Найти в Дзене
Морская коллекция

Эскадренные миноносцы. За месяц до Перл-Харбора. «Рубен Джеймс» DD-245

Оглавление

Есть у Соединенных Штатов одна милая привычка- приходить на большую войну к шапочному разбору, когда противники уже крайне изнурены процессом. Пока на другой стороне света лилась кровь, американцы усиленно настраивали промышленность на военные рельсы, без вражеских войск на своей территории, без бомбежек и беженцев.

В первой мировой разогнаться не успели-уже мир. А куда девать уже сделанное? Так и встали сотни новеньких эсминцев на хранение в американских базах. До поры...

Флотилия эскадренных миноносцев после Первой Мировой войны
Флотилия эскадренных миноносцев после Первой Мировой войны

На фото эсминцы в резерве на базе ВМФ в Сан Диего, 10 Сентября 1924го года. Примерно 77 эсминцев на фото.
На фото эсминцы в резерве на базе ВМФ в Сан Диего, 10 Сентября 1924го года. Примерно 77 эсминцев на фото.
а это Филадельфия
а это Филадельфия
26 эсминцев на якорной стоянке Тин Кен Роу в Сан-Диего
26 эсминцев на якорной стоянке Тин Кен Роу в Сан-Диего
-6

Флот США насчитывал в начале 1920-х годов 319 эсминцев (включая 14 минзагов). В феврале 1926 года только на консервации находился 161 эсминец, 85 - в Филадельфии, и 76 - в Сан-Диего.

Огромный флот "гладкопалубников" («флэшдеккеров» или «четырёхтрубников») съедал значительную часть флотского бюджета, блокируя обновление парка. Поэтому их распихивали направо и налево, в береговую охрану, в минзаги, плавбазы, транспорты, на эксперименты, на отстрелы как цели.

К 1936 году оставалось 169 гладкопалубников, включая четыре корабля 1-й серии (тип "Колдуэл").

С началом Второй Мировой войны в Европе Президент Рузвельт приказал установить "Нейтральный Патруль" у Восточного побережья США, на подходах к Панамскому каналу, в Мексиканском заливе и бухте Гуантанамо, Куба. Для патрулирования флот США вернул в эксплуатацию 77 эскадренных миноносцев и минных заградителей с консервации.

Вместе с эсминцами, находившимися в строю, они защищали торговые пути из США в Европу, мешая "свободной охоте" немецких подлодок и рейдеров.

Среди них был и эскадренный миноносец USS Reuben James (DD-245), представитель самой массовой (156 единиц и 6 недостроены) серии "гладкопалубников", стандартных эсминцев американского флота, построенных с 1919 по 1922 год- типа «Клемсон». Это была эскортная версия другого массового американского эсминца типа «Викс» (111 единиц) с усиленным противолодочным вооружением. Имя он получил в честь Рубена Джеймса ( около 1776–1838 гг.) — героя Первой берберийской войны, в 1804 году при абордаже захваченного арабами из Триполи американского фрегата «Филадельфия» он закрыл собой командира. Кстати, выжил.

Подвиг Рубена Джеймса
Подвиг Рубена Джеймса
сам герой
сам герой

-9

Это крестная эсминца, мисс Хелен Ливингстон Штраус, дочь контр-адмирала Джозефа Штрауса.С ее помощью эсминец был спущен на воду 4 октября 1919 года.

«Рубен Джеймса» вступил в строй 24 сентября 1920 года под командованием командира Гордона У. Хейнса.

-10
Верфь Нью-Йоркской судостроительной корпорации, Камден, Нью-Джерси. Одиннадцать эсминцев достраиваются в Мокрой котловине между пирсами 3 и 4. Фото датировано 28 сентября 1920 г. Присутствующие корабли идентифицированы как (слева направо): Чайлдс (DD-241), введен в строй 22 октября 1920 г.; Рубен Джеймс (DD-245), введен в строй 24 сентября 1920 г .....
Верфь Нью-Йоркской судостроительной корпорации, Камден, Нью-Джерси. Одиннадцать эсминцев достраиваются в Мокрой котловине между пирсами 3 и 4. Фото датировано 28 сентября 1920 г. Присутствующие корабли идентифицированы как (слева направо): Чайлдс (DD-241), введен в строй 22 октября 1920 г.; Рубен Джеймс (DD-245), введен в строй 24 сентября 1920 г .....

«Рубен Джеймсу» повезло, он не попал в отстойник резерва, его включили в состав Атлантического флота США. 30 ноября 1920 года он вышел из Ньюпорта, штат Род-Айленд, в Зеленику (Югославия) и нес службу в Средиземном море с 1921 по 1922 год. Европа еще бурлила после мировой войны, эсминец весной и летом 1921 года базировался на Зеленику и Дубровник, помогал беженцам и участвовал в послевоенных мероприятиях.

В октябре 1921 года в Гавре он присоединился к бронепалубному крейсеру «Олимпия» в церемонии, посвященной возвращению останков Неизвестного солдата в США. В Данциге с 29 октября 1921 года по 3 февраля 1922 года эсминец помогал Американской администрации помощи (АРА) в ее борьбе с голодом. голода и страданий. 17 июля 1922 года эсминец завершил службу в Европе.

Затем эсминец, базируясь на Нью-Йорк, патрулировал в начале 1926 года побережье Никарагуа, пресекая поставки оружия повстанцам генерала Аугусто Сандино.

Весной 1929 года «Рубен Джеймс» участвовал в маневрах флота с использованием военно-морской авиации. 20 января 1931 года в Филадельфии его списали в резерв. Но уже 9 марта 1932 года он снова понадобился, был возвращен в строй и патрулировал Атлантику и Карибское море после переворота Рубена Фульхенсио Батисты на Кубе.

В 1934 году эсминец временно перевели в Сан-Диего, там он участвовал в совместных маневрах с авианосцами. В январе 1939 года его вернули на Атлантику. Через несколько месяцев началась новая мировая война.

«Рубен Джеймс» остался в истории как первый американский корабль, потопленный в годы Второй мировой войны. За 5 недель до официального вступления в нее США.

-12
-13
-14

-15
-16

-17

-18

«Рубен Джеймс» DD-245, USS Reuben James (DD-245). New York Shipbuilding. Строительство начато 2(9) апреля 1919 года. Спущен на воду 4 октября 1919 года. Введён в эксплуатацию 24 сентября 1920 года. Потоплен U-552 в северной части Атлантического океана 31 октября 1941 года. Исключен из списков 25 марта 1942 года.

Водоизмещение 1190 тонн, стандарт 1215 длинных тонн (1234  тонны ). Длина 95,83 м. Ширина 9,65 м. Осадка 2,84 м.
Двигатели- 2 × паровые турбины с редуктором. 2 × вала, 26 500  л.с. Скорость хода 35 узлов. Дальность 4900  миль при скорости 15 узлов. Экипаж 114-159 человек
Вооружение- 4 × 102-мм, 1 × 76-мм зенитная пушка. Минно-торпедное вооружение 12 × 533-мм ТА
Клемсон-дальний.
Клемсон-дальний.
-20
-21
-22

Начало войны в Европе в сентябре 1939 года заставило США принять меры по охране трансатлантической торговли, которая стала целью германских надводных и подводных рейдеров.

4 сентября командующий военно-морскими операциями (CNO) ВМС США учредил объединенное воздушное и корабельное патрулирование атлантического побережья Соединенных Штатов , включая Карибский бассейн, а 5 сентября президент Франклин Д. Рузвельт объявил о нейтралитете Соединенных Штатов и объявил о морском патруле нейтралитета.

В отличие от ситуации в Первую мировую, когда в 1914-1916 годах нейтральные американские боевые корабли были просто свидетелями потопления союзных кораблей кайзеровскими подлодками и максимум могли только спасать людей с потопленных судов, на этот раз инструкции американским ВМС были жесткими-они сопровождали корабли союзников вместе с британскими кораблями охранения, должны были первыми активно сообщать о немецких подводных лодках, а затем «стрелять на месте».

Зона нейтралитета располагалась в пределах линии, простирающейся на восток от Бостона до 65 градусов западной долготы. и оттуда на юг до 19-й параллели и в сторону моря вокруг Подветренных и Наветренных островов.

Формально, конечно, нейтралитет распространялся на обе воюющие стороны, но в реальности все бонусы были у британцев.

Карта морской зоны безопасности, созданная в соответствии с Панамской декларацией в октябре 1939 года
Карта морской зоны безопасности, созданная в соответствии с Панамской декларацией в октябре 1939 года

Три линкора с авианосцем образовали группу поддержки с базированием на Хэмптон-Роуд (линкоры USS  Arkansas , Texas и New York с авианосцем USS  Ranger), а из эсминцев были сформированы 8 патрулей с зонами ответственности.

«Рубен Джеймс» вместе с эсминцами USS  Manley , Barry , Decatur вошел в Третий патруль, зона ответственности между 34-й и 38-й параллелями. Отряд патрулировал атлантическую и карибскую акваторию у побережья штатов.

Британцам Битва за Атлантику давалась тяжело. Оказалось, что патрульных кораблей у англичан крайне недостаточно, а потери кораблей основных классов очень чувствительны. Черчилль был вынужден фактически сдать английские колонии за 50 старых американских эсминцев-гладкопалубников.

В начале 1941 года президент Рузвельт тайно организовал 24-ю оперативную группу по защите конвоев, Силы поддержки Атлантического флота США, под командованием контр-адмирала Артура Л. Бристоля. ВМС США повторно ввели в строй 77 эсминцев и легких минных заградителей из резерва. 9 августа 1941 года президент Рузвельт согласился предоставить американские эсминцы для сопровождения канадско- исландской части трансатлантических конвоев HX и конвоев ON.

К июлю 1941 года американцами была оккупирована Исландия ( тогда часть Датского королевства), там создана мощная авиационно-морская военная база.

16 сентября 1941 года в порт назначения отправился первый конвой с американским эскортом (HX 150).

В марте 1941 года «Рубен Джеймс» включили в состав сил сопровождения конвоев , идущих в Великобританию. Американские эсминцы сопровождали конвои до Исландии , где передавали их под британский эскорт. Отряд базировался в Хвальфьордуре ( Исландия), им командовал лейтенант-коммандер Хейвуд Лейн Эдвардс, командир «Рубен Джеймс».

Столкновения с немцами были предсказуемы и они начались практически сразу. Уже 10 апреля 1941 года эсминец «Ниблэк» DD-424 сбросил глубинные бомбы на подводную лодку.

19 июня 1941 года немецкая подлодка обнаружила линкор «Техас» (USS Texas) в зоне блокады Великобритании, но атаковать не смогла. После этого Гитлер приказал избегать подобных инцидентов с американцами.

«Жизненно важно отложить вступление Америки в войну… не должно быть никаких инцидентов с США до середины октября».

4 сентября 1941 года эсминец USS Greer (DD–145) атаковал немецкую подлодку U-652, но неудачно, а она по нему тоже неудачно отстрелялась двумя торпедами. К тому времени было потоплено шесть американских торговых судов, а также несколько американских торговых судов под панамским флагом.

11 сентября Рузвельт объявил, что корабли стран Оси могут заходить в зону нейтралитета на свой страх и риск, а ВМС США получили приказ атаковать любое судно, угрожающее кораблям под американским эскортом.

«Установленные правила призывали, чтобы американские военные корабли в ситуациях, где не требовалась защита судов под флагом США или Исландии, не предпринимали ничего, кроме “слежения и доклада”».

17 октября 1941 года при сопровождении конвоя SC 48 был торпедирован эсминец USS Kearny (DD-432). Торпеда, выпущенная U-568, попала в правый борт, убив 11 и ранив 22 человека. Это был новейший эсминец типа Gleaves (1630 тонн), построенный в 1940 году, он остался на плаву и вернулся на ремонт своим ходом.

«Президент Рузвельт ухватился за инцидент с «Кирни», чтобы заручиться поддержкой американского общественного мнения в своём решении охранять североатлантические конвои и в отмене закона о нейтралитете. В своём агрессивном выступлении 27 октября в день Военно-морского флота он заявил, что Соединённые Штаты пытались избежать открытия огня, но “стрельба началась”, и “история зафиксировала, кто сделал первый выстрел”. Хотя Гитлер и настаивал на необходимости избегать “инцидентов” с американскими кораблями, Йоахим Пройс (Joachim Preuss), командир U 568, не подвергся критике за торпедирование “Кирни”».

«Рубен Джеймс» 23 октября с четырьмя другими эсминцами покинул военно-морскую базу Арджентия на Ньюфаундленде и направился на восток, сопровождая конвой HX 156, следующий в Ливерпуль.

Конвой состоял из 44 судов, он шел на скорости около 8 узлов. «Рубен Джеймс» находился на левом фланге охранения напротив последнего судна в колонне на расстоянии около мили. Эсминцы DD-427 «Хилари П. Джоунс» и DD-421 «Бенсон» находились впереди слева и справа соответственно. Эсминец DD-142 «Тарбелл» (тип «Викс») двигался справа от последнего судна в конвое. Новый эсминец DD-424 «Ниблэк», на котором уже был установлен радар, замыкал конвой примерно в километре от транспортов.

На рассвете 31 октября 1941 года конвой был в 600 милях к западу от Ирландии. Он шел прямо, без противолодочных маневров. Но в 5-25 один из кораблей конвоя перехватил чужую радиограмму.

Получив сигнал, «Рубен Джеймс» отвернул для поиска его источника и в 5-39 был торпедирован двумя торпедами немецкой подводной лодкой U-552 под командованием капитан-лейтенанта Эриха Топпа. Обе торпеды попали в левый борт в районе первой трубы, почти сразу сдетонировали носовые артиллерийские погреба. Носовую часть по третью трубу оторвало и она мгновенно затонула.

Кормовая часть оставалась на плаву в течение 5 минут; из семи офицеров, 136 рядовых экипажа и одного пассажира были спасены 44 (по другим данным 45) человека, из них ни одного офицера. Еще один спасенный вскоре скончался от ран. Сто (по другим данным 115) человек погибло. Положение усугубила подводная детонация приготовленных глубинных бомб, на их счету около половины погибших.

"Боб сменился с вахты приблизительно 04:00 и решил поспать в на посту торпедистов за рубкой, вместо того, чтобы занять свою койку в жилом помещении.Наступал рассвет и было мало смысла идти туда, когда на посту к его распоряжению была большая и удобная куча спасательных жилетов. Вскоре после того, как он заснул, корабль был сотрясен сильным взрывом ( магазины в носу сдетонировали через секунды после попадания торпеды, послужив причиной гибели всех, кто находился в носовой части, кроме двух человек).
Когда он распахнул дверь все, что он увидел перед собой - это была стена огня. Корабль потерял носовую часть и пламя грозило зажечь топливо, которое вытекало в море. Он схватил спасательный жилет после чего начал передавать остальные своим товарищам выскочившим из жилых помещений на палубу. Не прозвучал приказ "покинуть корабль", но было очевидно, что это необходимо, поскольку корма быстро садилась в море. Только три из шести спасательных плотов уцелели и приблизительно 60-70 моряков оказались в ледяной воде, где расползалось нефтяное пятно.
За день перед трагедией эсминец атаковал гл. бомбами контакт полученный сонаром. Спусковые механизмы гл. бомб были установлены на safe. Но поскольку бомбы катились спусковые механизмы должны были автоматически встать на боевой взвод и бомбы будут взрываться на глубине 15 и 30 метров. Поскольку корма погрузилась, по крайней мере две бомбы взорвались, когда глубина их погружения достигла нужной отметки и стали причиной гибели многих моряков, находившихся в воде, также  ранив оставшихся.  Выжившие сбились в группу, разместив тяжелораненых на плотах. Не было никакой паники, каждый человек действовал спокойно, как будто бы это была обычная тренировка в оставлении корабля."Роберт Дж. Ховард.

Художественный принт, изображающий гибель военного корабля США «Рубен Джеймс» (DD-245), созданный Гриффитсом Бейли Коулом, который был свидетелем этого события   (Военно-морское командование истории и наследия)
Художественный принт, изображающий гибель военного корабля США «Рубен Джеймс» (DD-245), созданный Гриффитсом Бейли Коулом, который был свидетелем этого события (Военно-морское командование истории и наследия)

«Рубен Джеймс» оказался в ордере на позиции между транспортом с боеприпасами и "волчьей стаей" папаши Дёница. На эсминце не было американского флага.

На DD-142 «Тарбелл» наблюдатель увидел вспышку и услышал мощный взрыв в левой части конвоя. Затем последовали небольшие взрывы. Около 05-40 с «Бенсона» (DD-421) вызвали станции всех кораблей. Не отозвался «Рубен Джеймс»....Спасением уцелевших занимались эсминцы «Ниблэк» и «Хилари П. Джоунс».

Подводную лодку U-552, которая торпедировала эсминец, наказать не удалось. «Бенсон» три раза атаковал обнаруженную сонаром цель, «Тарбелл» несколько раз сбрасывал глубинные бомбы на подозрительные объекты, но лодка ушла невредимой.

U-552
U-552

Она вообще была очень везучей. Лишь 5 мая 1945 года U-552 была затоплена в Гельголандской бухте, чтобы не допустить попадания в руки союзников.

-26

«Рубен Джеймс» был исключен из военно-морского регистра 25 марта 1942 года.

Инцидент вызвал яростное возмущение в Соединенных Штатах, особенно когда Германия отказалась принести извинения, возразив, что эсминец действовал в зоне боевых действий. Гибель «Рубена Джеймса» не побудила США объявить войну Германии; однако стала предлогом для официального перевода Береговой охраны США из подразделения Министерства финансов США в состав ВМС США.

После гибели «Рубена Джеймса» Конгресс США принял поправки к закону о нейтралитете, которые предоставляли американским кораблям еще больше полномочий при охране конвоев. Начальник штаба ВМС США адмирал Гарольд Старк (Harold Stark) заявил: «Знает это наша страна или нет, но мы ведём войну».

А 7 декабря 1941 года США официально вступили в войну. Общественное мнение уже было подготовлено.

место гибели эсминца
место гибели эсминца

За время службы эсминец получил две награды- Медаль за вторую никарагуанскую кампанию и Медаль за службу обороны США с застежкой «FLEET» и буквой «A».

Эскадренный миноносец DD-245 "Рубен Джеймс"
Эскадренный миноносец DD-245 "Рубен Джеймс"

-29
USS_Reuben_James_(DD-245)_on_29_April_1939
USS_Reuben_James_(DD-245)_on_29_April_1939
USS Reuben James (DD-245) на реке Гудзон, 29 апреля 1939 года.
USS Reuben James (DD-245) на реке Гудзон, 29 апреля 1939 года.
USS Reuben James на ходу, 29 апреля 1939 года
USS Reuben James на ходу, 29 апреля 1939 года
Четыретрубный эсминец USS Reuben James после ввода в строй на военно-морской верфи Филадельфии, 9 мая 1932 года.
Четыретрубный эсминец USS Reuben James после ввода в строй на военно-морской верфи Филадельфии, 9 мая 1932 года.
Эсминец USS Reuben James, 1932 г.
Эсминец USS Reuben James, 1932 г.
Рубен Джеймс на якоре в Бар-Харборе, штат Мэн, США, 4 июля 1923 года.
Рубен Джеймс на якоре в Бар-Харборе, штат Мэн, США, 4 июля 1923 года.
-36
USS Reuben James на ходу, 1930-е годы
USS Reuben James на ходу, 1930-е годы
USS_Reuben_James_(DD-245) проходит через Панамский канал в разрезе Gaillard (теперь известном как Culebra Cut), конец октября 1934 года.
USS_Reuben_James_(DD-245) проходит через Панамский канал в разрезе Gaillard (теперь известном как Culebra Cut), конец октября 1934 года.
Эсминец USS Reuben James на мели на Кей-Лобос у северного берега Кубы, 30 ноября 1939 года. На следующий день он был спущен на воду
Эсминец USS Reuben James на мели на Кей-Лобос у северного берега Кубы, 30 ноября 1939 года. На следующий день он был спущен на воду
Эсминец USS Reuben James на мели на Кей-Лобос у северного берега Кубы, 30 ноября 1939 года. На следующий день он был спущен на воду
Эсминец USS Reuben James на мели на Кей-Лобос у северного берега Кубы, 30 ноября 1939 года. На следующий день он был спущен на воду
USS Lamson (DD-328) на заднем плане.
USS Lamson (DD-328) на заднем плане.
USS Reuben James (DD-245) и USS Truxtun (DD-229) и еще один неопознанный эсминец, стоящий за пределами гавани Нью-Йорка, 7 сентября 1940 года
USS Reuben James (DD-245) и USS Truxtun (DD-229) и еще один неопознанный эсминец, стоящий за пределами гавани Нью-Йорка, 7 сентября 1940 года
USS Reuben James (DD-245) следует за USS Saratoga (CV-3), когда они бороздят бурные воды Тихого океана. Корабли участвуют в учениях флота в 1938 г.
USS Reuben James (DD-245) следует за USS Saratoga (CV-3), когда они бороздят бурные воды Тихого океана. Корабли участвуют в учениях флота в 1938 г.
Первый линкор  США после Первой мировой  «Северная Каролина» (BB-55)  на  верфи в Нью-Йорке в начале 1941 года. Слева  корма эсминца «Эдисон» (DD-439) и  «Рубен Джеймс» (DD -245)
Первый линкор США после Первой мировой «Северная Каролина» (BB-55) на верфи в Нью-Йорке в начале 1941 года. Слева корма эсминца «Эдисон» (DD-439) и «Рубен Джеймс» (DD -245)
Рубен Джеймс во время посещения Бар-Харбора, штат Мэн, 4 июля 1923 года.
Рубен Джеймс во время посещения Бар-Харбора, штат Мэн, 4 июля 1923 года.
« Рубен Джеймс» (DD-245) покидает военно-морскую верфь Филадельфии после повторного ввода в эксплуатацию
« Рубен Джеймс» (DD-245) покидает военно-морскую верфь Филадельфии после повторного ввода в эксплуатацию
29 апреля 1939 года
29 апреля 1939 года
-48
-49
-50
-51

Первый погибший во Второй мировой американский корабль отпечатался в национальной памяти американцев.

Вуди Гатри написал песню «The Sinking of the Reuben James» («Потопление „Рубена Джеймса“») и исполнил ее с Питом Сигером и группой Almanac Singers . Песня Гатри имеет оригинальную мелодию для припева, но ее куплеты настроены на уже популярную мелодию песни «Цветок дикого леса». Позже Сигер также исполнил эту песню с The Weavers. Джонни Хортон исполнил песню Гатри на своем альбоме Johnny Horton Makes History. Kingston Trio выпустило версию песни Гатри на многочисленных альбомах. Трио Чада Митчелла выпустило версию песни Гатри на альбоме Reflecting .

Потопление «Рубен Джеймс» упомянуто в сериале «Война Фойла» , серия 4, эпизод 1, «Вторжение». Почтовая служба США выпустила памятную марку с эсминцем в 1991 году как часть набора «Вторая мировая война, 1941 год: мир в войне».

-52

1 апреля 1943 года эсминец сопровождения класса Buckley был введен в строй в качестве второго USS Reuben James (DE-153), он также участвовал в сопровождении атлантических конвоев.

USS_Reuben_James_(DE-153),_circa_in_1943
USS_Reuben_James_(DE-153),_circa_in_1943

С 1986 по 2013 год нес службу ракетный фрегат Reuben James FFG-57 класса Oliver Hazard Perry, уже третий этого имени в американском флоте.

FFG-57 USS Reuben James. 2012
FFG-57 USS Reuben James. 2012

Строго по официально принятой точке зрения США вступили в войну 7 декабря 1941 года, объявив ее Японии после нападения на Перл-Харбор. Но фактически американский флот уже вовсю действовал в интересах британцев, инцидент с «Рубен Джеймс» был четвертым. А если смотреть шире, неевропоцентрично, то первым кораблем США, потопленным в ходе Большой Второй мировой войны (с 1937 или даже 1931 года), будет канонерка USS Panay (PR-5) из патруля Янцзцы, отправленная на дно японскими самолетами 12 декабря 1937 года.

Так что просто поставлю перевод текста Вуди Гатри:

Как их звали, скажите мне, как их звали.
У вас был друг на «Добром Рубене Джеймсе».

Слышали ли вы о корабле под названием «Добрый Рубен Джеймс»?
Сражайтесь с мужественными воинами, достойными чести и славы.
Она летала среди звезд и полос земли. среди свободных
Но сегодня она в могиле на дне моря

(Скажи мне теперь) Как их звали, скажи мне, как их звали
Был ли у тебя друг на "Добром Рубене Джеймсе"
(Теперь скажи мне) Как их звали, скажи мне как их звали
Был ли у тебя друг на "Добром Рубене" Джеймс


Это было здесь, в темноте той неопределенной ночи,
Что мы ждали подводных лодок и ждали этого боя
Затем вой, и камень, и громкий взрыв,
И они положили этого Рубена Джеймса на холодное дно океана

(Скажи мне теперь) Как их звали, скажи мне, как их звали.
У тебя был друг на "Добром Рубене Джеймсе"


Теперь сегодня вечером в нашей стране так ярко горят огни
на фермах и в городах, что они рассказывают о той битве,
и теперь наши могучие боевые корабли будут плыть по огибающей магистрали , и помните имя этого доброго Рубена Джеймса.

Ральф У. Х. Клоппер, сигнальщик третьего класса
Ральф У. Х. Клоппер, сигнальщик третьего класса
Эдвин Луи Фарли из Харрикейна, Западная Вирджиния. Фарли, 24 года, был сигнальщиком первого класса
Эдвин Луи Фарли из Харрикейна, Западная Вирджиния. Фарли, 24 года, был сигнальщиком первого класса

Если что, список есть, могу в комментариях оставить, если кому интересно.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам