институт, работал инженером-механиком на Белорецком металлургическом заводе, где стал автором нескольких изобретений. В дальнейшем был переведен в Москву где был назначен заведующим лаборатории Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики.
В 1936 году в соавторстве с И. С. Шапиро написал сценарий фантастического фильма «Аренида», который позже стал сюжетной основной его первого романа «Пылающий остров».

-2

Впервые роман был опубликован на страницах газеты «Пионерская правда» в 1940 – 1941 годах.
Во время Великой Отечественной войны Александр Казанцев находился в действующей армии с 24 июня 1941 года до самой Победы, которую он встретил в Вене.

-3

Начав войну помощником командира саперного батальона по технической части в победном 1945 году Александр Казанцев был уполномоченным комитета обороны, в звании полковника.

После увольнения в запас он полностью посвящает себя литературной работе.
В 1946 году в печати появляется его рассказ «Взрыв» в буквальном смысле слова взорвавший сознание советский людей особенно молодежи. Казанцев выдвигает теорию о том, что знаменитый Тунгусский метеорит был ничем иным, как кораблем пришельцев потерпевшим катастрофу при попытке приземления в сибирской тайге. В дальнейшем Казанцев организует экспедицию к месту взрыва и сам принимает в ней участие.
Таким образом, можно утверждать, что Александр Петрович стал основоположником отечественной уфологии.

Фантастика в его произведениях перемежается с романтикой покорения крайнего севера.
В послевоенные годы он совершает два рейса на ледоколе «Георгий Седов».
Впечатления накопленные в этих экспедициях находят отражение в его книгах «Арктический мост», «Мол „Северный“» «Льды возвращаются».

Одним из наиболее значительных фантастических произведений автора становится роман «Внуки Марса», который был экранизирован под названием «Планета бурь».

-4

Говорят, что этот фильм вдохновил Лукаса на создание «Звездных войн». Все может быть. Доподлинно известно, что фильм был приобретен американцами и перемонтирован так, что советские космонавты стали астронавтами НАСА.

В 60-е годы прошлого столетия происходит переосмысление ценностей в обществе в целом и в литературе в частности. Лидерами советской фантастики и кумирами молодежи становятся Иван Ефремов, братья Стругацкие и некоторые другие молодые авторы. Творчество Казанцева становится модно критиковать и обвинять в консерватизме.
Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале 1970-х, когда режим Брежнева уже вполне утвердился и «оттепель» 1960-х годов окончательно ушла в прошлое. В этот период им написаны романы «Сильнее времени» (1973), «Фаэты» (1974), «Купол Надежды» (1980).
В 1981 году Казанцев публикует автобиографическую книгу «Пунктир воспоминаний» и становится лауреатом премии «Аэлита» за вклад в развитие фантастики.
Александр Петрович Казанцев продолжал много и плодотворно работать буквально до последних дней своей жизни, а прожил он 96 лет.
В 80-е 90-е годы прошлого века он написал такие произведения, как «Острее шпаги», «Клокочущая пустота», «Тайна нуля», «Донкихоты Вселенной», «Спустя тысячелетие», «Иномиры». Свои последние книги историко-фантастическую дилогию «Звезда Нострадамуса» и фантастико-автобиографический роман «Фантаст» он написал в соавторстве с сыном Никитой Александровичем Казанцевым.

Александр Петрович Казанцев скончался 13 сентября 2002 года на своей даче в Переделкино. Похоронен на 25-м участке Введенского кладбища

-5

Козаков Михаил Эммануилович (1897 – 1954)

-6

Известный советский писатель и драматург, отец знаменитого советского актера и режиссера Михаила Козакова.
Родился на станции Ромодан Полтавской губернии в еврейской семье. В 1916 году окончил гимназию в городе Лубны и поступил в Киевский университет, однако последовавшие вскоре революционные события вынудили его прервать обучение.
В январе 1919-го был назначен комиссаром труда, исполкома Совета рабочих депутатов города Лубны, вошел в редколлегию местных «Известий» и стал корреспондентом телеграфного агентства РОСТА. Во время августовского наступления Деникина в том же году был назначен ответственным за эвакуацию местного населения, в качестве комиссара сопровождал эшелон до Казани, где в 1920 году поступил в местный университет. Однако вскоре вынужден был перебраться в Петроград, где наконец то окончил юридический факультет университета.
Печататься начал в 1923 году, в 1924-м вышел первый сборник рассказов «Попугаево счастье».
За первой книгой последовали повести «Мещанин Адамейко», «Полтора хама», «Человек, падающий ниц» и несколько сборников рассказов.

В тридцатые годы был главным редактором журнала «Литературный современник», сотрудником газеты «Литературный Ленинград».
В 1932 году по его сценарию была снята кинокартина «Блестящая карьера» — «о патриотизме молодого советского инженера, командированного за границу».
В 1934 году Михаил Козаков входил в группу литераторов направленных в «творческую командировку» на Беломорканал и написавших потом коллективную книгу «Канал имени Сталина».
Был автором пьес «Чекисты», «Золотой обруч», «Преступления на улице Марата», «Преступления на улице Марата» и другие шли в театрах Москвы, Ленинграда и других городов СССР.

Главным произведением Козакова стал роман-эпопея в четырех частях «Крушение империи» посвящённый пред революционным и революционным годам в России. В окончательной редакции роман был опубликован только после смерти писателя и остался почти незамеченным критикой, а сегодня практически забыт.
Скончался Михаил Эммануилович Козаков в декабре 1957 года. Похоронен на 5-м участке Введенского кладбища (семейное захоронение).

-7

Парнок София Яковлевна (1885-1933)

-8

Поэтесса Серебряного века, которую называют русской Сафо.

Родилась в Таганроге, в зажиточной еврейской семье. Отец Яков Соломонович Парнох провизор и владелец аптеки, потомственный почётный гражданин Таганрога.
Мать Александра Абрамовна врач. Ранняя смерть матери и не сложившиеся отношения с мачехой, её бывшей гувернанткой привели к тому, что девушка сразу же после окончания гимназии покинула родной дом. Она жила в Швейцарии, где училась в Женевской консерватории, а по возвращении в Россию занималась на Бестужевских курсах.
Печатать стихи начала с 1906 года.
Была замужем за литератором В. М. Волькенштейном но брак, заключённый по иудейскому обряду был недолгим.
После этого демонстративно уделяла внимание исключительно женщинам, что нашло отражение в её лирике. В 1909 году приняла православие.
С 1913 года печаталась в журнале «Северные записки», где кроме стихов публиковала переводы с французского и критические статьи под псевдонимом «Андрей Полянин».
Как литературный критик отличалась весьма объективной, корректной и взвешенной оценкой творчества того или иного поэта.
Ей принадлежат сжатые и чёткие характеристики поэтики Мандельштама, Ахматовой, Ходасевича, Игоря Северянина и других поэтов Серебренного века.
Пожалуй, единственный современник, которого она откровенно не любила и подвергала жёсткой критике был Валерий Брюсов.
В 1914 году произошло её знакомство с Мариной Цветаевой переросшее в бурный роман длившийся два года.
Цветаева посвятила ей цикл стихотворений «Подруга», в который в частности вошло «Под лаской плюшевого пледа…» ставшее в наше время известным романсом.
Первый сборник Софии Парнок «Стихотворения» вышел в Петрограде в 1916 году и встретил о положительные отклики критики.
После революции жила в Крыму, а в Москву вернулась в начале 20-х годов.
Выпустила четыре сборника стихов и продолжала заниматься литературно-критической деятельностью.
Её последней любовью стала физик-теоретик Нина Веденеева которую она в своих стихах называла «Седой музой».
24 июня 1930 года в Большом театре с триумфальным успехом состоялась премьера оперы А. Спендиарова «Алмаст» по либретто Софии Парнок.

Скончалась «русская Сафо» 26 августа 1933 года от сердечного приступа.
Похоронена на 19-м участке Введенского кладбища.

-9

На этом мои уважаемые читатели и подписчики позвольте сегодня прерваться. Прежде чем пожелать вам всего доброго хочу поздравить вас всех со СВЕТЛЫМ ХРИСТОВЫМ ВОСКРЕСЕНЬЕМ!
Храни нас Господь от всяких бед и пусть будут счастливы наши дети и внуки.

-10