Найти тему
Cinema Vibe

“Маньяк”: скандально известный психоделический слэшер, ставший культовым

Оглавление
Кадр из фильма "Маньяк"
Кадр из фильма "Маньяк"

Низкобюджетный хоррор Уильяма Лустига “Маньяк” в свое время наделал немало шума. Из-за предельно демонстративного изображения жестокости фильм был запрещен в Британии и сильно порезан на монтаже для тех стран, где картину все-таки решили показать.

Несмотря на постоянные проблемы с прокатом и ультранизкий бюджет, фильм собрал отличную кассу и, несмотря на совершенно полярные мнения критиков, входит в список самых пугающих фильмов ужасов за все время по версии многих изданий.

Кадр из фильма "Маньяк"
Кадр из фильма "Маньяк"

История о серийном убийце, показанная в фильме, имеет все сюжетные клише о подобных личностях: тяжелое детство, постоянные побои от матери и одновременная привязанность к ней - и вот мы получаем очередного безумца, коллекционирующего скальпы своих жертв и проводящего время в компании манекенов.

Разумеется, что наибольшего количества хвалебных отзывов удостоился исполнитель главной роли Джо Спинелл. Согласие такого маститого актера участвовать в съемках копеечного хоррора оказалось для режиссера невообразимой удачей, которой он грамотно воспользовался.

Кадр из фильма "Маньяк"
Кадр из фильма "Маньяк"

Усилиями Спинелла (ну и благодаря сценарию, конечно) его герой получился по-настоящему многогранным, за небольшой хронометраж представшим перед зрителем в двух ярких образах.

Похожий на опустившегося маргинала, отталкивающий своим диким взглядом, он крадется позади своей жертвы, дыша при этом как раненый зверь - и уже пару сцен спустя предстает перед зрителем обаятельным и стильным мужчиной, в котором можно увидеть скорее представителя какой-то творческой профессии, а не серийного убийцу.

Кадр из фильма "Маньяк"
Кадр из фильма "Маньяк"

Еще один человек, которому картина обязана своим успехом - знаменитый мастер спецэффектов Том Савини. Известный своими неординарными решениями при создании эффектов и их натуралистичностью, в этот раз “Гений крови” не на шутку разошелся и применил всю свою изобретательность.

Вершиной его мастерства в этой картине стал знаменитый выстрел из ружья, после которого голова жертвы буквально “взрывается”, демонстрируя зрителям все свое содержимое. По признанию Стивена Кинга, смотревшего фильм на премьере, люди буквально выбегали из кинозала в шоке и отвращении.

Кадр из фильма "Маньяк"
Кадр из фильма "Маньяк"

Это совсем нетипичный слэшер - многое элементы здесь превращают его в некое подобие артхауса от мира хорроров. Постоянные галлюцинации маньяка и его безумные монологи перед манекенами дополняются невероятно затянутыми сценами преследования жертв и психоделическим синтезаторным саундтреком.

Эта необычная картина, наверное, добилась всего, к чему стремятся проекты подобного уровня: ажиотажа и постоянных скандалов перед премьерой, хороших кассовых сборов и последующего внесения в топ лучших хорроров в истории. Разве можно мечтать о чем-то еще?

Обзоры на другие ретро-хорроры о серийных убийцах:

"Страх" Геральда Каргля, 1983

"Безумие" Джеффа Джиллена и Алана Ормсби, 1974