Найти тему

Неизвестные планы Вермахта по уничтожению Ленинграда

Битва за Ленинград в советское время всегда изображалась как многочисленные попытки Вермахта взять город штурмом, привлекая для этого массы танков и авиации, сверхтяжёлую артиллерию. Всю эту махину сдерживали войска Красной Армии у самых городских пригородов.

Однако, как сейчас мы уже совершенно точно знаем, во время всей войны у немцев не было планов по штурму города. От слова вообще. Немецкое командование просто боялось уличных боёв, которые привели бы к огромным потерям.

Возможно, они уже осознали способность частей Красной Армии стоять насмерть и не отступать. А может быть просто исходили из прагматических соображений, что запертые в городе советские войска, которым некуда отступить, будут биться до последнего. Это не важно, важно, что Гитлер приказа штурмовать город не давал. Уничтожить планировал, но штурмовать не приказывал. Тем более, что сыграл свою роль и ещё один фактор — наступление на Москву. Для этого, как считало руководство Третьего Рейха, наиважнейшего наступления нужно было собрать все силы, а взять их можно было лишь из-под Ленинграда. Посему, командование группы армий «Север» получило приказ Ленинград взять в кольцо вместе с финнами, и как только город будет окружён, все подвижные соединения и авиацию отправить под Москву. Сейчас мы знаем так же, что в группе армий «Север» всё-таки не исключали возможности захватить Ленинград именно штурмом, но при условии, что сложится подходящая ситуация. Что подразумевалось под «подходящей ситуацией» неизвестно, но мне кажется, что нечто вроде: немцы начинают наступление, а все части Красной Армии начинают дружно сдаваться в плен, или хотя бы обращаться в бегство. Поскольку на второй-третий день наступления стало ясно, что «подходящей ситуации» не предвидится, то про штурм быстро забыли. Хотя возможно у немцев и были шансы ворваться на улицы Ленинграда. Страшно подумать, что было бы тогда. Даже в варианте альтернативной истории представлять не хочется такой ситуации.

Опять же до сих пор во многих трудах и, особенно, в учебниках пишут, что был у Вермахта и ещё один план штурма Ленинграда, в 1942 году. Когда, после взятия Севастополя, армию Манштейна стали перебрасывать под Ленинград. Однако и тогда планов штурма не было. Манштейн должен был соединиться с финнами и замкнуть город в более плотное кольцо, лишить возможность снабжения через Ладожское озеро.

Так что немецкое командование рассматривало в отношении Ленинграда только один вариант действий — держать в окружении и ждать, когда все внутри кольца умрут от голода и холода. Как при этом умирают дети, немцы мало беспокоились.

Собственно, всё, что я пока изложил, уже относительно хорошо известно. Во всяком случае писали много на эту тему.

Я же хотел рассказать ещё о некоторых планах, которые немцы не претворили в жизнь.

О том, что полностью взять город в кольцо не удалось, немцы поняли ещё до того, как появилась ледовая Дорога Жизни. Поэтому уже в октябре началось наступление Вермахта на Тихвин. После того, как пал Тихвин, хотя немцы с финнами и не соединились, но была отрезана единственная железная дорога, ведущая к Ладоге. То есть Ленинград оказался почти полностью отрезан, и лишь героические усилия строителей, проложивших в непролазных болотах что-то вроде дорог, и шоферов, которые по этим болотам умудрялись проезжать, хоть как-то поддерживали город. Именно тогда нормы выдачи хлеба в Ленинграде упали до страшных 125 грамм. Тихвин, слава богу, наши войска отбили, равно как и возможность нового наступления в том направлении.

Но идея отрезать Ленинград зимой 1941/42 годов у немцев, видимо, всё же была и другая.

Давно уже на одном из немецкоязычных форумах мне попалась информация, что 25-го декабря командованием группы армий «Север» был получен приказ на проведение операции по перерезанию путей снабжения Ленинграда.

Немцы рассматривали сразу три возможных варианта действий. Один из них предусматривал захват Кобоны и Лаврово на восточном берегу Ладоги, которые являлась базой для доставки грузов.

Второй вариант предусматривал захватить острова Большой и Малый Зеленец силами лыжников.

Но наиболее перспективным немецкое командование считало третий вариант, предусматривающий захват западного берега Ладоги. Немцы полагали, что, когда замерзнет полностью Нева и Ладога, можно будет нанести два удара. Один через Неву, а второй по льду озера прямо на Коккорево. Причём в этом случае речь шла уже не про лыжников, удар на Коккорево должны были наносить подвижные части. Предполагалось, что лёд выдержит вес танков, а советским войскам будет нечего противопоставить танковому удару.

Вот советская карта обороны Дороги Жизни, на которую я нанёс все три возможные направления немецкого наступления.

-2

Зеленоватый оттенок показывает план по захвату Кобоны. Он кажется самым маловероятным. Немцам пришлось бы прорывать оборону нашей 54-й армии, а потом наступать без каких-либо дорог вдоль берега Ладоги.

Голубоватым показан возможный удар лыжников прямо на острова Большой и Малый Зеленец. Однако, им бы пришлось на льду выдержать пулемётный огонь стрелковых подразделений, охранявших трассу. А ещё стоит вспомнить, что вдоль трассы стояли зенитные установки, а особенно много их было в районе именно островов, которые немцы собирались занять. Атаковать пехотой позиции 37-мм автоматических пушек — уже самоубийство, а если ещё эта атака на льду (а в центральной части озера лёд ровный, торосов мало, укрыться негде), то стоит вспомнить, что немцы потерь боялись очень. А в этом случае речь шла бы об огромных потерях.

А если бы ещё авиация вмешалась! Весь бы лёд бы усеян немецким трупами.

Что же касается третьего варианта, нанесённого на карту фиолетовым цветом, то тут тоже есть ряд сомнений. Прорваться по льду через Неву может быть и получилось бы, а дальше что? Дорог вдоль западного берега Ладоги нет, двигаться крайне сложно. Танковый же удар по льду выглядит в теории впечатляюще. Хотя танки на льду и расстреливать удобнее. Но, как показал опыт эксплуатации той же Дороги Жизни толщина льда ещё не даёт гарантии, что по нему можно проехать. В частности, скопление машин на льду создаёт опасные вибрации с непредсказуемыми последствиями. Не говоря уж про полыньи в самых неожиданных местах. Так что пустить по льду бронетехнику не так просто. А если советская авиация? Даже если проводить операцию в плохую погоду, можно вспомнить, что наши лётчики умудрялись летать в невероятных условиях, даже без шансов выжить. А если бы всё-таки поднялось несколько штурмовиков или бомбардировщиков? Им ведь даже попадать по танкам не надо, главное бомбы побольше калибром бросить в районе колонны. И вот вам финал Ледового побоища образца 1941 года.

Может быть я не прав, и изощрённый (он же сумрачный) тевтонский гений что-то придумал бы по решению описанных проблем? Не знаю.

В любом случае, до реализации этих планов дело не дошло, у немецкого командования было слишком много проблем на этом участке фронта и слишком мало сил для экспериментов. И слава богу.

Ленинградцам и так хватило испытаний с лихвой.

Рекомендую вам мою статью:

Как простые шофёры спасали Ленинград