Несложно догадаться, что ещё в древности людям периодически требовалось доставить что-то на другой конец поселения или в соседнюю провинцию. В лучшем случае. Но как эти путешествия с ценными грузами превратились в отлаженную систему курьерских служб, которые мы знаем сегодня? Приглашаем собрать историю развития индустрии по крупицам вместе с нами!
Первые упоминания о курьерах восходят аж к Античности. Тогда их называли по-разному, в том числе гонцами, вестниками и посыльными. Изначально в путь отправлялись пешком, позже для скорости начали использовать лошадей.
Путешествие с важной вестью из пункта А в пункт Б было не только сложным и долгим занятием, но ещё и опасным. Поэтому многие курьеры того времени перед уходом давали наставления семье, завещали имущество — в общем, прощались, как в последний раз.
В Древнем Риме курьеров называли курсориусами и табеляриями. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенных, поэтому иногда курьеры оказывались не такими уж и самоотверженными, и с доставкой возникали проблемы.
В Древнем Китае с развитием курьерской деятельности у гонцов даже появилась иерархия: конные посыльные были почетнее пеших. Уже в 7-10 веках н.э., во времена династии Тан, император лично назначал генерал-почтмейстеров. Неудивительно, что такая политика существенно сказалась на скорости доставки императорских приказов.
А как шёл процесс в Европе? Внимание — дата! В 1464-м году приказом Людовика XI во Франции были учреждены королевские курьеры. Служба, разумеется, предназначалась только для государственных нужд. А ещё в тот период по всему королевству распространилась сеть станций для смены лошадей.
В Англии конные гонцы в этот временной период тоже были явлением распространенным. А при Эдуарде I начали создавать и почтовые станции, где можно было арендовать лошадей.
Качество курьерской доставки, кстати, решали не самым изысканным способом. Но, конечно же, очень действенным: наказывали за провинность сурово, вплоть до повешения.
Интересно обстояли дела в Германии: курьерами там становились мясники. Они совмещали почтовую службу с ремеслом и передавали почту, по пути закупая сырьё, необходимое для основной работы.
На Руси организованная служба государственных гонцов образовалась в 10-м веке. Гонцам в каждом городе и поселении крестьяне были обязаны предоставлять лошадей и повозки для государственных нужд — это называлось «повозом». В 13-м веке появилась ямская гоньба для доставки писем. Тогда же на трактатах и дорогах появились ямские дворы для смены экипажей. В 16-м веке гоньба стала государственной службой.
Пешие курьеры, конные… Затем к ним присоединяется доставка на дилижансах. Но глобальные перемены в доставке случаются в 19-м веке — с развитием пароходства и железных дорог. Кстати, Россия стала одной из первых стран, организовавшей перевозки отправлений по железной дороге. Уже в 1837 году посылки доставляли по-новому. А к началу 19-го века в России было более 460 почтовых и курьерских учреждений.
В начале 20-го века доставка снова ускоряется — теперь благодаря самолётам. В 1969 году появилась первая авиа-доставка, и курьерские компании смогли увеличить скорость и дальность доставки грузов.
Сложно поверить, что всего 100-200 лет назад доставка отправлений по России считалась невероятно быстрой, если не превышала полугода. К счастью, сейчас нам столько ждать не приходится. Что же будет с курьерской службой дальше?