Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Предлагаю вашему вниманию продолжение виртуальной экскурсии по Введенскому кладбищу, одному из самых известных и интересных московских некрополей.
Сегодня мы продолжаем говорить о известных советских литераторах нашедших на нем свой последний приют.
Казанцев Александр Петрович (1906-2002)
Замечательный советский ученый-изобретатель, писатель-фантаст, участник Великой Отечественной войны, кавалер пяти боевых орденов и множества медалей.
Родился 2 сентября 1906 года в Акмолинске. Окончил Томский технологический институт, работал инженером-механиком на Белорецком металлургическом заводе, где стал автором нескольких изобретений. В дальнейшем был переведен в Москву где был назначен заведующим лаборатории Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики.
В 1936 году в соавторстве с И. С. Шапиро написал сценарий фантастического фильма «Аренида», который позже стал сюжетной основной его первого романа «Пылающий остров».
Впервые роман был опубликован на страницах газеты «Пионерская правда» в 1940 – 1941 годах.
Во время Великой Отечественной войны Александр Казанцев находился в действующей армии с 24 июня 1941 года до самой Победы, которую он встретил в Вене.
Начав войну помощником командира саперного батальона по технической части в победном 1945 году Александр Казанцев был уполномоченным комитета обороны, в звании полковника.
После увольнения в запас он полностью посвящает себя литературной работе.
В 1946 году в печати появляется его рассказ «Взрыв» в буквальном смысле слова взорвавший сознание советский людей особенно молодежи. Казанцев выдвигает теорию о том, что знаменитый Тунгусский метеорит был ничем иным, как кораблем пришельцев потерпевшим катастрофу при попытке приземления в сибирской тайге. В дальнейшем Казанцев организует экспедицию к месту взрыва и сам принимает в ней участие.
Таким образом, можно утверждать, что Александр Петрович стал основоположником отечественной уфологии.
Фантастика в его произведениях перемежается с романтикой покорения крайнего севера.
В послевоенные годы он совершает два рейса на ледоколе «Георгий Седов».
Впечатления накопленные в этих экспедициях находят отражение в его книгах «Арктический мост», «Мол „Северный“» «Льды возвращаются».
Одним из наиболее значительных фантастических произведений автора становится роман «Внуки Марса», который был экранизирован под названием «Планета бурь».
Говорят, что этот фильм вдохновил Лукаса на создание «Звездных войн». Все может быть. Доподлинно известно, что фильм был приобретен американцами и перемонтирован так, что советские космонавты стали астронавтами НАСА.
В 60-е годы прошлого столетия происходит переосмысление ценностей в обществе в целом и в литературе в частности. Лидерами советской фантастики и кумирами молодежи становятся Иван Ефремов, братья Стругацкие и некоторые другие молодые авторы. Творчество Казанцева становится модно критиковать и обвинять в консерватизме.
Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале 1970-х, когда режим Брежнева уже вполне утвердился и «оттепель» 1960-х годов окончательно ушла в прошлое. В этот период им написаны романы «Сильнее времени» (1973), «Фаэты» (1974), «Купол Надежды» (1980).
В 1981 году Казанцев публикует автобиографическую книгу «Пунктир воспоминаний» и становится лауреатом премии «Аэлита» за вклад в развитие фантастики.
Александр Петрович Казанцев продолжал много и плодотворно работать буквально до последних дней своей жизни, а прожил он 96 лет.
В 80-е 90-е годы прошлого века он написал такие произведения, как «Острее шпаги», «Клокочущая пустота», «Тайна нуля», «Донкихоты Вселенной», «Спустя тысячелетие», «Иномиры». Свои последние книги историко-фантастическую дилогию «Звезда Нострадамуса» и фантастико-автобиографический роман «Фантаст» он написал в соавторстве с сыном Никитой Александровичем Казанцевым.
Александр Петрович Казанцев скончался 13 сентября 2002 года на своей даче в Переделкино. Похоронен на 25-м участке Введенского кладбища
Козаков Михаил Эммануилович (1897 – 1954)
Известный советский писатель и драматург, отец знаменитого советского актера и режиссера Михаила Козакова.
Родился на станции Ромодан Полтавской губернии в еврейской семье. В 1916 году окончил гимназию в городе Лубны и поступил в Киевский университет, однако последовавшие вскоре революционные события вынудили его прервать обучение.
В январе 1919-го был назначен комиссаром труда, исполкома Совета рабочих депутатов города Лубны, вошел в редколлегию местных «Известий» и стал корреспондентом телеграфного агентства РОСТА. Во время августовского наступления Деникина в том же году был назначен ответственным за эвакуацию местного населения, в качестве комиссара сопровождал эшелон до Казани, где в 1920 году поступил в местный университет. Однако вскоре вынужден был перебраться в Петроград, где наконец то окончил юридический факультет университета.
Печататься начал в 1923 году, в 1924-м вышел первый сборник рассказов «Попугаево счастье».
За первой книгой последовали повести «Мещанин Адамейко», «Полтора хама», «Человек, падающий ниц» и несколько сборников рассказов.
В тридцатые годы был главным редактором журнала «Литературный современник», сотрудником газеты «Литературный Ленинград».
В 1932 году по его сценарию была снята кинокартина «Блестящая карьера» — «о патриотизме молодого советского инженера, командированного за границу».
В 1934 году Михаил Козаков входил в группу литераторов направленных в «творческую командировку» на Беломорканал и написавших потом коллективную книгу «Канал имени Сталина».
Был автором пьес «Чекисты», «Золотой обруч», «Преступления на улице Марата», «Преступления на улице Марата» и другие шли в театрах Москвы, Ленинграда и других городов СССР.
Главным произведением Козакова стал роман-эпопея в четырех частях «Крушение империи» посвящённый пред революционным и революционным годам в России. В окончательной редакции роман был опубликован только после смерти писателя и остался почти незамеченным критикой, а сегодня практически забыт.
Скончался Михаил Эммануилович Козаков в декабре 1957 года. Похоронен на 5-м участке Введенского кладбища (семейное захоронение).
Парнок София Яковлевна (1885-1933)
Поэтесса Серебряного века, которую называют русской Сафо.
Родилась в Таганроге, в зажиточной еврейской семье. Отец Яков Соломонович Парнох провизор и владелец аптеки, потомственный почётный гражданин Таганрога.
Мать Александра Абрамовна врач. Ранняя смерть матери и не сложившиеся отношения с мачехой, её бывшей гувернанткой привели к тому, что девушка сразу же после окончания гимназии покинула родной дом. Она жила в Швейцарии, где училась в Женевской консерватории, а по возвращении в Россию занималась на Бестужевских курсах.
Печатать стихи начала с 1906 года.
Была замужем за литератором В. М. Волькенштейном но брак, заключённый по иудейскому обряду был недолгим.
После этого демонстративно уделяла внимание исключительно женщинам, что нашло отражение в её лирике. В 1909 году приняла православие.
С 1913 года печаталась в журнале «Северные записки», где кроме стихов публиковала переводы с французского и критические статьи под псевдонимом «Андрей Полянин».
Как литературный критик отличалась весьма объективной, корректной и взвешенной оценкой творчества того или иного поэта.
Ей принадлежат сжатые и чёткие характеристики поэтики Мандельштама, Ахматовой, Ходасевича, Игоря Северянина и других поэтов Серебренного века.
Пожалуй, единственный современник, которого она откровенно не любила и подвергала жёсткой критике был Валерий Брюсов.
В 1914 году произошло её знакомство с Мариной Цветаевой переросшее в бурный роман длившийся два года.
Цветаева посвятила ей цикл стихотворений «Подруга», в который в частности вошло «Под лаской плюшевого пледа…» ставшее в наше время известным романсом.
Первый сборник Софии Парнок «Стихотворения» вышел в Петрограде в 1916 году и встретил о положительные отклики критики.
После революции жила в Крыму, а в Москву вернулась в начале 20-х годов.
Выпустила четыре сборника стихов и продолжала заниматься литературно-критической деятельностью.
Её последней любовью стала физик-теоретик Нина Веденеева которую она в своих стихах называла «Седой музой».
24 июня 1930 года в Большом театре с триумфальным успехом состоялась премьера оперы А. Спендиарова «Алмаст» по либретто Софии Парнок.
Скончалась «русская Сафо» 26 августа 1933 года от сердечного приступа.
Похоронена на 19-м участке Введенского кладбища.
На этом мои уважаемые читатели и подписчики позвольте сегодня прерваться. Прежде чем пожелать вам всего доброго хочу поздравить вас всех со СВЕТЛЫМ ХРИСТОВЫМ ВОСКРЕСЕНЬЕМ!
Храни нас Господь от всяких бед и пусть будут счастливы наши дети и внуки.