Великая Отечественная война 1941-1945 годов перевернула уклад жизни абсолютно всех людей в стране. Включая, конечно, и тех, кто не пошел воевать и жил в регионах, далеких от военных действий.
С началом войны на территории страны начались грандиозные изменения
В частности, стартовало гигантское по своим масштабам перебазирование промышленных предприятий. Массовый переезд заводов и фабрик изменил экономический облик многих тыловых регионов СССР. Причем не только на время войны, но и на все послевоенное время.
Крупным центром размещения заводов, фабрик, эвакуированного населения, хозяйственных объектов и ценностей культуры стало Поволжье.
* Некоторые данные по этой теме содержатся в научной статье под названием "Эвакуация промышленных предприятий в Саратовскую область и социально-бытовые проблемы рабочих кадров (1941–1945 годы)".
Автор - С.О. Козурман, Саратовский государственный университет.
Статья опубликована на сайте научной электронной библиотеки "КиберЛенинка" (адрес - cyberleninka точка ru).
Как пишет автор, важная роль в процессах эвакуации промышленности была отведена Саратовской области.
"Точное количество перебазированных предприятий высчитать почти невозможно.
Это обусловлено самой спецификой перебазирования.
Эвакуируемое предприятие могло прибыть полностью, т.е. со всем оборудованием и рабочими. Завод в равной степени мог быть разделён на несколько частей и отправлен в разные места СССР. Могло прибыть только оборудование или его часть, наконец, от предприятия приезжали только рабочие, причём не в полном составе".
По оценке исследователя в Саратовскую область были эвакуированы около 100 заводов, фабрик и ремонтных мастерских. Больше всего среди них было предприятий пищевой промышленности, а также авиационных и электротехнических заводов.
Восстанавливать выпуск продукции рабочим приходилось в невиданно сжатые сроки, а между тем, по оценке специалистов того времени, для успешного восстановления производства требовалось около года и больше.
Условия жизни из-за всех событий ухудшились для всех.
Из-за массового прибытия эвакуированных людей стало не хватать жилья.
"Бытовая скученность стала неотъемлемым элементом повседневной жизни горожан" (Лихоманов М.И., "Размещение и использование эвакуированного населения в восточных районах // Советский тыл в Великую Отечественную…", с. 188).
13 сентября 1941 года власть издала постановление "О строительстве жилых помещений для эвакуированного населения".
Предполагалось возвести различные сооружения упрощенного типа, наподобие бараков, землянок и т.п. Рассчитано постановление было прежде всего на размещение рабочих и их семей. В срочном порядке выявлялись ещё недостроенные здания, а с приближением холодов производилось утепление уже существующих. Труднее всего жилось в общежитиях, которые обычно размещались в бараках без бытовых удобств.
"Типичным приёмом являлось "уплотнение жилого фонда", т.е. подселение эвакуантов к городским жителям, а нередко и добровольно-принудительное временное выселение последних в сельскую местность"
Не всем рабочим коллективам удалось обеспечить достойные жилищные условия. Нередко в документах отмечаются сильная скученность, холодные неотапливаемые помещения, антисанитарное состояние, грязь и завшивленность.
Ситуация с едой тоже была весьма далекой от условий мирной жизни.
1 сентября 1941 года в крупных городах Саратовской области были введены продовольственные карточки на хлеб, сахар и кондитерские изделия. С 23 октября карточки ввели уже и в малых городах, и в рабочих посёлках.
Горожане по-разному ощущали недостаток продовольствия. Но "досыта не питался почти никто"
Чтобы люди могли прокормиться, местная власть выявляли пустующие земли в городах и вокруг них, которые могли быть использованы под огороды. "В дело нередко шли парки, скверы и т.п.".
Жизнь в годы войны даже в тылу была очень тяжелой.
И об этом, кажется, очень часто забывают сегодня псевдо-патриоты, которые как безумные орут своё знаменитое "можем повторить!", воспринимая войну лишь как череду побед.
"Состояние столовых при заводах нередко оставляло желать лучшего. Отсутствие ложек, вилок, столов, стульев было в них весьма характерным явлением. ... Но более всего раздражали рабочих многочисленные очереди в обеденные перерывы, чтобы нормально пообедать приходилось отстоять по 1,5–2 часа, как результат – опоздание на работу и простой производства".
Ко всему прочему советская власть в годы войны ввела всевозможные меры, чтобы эффективно отжимать у граждан даже те деньги, что они зарабатывали тяжелым трудом в тылу.
В общей сложности удержания из заработной платы рабочих и служащих выросли за время войны в 3 раза, с 9,5% в 1940 г. до 30% в 1944 г."
Подробнее об этом читайте здесь
Люди - не роботы, а работать и жить в условиях лишений и сложности непрерывно способны только герои из книг. Поэтому население пыталось облегчить себе жизнь, как умело.
В связи с этим "неотъемлемым элементом миграций периода войны были миграции в форме ухода с предприятий", пишет автор исследования.
Проще говоря, народ с заводов достаточно активно дезертировал
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г. рабочие и служащие военной промышленности и смежных с ней отраслей на время войны прикреплялись к заводу, а уход с него карался 5–8 годами лишения свободы.
И все равно на протяжении всей войны дезертирство не прекращалось.
"Главным фактором, побуждавшим рабочих к фактическому побегу, являлись невыносимые материально-бытовые условия жизни.
С фабрики им. Самойловой за период января–августа 1943 г. сбежали 113 человек, в подавляющем большинстве – эвакуированные. Причиной было плохое питание, отмечались случаи опухания от голода (источник данных - документы из госархива Саратовской области, фонд Р-2374. Оп. 11. Д.6. Л. 43).
На авиационном заводе № 213 только за один день, 23 января 1942 г., из общежитий сбежали 16 человек, молодых рабочих. Причина: грязные неотапливаемые помещения, отсутствие минимальных удобств".
Партийное руководство всячески осуждало дезертиров, старалось создать отрицательное общественное мнение о них, устраивало массовые обсуждения и коллективное порицание провинившихся. А силовые структуры преследовали беглецов, организовывали на крупнейших производствах открытые процессы. "Одним словом, репрессивные меры преобладали", резюмирует автор.
Резкий рост дезертирства наблюдался в период освобождения ряда территорий Советского Союза от врага.
"В распоряжении заместителя наркома внутренних дел Круглова ясно сказано, что рабочие отправляются "в районы, освобождённые от немецких оккупантов, к месту прежнего жительства". (Источник данных - документы госархива Саратовской области: Ф.Р-2374 оп.11, д.2, л.28).
"Какое-то определённое число дезертиров на предприятиях эвакуированной промышленности присутствовало всегда. Этот показатель мог составлять от 3 до 10 человек в месяц, что говорит о некоем устойчивом слое дезертиров.
Рабочие уходили и с тех предприятий, где с уровнем жизни дела обстояли неплохо, т.е. не было экономического повода для дезертирства.
Учитывая, что большинство дезертиров – это молодые люди в возрасте до 25 лет, мы склонны предположить, что речь может идти о психологическом надломе человека.
Не выдерживая повседневных военных будней, эти люди отправлялись в поисках лучшей доли в иные места, без конкретных ориентиров на будущее.
Ликвидировать такие настроения было практически невозможно, пока существовал сам феномен военной повседневности."
***
Ставь лайк и подписывайся на канал
=> Рыба сгнила с головы: почему СССР был обречен на развал ещё до Горбачёва
=> В России всё больше бедных и всё больше миллиардеров. В чем же состоит главная причина роста неравенства?
=> Чудовищная цена сталинизма