Поговорим о технике, которая давно стала стандартом для хорошей литературы. Внимание: разговор фактически пойдёт о спойлерах, так что некоторого количества оных избежать никак не получится.
Благодаря интернету уже не надо объяснять людям что такое «чеховское ружье». Это приём, когда писатель что-то вскользь упоминает в начале книги, до самого конца не раскрывая значение этой детали. Собственно, Чехов сформулировал всё несколько иначе: он предупреждал, что нельзя включать в сюжет детали, которые не являются необходимыми. Если упоминается, что герой положил в карман ключи — значит или украдут, или потеряет. Как-то примерно так.
«Властелин Колец» Джона Р.Р. Толкиена
Естественно, главным сюрпризом этой великой книги является живое ходячее ружьё по имени Горлум. Это мог быть проходной монстр, коих в саге встречается десятки. Его собирался убить ещё Бильбо, мог прикончить Саурон после пыток в Мордоре, или Гэндальф. Наконец, сам Фродо подумывал сделать это (однако послушал мага, который советовал пощадить несчастную тварь). В итоге экс-Смеагорл, будучи столь основательно подвешенным, выстрелил целых дважды.
В первый раз, когда паре хоббитов понадобился проводник через топи и горы Мордора. Второй раз в самом конце, когда Фродо в недрах Роковой горы все же не выдержал искушения кольцом. Детально пересказывать чудесный твист с откусыванием пальца не будем, вдруг кто-то ещё не в курсе.
Поттериана, Джоан Роулинг
В этом вроде бы детском чтении удачно стреляющих ружей имеется с полноценный арсенал. Перечислим лишь некоторые самые значимые.
Альбус Дамблдор доверяет Северусу Снейпу вопреки его явной (на первый взгляд) зловредности. В конце последней книги эта деталь стреляет. Да так, что теперь Снейп для фанатов — это второй обожаемый персонаж цикла.
Дневник Тома Рэддла. Еще во второй книге цикла нам предъявляют то, что станет ключевой для венца всей истории вещью. Что такое крестраж и как его изготавливают, самые наблюдательные могли примерно прикинуть ещё с самого начала. В шестой и седьмой части читатели узнают, что малозначительная деталь из «Тайной комнаты» была одной из ранних попыток Волдеморта обрести бессмертие. Обратите внимание, что «стреляет» даже способ уничтожения дневника с помощью яда василиска.
Шрам на лбу Гарри, парселтанг, палочки с перьями феникса и т.п. На протяжении всего цикла нам упорно намекают, что между героем и злодеем существует таинственная связь. Обычно в таких случаях оказывается, что они близкие родственники (см. «Звёздные войны»). Однако Роулинг этот приём использовала чуть более творчески [Далее спойлер]: в конце истории мы узнаём, что убив маму мальчика, Темный Властелин невольно сотворил себе дополнительный крестраж. И теперь чтобы уничтожить его Гарри придется добровольно пожертвовать своей жизнью. Столь коронное для всей истории ружьё было подвешено ещё в самой первой книге.
«Песнь Льда и Пламени», Джордж Мартин
Также представлена пестейшая россыпь интересных охотничьих аксессуаров, из которых мы разберём лишь главный.
Наследственное безумие Таргариенов. Выстрелившую под самый (по мнению фанатов слитый) конец фразу «когда рождается Таргариен, боги бросают монетку», Тирион произносит ещё в самой первой книге. Эксцентричный, несдержанный, однако психически более-менее здоровый брат Дени гибнет тоже в самой первой книге. Казалось бы, сложи один и один. Но нет. Нам кажется, что уж с ней-то теперь всё должно быть в порядке... А потом мы видим развязку сериала, ключевые вешки к которой, естественно, написал сам Мартин.
И это, если задуматься, вполне логично, потому что основная мораль всего цикла — «единоличная власть ведет к злоупотреблениям и слишком уж зависит от индивидуальных прихотей человека на троне». Для этого по определению пришлось бы дискредитировать даже самого симпатичного читателю монарха этой саги. Что и произошло. Причём развязка эта писателем, как видим, готовилась с самого начала. Просто реализована она была сценаристами сериала несколько аляповато.
«Два капитана», Вениамин Каверин
Размокшие письма из сумки утонувшего почтальона, которые герою читают в детстве вместо сказок, в романе «выстреливают» даже больше одного раза. В начале Саня знакомится с семьей пропавшего капитана Татаринова и невольно становится причиной смерти одного из них.
Позже он задается целью выяснить, что именно случилось с пропавшей экспедицией— и этот крючок держит внимание читателя на протяжении всей книги, которая вообще-то посвящена судьбам подростков предвоенного поколения. В самом конце, уже военным летчиком, Саня случайно оказывается близ места гибели экспедиции и выясняет что же всё-таки там случилось.
«Азазель» и «Смерть Ахиллеса», Борис Акунин
В первом романе цикла подчеркивается странная белизна глаз человека, который профессионально подрезал Эраста Фандорина (того спас лишь корсет, сыгравший роль бронежилета). В третьем романе цикла нам рассказывают историю Ахимаса Вельде — сына чеченки и голландского колониста, который стал топовым профессиональным убийцей. Ему-то, оказывается, и поручили «заказ» на Фандорина заговорщики в первой книге.
Напишите в комментариях к статье, какие ещё «чеховские ружья» в литературе произвели на вас особенно сильное впечатление.
Поставьте лайк и подпишитесь на канал, чтобы получать больше материалов на близкие темы в свою Яндекс-ленту.