Сразу после победы в Великой Отечественной войне советские власти взяли курс на увековечивание подвига советского народа в доселе невиданном противостоянии не просто с врагом, а с бесчеловечной идеологией, готовой поработить весь мир. Памятники, мемориалы, стелы и обелиски стали появляться в тех местах, где солдаты и командиры своей кровью обагрили перепаханный снарядами грунт и белый снег, где одним уготовано было принять смерть, а другим, не щадя себя, пядь за пядью выгрызать родную землю у оккупантов. Но кто мог лучше воплотить в скульптуре образ мужественных защитников страны и героев тыла, чем тот, кто сам был на волосок от смерти и сам до дна испил горькую чашу солдатской доли? Именно поэтому работы скульптора Евгения Вучетича, такие как «Родина-мать зовет!» в Волгограде, «Воин-освободитель» в Берлине и памятник Александру Матросову в Великих Луках впечатляют не только своими размерами, но и вдохновляющей и силой и одновременно искренностью, ведь их автору пришлось не просто оказаться на фронте, а в составе 2-й Ударной армии угодить в настоящую мясорубку в районе Мясного Бора.
К 1941 году Евгений Вучетич был уже достаточно известным в СССР скульптором: созданная им скульптурная группа «Климент Ворошилов верхом» в 1937 году в Париже получила Золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки, а сам он с 1940 года был назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства возводившегося Дворца Советов. Но начавшаяся война не заставила Вучетича остаться в тылу, несмотря на имевшуюся возможность, и он добровольцем отправился на фронт.
В 1942 году Вучетич в качестве художника был зачислен в редакцию газеты «Отвага», которую выпускала 2-я Ударная армия. «Ударники» в начале января в рамках Любанской наступательной операции форсировали Волхов и взяли курс на Любань, намереваясь прорвать кольцо блокады вокруг Ленинграда. Однако пробитый в позициях вермахта коридор оказался узким, что стало причиной плохого снабжения армии и дальнейшего окружения.
Поскольку положение 2-й Ударной армии месяц от месяца становилось все тяжелее, Вучетичу наравне со всеми приходилось испытывать тяготы окружения: в болотистой местности с приходом весны было сложно найти сухие клочки земли, авиация противника регулярно утюжила ослабшие части, не хватало продовольствия, воду из рек и ручьев было невозможно пить из-за находившихся там тел павших товарищей. Но Вучетич оставался в строю, а армейская газета регулярно выходила вплоть до последнего дня прорыва.
Несмотря на царящую вокруг жестокость Вучетич находил в котле в районе Мясного Бора источники для вдохновения. Уже после войны, работая над одним из памятников, он рассказал о таком эпизоде:
Во время одного из наших наступлений между мной и бегущим впереди молодым лейтенантом упала мина. В нескольких местах ее осколки пробили мою шинель. Обошлось. А лейтенант упал. Поравнявшись с ним, я обернулся, буквально на мгновение, но побежал дальше: наступление продолжалось… Когда я обдумывал композицию памятника, вспомнился этот эпизод. В памяти всплыли глаза погибшего лейтенанта, взгляд человека перед смертью.
Таким образом в своих работах он отдавал дань памяти своим товарищам, не дожившим до радостного дня окончания войны.
Самому Вучетичу «повезло»: он был ранен и эвакуирован из котла, в то время как десяткам тысяч солдат и командиров, не сумевшим прорваться к своим, суждено было либо навсегда остаться там, в «Долине смерти», либо попасть в плен, как случилось и с командующим 2-й Ударной армией генерал-лейтенантом Власовым. Последнее обстоятельство и стало причиной странной «забывчивости» Вучетича относительно его боевого пути.
Генерал Власов своим предательством бросил тень на героических бойцов 2-й Ударной, чем породил на долгие годы утвердившийся миф о том, что там, в Мясном Бору, лежат предатели. И хоть среди «ударников» и были единичные случаи перехода на сторону врага, основная часть командиров и красноармейцев сражалась до конца. Вучетич, конечно, не мог этого не знать, поскольку сражался с бойцами 2-й Ударной плечом к плечу, однако связь с возможными «предателями» могла навредить его репутации.
В газете «Новгородская правда» к двадцатой годовщине победы в Великой Отечественной войне Вучетич опубликовал свое обращение к новгородцам, в котором поздравлял их с праздником:
В день 22 июня [в тексте указана именно эта дата – прим. авт.] сердечно поздравляю вас с тем, что миновало 20 лет после окончания Великой Отечественной войны, участником которой я был, находясь в войсках Волховского фронта. Пусть растет ваш чудесный город, пусть радуется молодежь и пусть люди всей Земли не станут свидетелями всех ужасов, которые видели мы – старшие. И пусть, наконец, каждый задумается над тем, какой вклад в дело мира внес он.
Скульптор в этом обращении, как и других своих высказываниях о войне, не упомянул о той армии, в которой сражался. По воспоминаниям Николая Орлова, пионера поискового движения в СССР, на вопросы о Мясном Боре Вучетич отреагировал так: «Что вы мне Второй ударной тычете, я не предатель!»
Годы шли, Вучетич создал множество монументов, посвященных героям Великой Отечественной войны, по всему Советскому Союзу, однако в Мясном Бору нет ни одного его памятника. Скульптор, удостоенный за свои работы множества наград и премий, предпочел забыть о тех, кто навсегда остался лежать в лесах и болотах немыми свидетелями страшных боев. Единственное, что он когда-то оставил там – это небольшая табличка из фанеры, которую Вучетич прикрепил на сосне у могилы своего боевого товарища Всеволода Багрицкого. На табличке были вырезаны строки из стихотворения Марины Цветаевой:
Я вечности не приемлю,
Зачем меня погребли?
Мне так не хотелось в землю
С любимой моей земли.
Источники:
Борис Гаврилов. Долина смерти: трагедия и подвиг 2-й Ударной армии;
Проверьте свои знания в новом разделе ТЕСТЫ
Литературный проект писателя Романа Воликова "ИГРА СЛОВ" - это синтез жанров, принципиально новая форма подачи литературного произведения, всегда острые и злободневные темы.