Найти тему
Роман Апрелев

“Три мушкетера” с новыми песнями

Приключения д'Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса не только многократно экранизировали, но и показывали на театральной сцене. И в России частенько для инсценировок используют песни из знаменитого фильма Юнгвальд-Хилькевича. Они настолько хорошо подходят к сюжету, что особо и пьесу сочинять не надо. Так, заполнить паузы между музыкальными номерами диалогами на основе романа Александра Дюма-старшего.

Кадр из телеверсии спектакля "Три мушкетера"
Кадр из телеверсии спектакля "Три мушкетера"

Московский государственный музтеатр пошел своим путем. У них в спектакле “Три мушкетера” звучат оригинальные песни, музыку к которым написал Владимир Качесов. И уже за смелость труппу хвалю. Все-таки “Пора-пора-порадуемся” мы слышали в каноническом исполнении, а остальное - это уже перепевки.

Кадр из телеверсии спектакля "Три мушкетера"
Кадр из телеверсии спектакля "Три мушкетера"

Впрочем, сравнения со шлягерами Максима Дунаевского и Юрия Ряшенцева все равно не избежать. И сохранить объективность нелегко. Одно ты знаешь с детства, с другим едва знаком. Считаю театральные песни весьма достойными, но все же уступающими кинематографическим. Мелодия Дунаевского богаче. Слова Ряшенцева лучше ложатся на память. Песня театрального Атоса вряд ли может подвинуть в восприятии балладу “Есть в графском парке черный пруд...”. Ну и песня на гибель Констанции в исполнении Боярского тоже выигрывает без вопросов. Но и в любимом фильме тоже есть вполне проходные куплеты. Помните ли вы наизусть “Песню о католиках и гугенотах”?

Кадр из телеверсии спектакля "Три мушкетера"
Кадр из телеверсии спектакля "Три мушкетера"

Ну и куда без одомашненного модернизма? Хотя действие происходит в XVII веке, мушкетеры одеты как байкеры и разъезжают на мотоциклах. А возлюбленная Портоса госпожа Кокнар подносит друзьям винные мехи, раскрашенные в цвета французского триколора. Как вы понимаете, этот флаг никак не мог существовать при Бурбонах, он появился в самом конце XVIII столетия.

Кадр из телеверсии спектакля "Три мушкетера"
Кадр из телеверсии спектакля "Три мушкетера"

Ну и традиционная ошибка режиссеров: самая красивая актриса получает роль Констанции. Я не к тому это, что у Дюма не так было. Тексту не обязательно следовать слепо. Но вот здесь-то стоило бы к автору прислушаться. Ведь в том и сила образа Миледи, что она была совершенством снаружи и порождением ада внутри.

Кадр из телеверсии спектакля "Три мушкетера"
Кадр из телеверсии спектакля "Три мушкетера"

Режиссер Геннадий Чихачев обещал выстроить сразу четыре любовные истории: по одной для каждого героя. Но они получились явно не равноценными. Собственно, Дюма в этом вопросе не проведешь. В остальном же получилась веселая авантюрная история про персонажей, которых все мы любим с детства. И что-то там еще тра-ля-ля-ля. Перед грозой так пахнут розы...

Читайте также: Актуальны ли сегодня оперетты?